Бланк фиксации результатов (16 fp)

Ф.И.О.__________________________________________________ Дата________________

Возраст _________________________________________________ Пол_________________

Первичные факторы

MD = ____________ FB = ____________

Личностный профиль

Фактор Баллы Стены ( - ) Стены ( + )
A     Шизотимия · · · · · · · · · · Аффектотимия
B     Низкий интеллект · · · · · · · · · · Высокий интеллект
C     Слабость "Я" · · · · · · · · · · Сила "Я"
E     Конформность · · · · · · · · · · Доминантность
F     Десугенсия · · · · · · · · · · Сургенсия
G     Слабость "Сверх Я" · · · · · · · · · · Сила "Сверх Я"
H     Тректия · · · · · · · · · · Пармия
I     Харрия · · · · · · · · · · Премсия
L     Алексия · · · · · · · · · · Протенсия
M     Праксерния · · · · · · · · · · Аутия
N     Безыскусственность · · · · · · · · · · Искусственность
O     Гипертимия · · · · · · · · · · Гипотимия
Q1     Консерватизм · · · · · · · · · · Радикализм
Q2     Социабельность · · · · · · · · · · Самодостаточность
Q3     Импульсивность · · · · · · · · · · Контроль желаний
Q4     Нефрустрированность · · · · · · · · · · Фрустрированность

FЭ = 7A + 4F + 5H – 3Q2 = ______________________________________________________________

FТ = -4C + 3L + 3O + 5Q4 = _____________________________________________________________

Обработка данных

Обработка результатов начинается с выявления каких-либо нарушений в бланке, делающих его непригодным для обработки. Обработка осуществляется с помощью специального ключа. Подсчитывается сумма баллов по каждому фактору в соответствии с ключом. Затем полученные баллы переводятся в шкальные оценки (стены) в соответствии с нормативными таблицами. Полученные значения записываются в бланк фиксации результатов.

Таблицы перевода баллов в стены

Мужчины 16-19 года

бланк фиксации результатов (16 fp) - student2.ru

Мужчины 20-24 года

Стены Факторы
A 0-4 6-7 8-9 11-12 13-14 16-17 18-20
B 0-3 12-13
C 0-5 6-7 8-9 10-11 12-14 15-16 17-18 19-20 21-22 23-26
E 0-3 4-5 6-8 9-10 11-13 14-16 17-18 19-21 22-23 24-26
F 0-4 5-6 7-8 9-11 12-13 14-15 16-18 19-20 21-22 23-26
G 0-2 3-4 5-6 7-8 9-11 12-13 14-15 16-17 19-20
H 0-1 2-3 4-5 6-8 9-11 12-15 16-17 18-19 20-21 22-26
I 0-1 2-3 4-5 6-7 9-10 11-12 13-14 15-16 17-20
L 0-4 6-7 8-9 11-12 14-15 17-20
M 0-5 7-8 10-11 12-13 15-16 17-18 19-26
N 0-3 4-5 8-9 12-13 15-20
O 0-1 2-3 4-5 6-7 8-9 10-11 12-13 15-16 17-26
Q1 0-1 2-3 4-5 6-7 8-9 10-11 12-13 15-16 17-20
Q2 0-5 7-8 10-11 12-13 15-16 18-20
Q3 0-5 6-7 9-10 12-13 15-16 18-20
Q4 0-2 3-4 5-7 8-9 10-11 12-14 15-16 17-19 20-21 22-26


Мужчины 25-33 года

бланк фиксации результатов (16 fp) - student2.ru

Мужчины 34-45 лет

бланк фиксации результатов (16 fp) - student2.ru

Мужчины 46-60

бланк фиксации результатов (16 fp) - student2.ru

Женщины 16-19

бланк фиксации результатов (16 fp) - student2.ru

Женщины 20-23

Стены Факторы
A 0-5 6-7 9-10 11-12 13-14 16-17 18-19
B 0-3 8-9
C 0-4 5-6 7-8 9-10 11-12 14-15 16-17 18-20 21-26
E 0-2 3-5 6-7 8-9 10-11 12-13 14-15 16-17 18-20 21-26
F 0-4 5-6 7-8 9-10 11-12 13-14 15-16 17-18 19-20 21-26
G 0-5 6-7 8-9 10-11 13-14 17-18 19-20
H 1-2 3-4 5-7 8-10 11-12 13-16 17-19 20-22 23-26
I 0-7 9-10 11-12 14-15 18-19
L 0-4 5-6 7-8 10-11 13-14 16-17 18-20
M 0-4 6-7 8-9 11-12 13-14 16-17 18-26
N 0-4 6-7 8-9 11-12 14-15 16-17 18-20
O 0-4 5-6 7-8 10-11 12-13 14-15 16-17 18-19 20-26
Q1 0-1 2-3 5-6 7-8 10-11 13-14 15-20
Q2 0-5 6-7 11-12 16-20
Q3 0-5 7-8 11-12 14-15 16-17 18-20
Q4 0-6 7-8 9-10 11-12 13-14 15-16 17-18 19-20 21-23 24-26

Женщины 25-33

бланк фиксации результатов (16 fp) - student2.ru

Женщины 34-45

Стены Факторы
A 0-5 7-8 9-10 12-13 14-15 17-18 19-20
B 0-2 11-13
C 0-4 6-7 8-9 10-11 12-13 14-15 16-17 18-19 20-26
E 0-2 3-4 5-6 7-8 9-11 12-13 14-15 16-17 18-19 20-26
F 0-2 3-4 5-6 7-8 9-10 11-12 13-14 15-16 17-18 19-26
G 0-8 9-10 13-14 16-17
H 1-2 3-4 5-6 7-9 10-11 12-15 16-17 19-22 23-26
I 0-6 7-8 9-10 11-12 13-14 19-20
L 0-4 5-6 8-9 11-12 14-15 17-20
M 0-4 5-6 7-8 10-11 12-13 15-16 18-26
N 0-5 7-8 10-11 13-14 16-17 18-20
O 0-4 5-6 7-8 10-11 12-13 14-15 16-17 18-19 20-26
Q1 0-2 6-7 8-9 10-11 14-20
Q2 0-5 7-8 10-11 13-14 15-16 18-20
Q3 0-6 8-9 11-12 14-15 17-18 19-20
Q4 0-5 6-7 8-9 10-12 13-14 15-16 17-18 19-21 23-26


Женщины 46-55

бланк фиксации результатов (16 fp) - student2.ru

Нормативные данные для шкал второго порядка

Формула экстраверсии (Fэ)

Полученный результат Вторичные стены
12 и менее
13-23
24-38
39-54
55-70
71-86
87-100
101-116
117-129
130 и более

Формула тревожности (Fт)

Полученный результат Вторичные стены
-11 и менее
-10 - (-2)
-1 – 7
8-19
20-32
33-44
45-56
57-68
69-78
79 и более

Интерпретация результатов

Интерпретация заключается в соотнесении результатов по отдельным факторам друг с другом, а также с другими данными, и получении на этой основе целостного представления о структуре и динамике личности обследуемого.

Этапы интерпретации результатов.

1. Анализ шкал валидности: шкала мотивационного искажения – MD и шкала «выглядеть плохо» - FB (за каждое совпадение с ключом – 1 балл).

2. Анализ шкал второго порядка: вторичные шкалы содержат обобщенную информацию о первичных факторах.

3. Описание факторов первого порядка: выделяются шкалы, набравшие самые высокие и низкие значения. Результат этого этапа выделение фактора или их комбинации, являющихся главными в интерпретации.

4. Поученные в ходе анализа данные объединятся с целью сформулировать заключение.

Шкалы валидности

В отличие от первичных факторов данные шкалы были созданы на основе отбора по критерию, а не на основе факторного анализа. Испытуемых просили сознательно искажать ответы в заданном направлении, а затем их протоколы сравнивались с неискаженными протоколами.

Шкала мотивационного искажения (MD) – стремление выглядеть в благоприятном свете. Когда оценка по шкале повышена, следует проверить несколько гипотез:

- испытуемый сознательно манипулирует тестовыми результатами (например, прием на работу);

- если испытуемый очень беспокоиться о том, каким он будет, по мнению окружающих;

- могут возникать высокие баллы при честном ответе, например, если человек поступает на религиозную службу.

Высокие баллы (10-14) по шкале MD приводят к повышенным значением первичных факторов, связанных с экстраверсией (фактор А) и понижением факторов, связанных с тревожностью (вторичный фактор).

Шкала «выглядеть плохо» (FB) – стремление выглядеть хуже, чем на самом деле. Создана для выявления ситуаций, когда испытуемые чрезмерно опечалены, озабочены своими неудачами, реальными или воображаемыми. Причинами повышенных значений (5-9) FB могут быть:

- демонстрация психологу своей дезадаптивности для получения помощи;

- депрессия и другие нарушения.

Описание первичных факторов

1. Фактор А: «замкнутость – общительность»
А- А+
Шизотимия Аффектотимия
Обособленность, отчужденность, Уединенность, Сухой, холодный, беспристрастный, Скрытый, подозрительный, Ригидный, упрямый, Тревожный, осторожный, Сдержанный, Конфликтный. Доброта, сердечность, Легкий в общении, Эмоциональный, мягкосередечный, Открытый, доверчивый, Гибкий, адаптивный, Беззаботный, импульсивный, Экспрессивный, Хороший характер.

Полюс А- в техническом названии именуется sizothymia (от латинского слова sizo, что означает скучный, унылый). Полюс А+ именуется affectothymia, и он характеризует интенсивное выражение аффектов (чувств). Эмоционально «вялая», «сухая» личность имеет склонность к осторожности при выражении чувств, она мало экспрессивна. Наиболее яркой особенностью аффектотимии является добродушие, веселость, интерес к людям, эмоциональная восприимчивость.

В целом фактор А ориентирован на измерение общительности человека в малых группах и способности к установлению непосредственных, межличностных контактов.

В ответах вопросника личность с А+ предпочитает работу с людьми, социальное одобрение, любит идти в ногу со временем. Личность с полюсом А- любит идеи, предпочитает работать одна. Существуют доказательства того, что личности с А+ общительны, могут быть лидерами в малых группах и часто выбирают работу с людьми; личности с полюсом А- могут быть художниками, учеными-исследователями и предпочитают работать самостоятельно, изолированно от группы.

§ 1-3 стена - склонен к ригидности, холодности, скептицизму и отчужденности. Вещи его привлекают больше, чем люди. Предпочитает работать сам, избегая компромиссов. Склонен к точности, ригидности в деятельности, личных установках. Во многих профессиях это желательно. Иногда он склонен быть критически настроенным, несгибаемым, твердым, жестким.

§ 4 стена - сдержанный, обособленный, критический, холодный (шизотимия).

§ 7 стенов - обращенный вовне, легкий в общении, участвующий аффективно (циклотимия).

§ 8-10 стенов - склонность к добродушию, легкости в общении, эмоциональному выражению; готов к сотрудничеству, внимателен к людям, мягкосердечен, добр, приспособляем. Предпочитает ту деятельность, где есть занятия с людьми, ситуации с социальным значением. Этот человек легко включается в активные группы. Он щедр в личных отношениях, не боится критики. Хорошо запоминает события, фамилии, имена и отчества.

2. Фактор В: интеллект
B- B+
Глупый Умный
Низкие общие мыслительные способности, Не может решать абстрактные задачи, Узкий спектр интеллектуальных интересов, Медленно обучается, Медленно соображает, Не доводит до конца, Необразованный Высокие общие мыслительные способности, Может решать абстрактные задачи, Широкие интеллекутацльные интересы, Быстро обучается, Быстро соображает, Упорный, настойчивый, Образованный.

Фактор В не определяет уровень интеллекта, он ориентирован на измерение оперативности мышления и общего уровня вербальной культуры и эрудиции. Следует отметить, что низкие оценки по этому фактору могут зависеть от других характеристик личности: тревожности, фрустрированности, низкого образовательного ценза. И главное, фактор В, пожалуй, единственный фактор методики, который не является строго валидизированным. Поэтому результаты по этому фактору являются ориентировочными.

§ 1-3 стена - склонен медленнее понимать материал при обучении. «Туповат», предпочитает конкретную, буквальную интерпретацию. Его «тупость» или отражает низкий интеллект, или является следствием снижения функций в результате психопатологии.

§ 4 стена - менее интеллектуально развит, конкретно мыслит (меньшая способность к обучению).

§ 7 стенов - более интеллектуально развит, абстрактно мыслящий, разумный (высокая способность к обучению).

§ 8-10 стенов - быстро воспринимает и усваивает новый учебный материал. Имеется некоторая корреляция с культурным уровнем, а также с реактивностью. Высокие баллы указывают на отсутствие снижения функций интеллекта в патологических состояниях.

3. Фактор С: «эмоциональная нестабильность -эмоциональная стабильность»
C- C+
Слабость «Я» Сила «Я»
Эмоциональная неустойчивость, импульсивность; человек находится под влиянием чувств, переменчив в настроениях, легко расстраивается, неустойчив в интересах. Низкая толерантность по отношению к фрустрации, раздражительность, утомляемость. Эмоциональная устойчивость, выдержанность; человек эмоционально зрелый, спокойный, устойчив в интересах, работоспособный, может быть ригидным, ориентирован на реальность.

Этот фактор характеризует динамическое обобщение и зрелость эмоций в противоположность нерегулируемой эмоциональности. Психоаналитики пытались описать этот фактор как эго-силу и эго-слабость. Согласно методике Кеттелла, личность с полюсом C- легко раздражается из-за тех или иных событий или людей, не удовлетворена жизненными ситуациями, собственным здоровьем, кроме того, это личность безвольная. Однако такая интерпретация достаточно ортодоксальна, поскольку здесь не учитывается пластичность эмоциональной сферы. Люди с высокой оценкой по фактору C+ чаще являются лидерами, чем те, чьи показатели по этому фактору ближе к полюсу C-. С другой стороны, у руководящего состава диапазон показателей по фактору С широк; некоторым из них присущи низкие значения по этому фактору (возможно, здесь сказывается реакция усталости и озабоченность при стрессе).

Установлено, что людям с высокой и средней оценкой по фактору С свойственны и более высокие моральные качества.

В целом фактор имеет генетическое происхождение и направлен на измерение эмоциональной стабильности; он в большой степени соотносится с понятиями слабой и сильной нервной системы (по И.П.Павлову).

Профессиями, требующими преодоления стрессовых ситуаций (руководители, летчики, спасатели и т. д.), должны владеть индивидуумы с высокими оценками по фактору С. В то же время в профессиях, где не требуется быстрого принятия решений, эмоциональной стабильности и где можно решать вопрос самому (художники, почтальоны и т. д.), можно иметь и низкие оценки по этому фактору.

§ 1-3 стена - имеется низкий порог в отношении фрустрации, изменчивый и пластичный, избегающий требований действительности, невротически утомляемый, раздражительный, эмоционально возбудимый, имеющий невротическую симптоматику (фобии, нарушения сна, психосоматические расстройства). Низкий порог свойствен всем формам невротических и некоторым психическим расстройствам.

§ 4 стена - чувствительный, эмоционально менее устойчивый, легко расстраивается.

§ 7 стенов - эмоционально устойчивый, трезво оценивающий действительность, активный, зрелый.

§ 8-10 стенов - эмоционально зрелый, устойчивый, невозмутимый. Высокая способность к соблюдению общественных моральных норм. Иногда смиренная покорность перед нерешенными эмоциональными проблемами. Хороший уровень «С» позволяет адаптироваться даже при психических расстройствах.

4. Фактор Е: «подчиненность-доминантность»
E- E+
Конформность Доминантность
Мягкость, уступчивость, тактичность, кроткость, любезность, зависимость, безропотность, услужливость, почтительность, застенчивость, готовность брать вину на себя, скромность, экспрессивность, склонность легко выходить из равновесия. Самостоятельность, независимость, настойчивость, упрямство, напористость, своенравие, иногда конфликтность, агрессивность, отказ от признания внешней власти, склонность к авторитарному поведению, жажда восхищения, бунтарь.

Фактор Е не очень существенно коррелирует с достижениями лидерства, однако связан с социальным статусом и выше у лидеров, чем у последователей. Существует предположение, что оценки по этому фактору с возрастом меняются и зависят от пола испытуемого. В своем поведении люди с высокими оценками (по этому фактору) испытывают потребность в автономии.

§ 1-3 стена - уступающий другим, покорный. Часто зависим, признает свою вину. Стремится к навязчивому соблюдению корректности, правил. Эта пассивность является частью многих невротических синдромов.

§ 4 стена - скромный, покорный, мягкий, уступчивый, податливый, конформный, приспособляющийся.

§ 7 стенов - самоутверждающийся, независимый, агрессивный, упрямый (доминантный).

§ 8-10 стенов - утверждающий себя, свое «Я», самоуверенный, независимо мыслящий. Склонен к аскетизму, руководствуется собственными правилами поведения, враждебный и экстрапунитивный (авторитарный), командует другими, не признает авторитетов.

5. Фактор F: «сдержанность - экспрессивность»
F- F+
Десургенсия Сургенсия
Благоразумие, осторожность, рассудительность в выборе партнера по общению. Склонность к озабоченности, беспокойству о будущем, пессимистичность в восприятии действительности, сдержанность в проявлении эмоций. Жизнерадостность, импульсивность, восторженность, беспечность, безрассудность в выборе партнеров по общению, эмоциональная значимость социальных контактов, экспрессивность, экспансивность, эмоциональная яркость в отношениях между людьми, динамичность общения, которая предполагает эмоциональное лидерство в группах

Данный фактор представляет собой компонент факторов второго порядка различных свойств личности. Интересен тот факт, что с годами проявление импульсивности и беспечности постепенно снижается, что можно рассматривать как свидетельство определенной эмоциональной зрелости.

В целом фактор F ориентирован на измерение эмоциональной окрашенности и динамичности в процессах общения. Пример: актеры, эффективные лидеры имеют более высокие оценки, художники, последователи - более низкие.

§ 1-3 стена - неторопливый, сдержанный. Иногда мрачен, пессимистичен, осмотрителен. Считается очень точным, трезвым, надежным человеком.

§ 4 стена - трезвый, осторожный, серьезный, молчаливый;

§ 7 стенов - безалаберный, импульсивно-живой, веселый, полный энтузиазма.

§ 8-10 стенов - веселый, активный, разговорчивый, беззаботный, может быть импульсивен.

6. Фактор G: «низкая нормативность поведения – высокая нормативность поведения»
G- G+
Слабость «Сверх-Я» Сила «Сверх-Я»
Склонность к непостоянству, подверженность влиянию чувств, случая и обстоятельств. Потворствует своим желаниям, не делает усилий по выполнению групповых требований и норм. Неорганизованность, безответственность, импульсивность, отсутствие согласия с общепринятыми моральными правилами и стандартами, гибкость по отношению к социальным нормам, свобода от их влияния, иногда беспринципность и склонность к асоциальному поведению. Добросовестность, ответственность, стабильность, уравновешенность, настойчивость, склонность к морализированию, разумность, совестливость. Развитое чувство долга и ответственности, осознанное соблюдение общепринятых моральных правил и норм, настойчивость в достижении цели, деловая направленность.

Этот фактор напоминает фактор С, особенно в том, что касается роли саморегуляции поведения и отношения к другим людям. Данный фактор характеризует особенности эмоционально-волевой сферы (настойчивость, организованность - безответственность, неорганизованность) и особенности регуляции социального поведения (принятие или игнорирование общепринятых моральных правил и норм). Психоаналитики интерпретируют этот фактор как высокое супер-эго и как низкое супер-эго. Исследователю следует быть особо внимательным в анализе низких оценок по данному фактору (G-) так как нет прямолинейной зависимости низких оценок от выраженного асоциального поведения (например, с преступниками). Напротив, известно, что многие люди, не воспринимающие «мораль среднего класса», «интеллектуалы», «эмансипированные личности», лица, выражающие гуманистические идеалы и гибко относящиеся к социальным и культурным традициям, могут иметь низкие оценки по этому фактору.

Высокие оценки часто могут характеризовать не только выраженные волевые черты личности, но и склонность к сотрудничеству и конформизму.

§ 1-3 стена - тенденция к непостоянству цели, непринужденный в поведении, не прилагает усилий к выполнению групповых задач, выполнению социально-культурных требований. Его свобода от влияния группы может вести к асоциальным поступкам, но временами делает его деятельность более эффективной. Отказ от подчинения правилам уменьшает соматические расстройства при стрессе.

§ 4 стена - пользующийся моментом, ищущий выгоду в ситуации. Избегает правил, чувствует себя малообязательным.

§ 7 стенов - сознательный, настойчивый, на него можно положиться, степенный, обязательный.

§ 8-10 стенов - требователен к себе, руководствуется чувством долга, настойчив, берет на себя ответственность, добросовестен, склонен к морализированию, предпочитает работящих людей, остроумный.

7. Фактор Н: «робость - смелость»
H- H+
Тректия Пармия
Робость, застенчивость, эмоциональная сдержанность, осторожность, социальная пассивность, деликатность, внимательность к другим, повышенная чувствительность к угрозе, предпочтение индивидуального стиля деятельности и общения в малой группе (2-3 человека). Смелость, предприимчивость, активность; человек имеет эмоциональные интересы, готовность к риску и сотрудничеству с незнакомыми людьми в незнакомых обстоятельствах, способность принимать самостоятельные, неординарные решения, склонность к авантюризму и проявлению лидерских качеств.

Фактор H - четко определенный фактор, который характеризует степень активности в социальных контактах. При этом надо учитывать, что этот фактор имеет генетическое происхождение и отражает активность организма и особенности темперамента. Люди с высокими оценками этого фактора имеют склонность к профессиям риска (летчики-испытатели), упорны, социабельны, умеют выдерживать эмоциональные нагрузки, что часто делает их лидерами.

Низкие оценки этого фактора характеризуют людей застенчивых, робких, не социабельных, трудно принимающих самостоятельные решения.

§ 1-3 стена - застенчивый, уклончивый, держится в стороне, «тушуется». Обычно испытывает чувство собственной недостаточности. Речь замедленна, затруднена, высказывается трудно. Избегает профессий, связанных с личными контактами. Предпочитает иметь 1-2 близких друзей, не склонен вникать во все, что происходит вокруг него.

§ 4 стена - застенчивый, сдержанный, неуверенный, боязливый, робкий.

§ 7 стенов - авантюрный, социально-смелый, незаторможенный, спонтанный.

§ 8-10 стенов - общительный, смелый, испытывает новые вещи; спонтанный и живой в эмоциональной сфере. Его «толстокожесть» позволяет ему переносить жалобы и слезы, трудности в общении с людьми в эмоционально напряженных ситуациях. Может небрежно относиться к деталям, не реагировать на сигналы об опасности.

8. Фактор I: «жесткость – чувствительность»
I- I+
Харрия Премсия
Несентиментальность, самоуверенность, суровость, рассудочность, гибкость в суждениях, практичность, иногда некоторая жесткость и черствость по отношению к окружающим, рациональность, логичность. Чувствительность, впечатлительность, богатство эмоциональных переживаний, склонность к романтизму, художественное восприятие мира, развитые эстетические интересы, артистичность, женственность, склонность к эмпатии, сочувствию, сопереживанию и пониманию других людей, утонченная эмоциональность.

Согласно ряду исследований, люди с высокими показателями по этому фактору обычно настроены романтически, любят путешествия и новые переживания. Они обладают развитым воображением, для них важна эстетика.

Этот фактор отражает различия в культурном уровне и эстетической восприимчивости личности. Интересен тот факт, что люди с низкими показателями по этому фактору меньше болеют, более агрессивны, чаще занимаются спортом, атлетичны.

Характеристики этого фактора ближе к фактору второго порядка «низкая эмоциональность - высокая эмоциональность»; данный фактор является там главенствующим.

Личность с высокими показателями по этому фактору характеризуется как физически и умственно утонченная, склонная к рефлексии, задумывающаяся над своими ошибками и путями избежания таковых.

Отметим, что оценки по данному фактору у женщин выше, чем у мужчин, при этом они зависят от окружающих условий и культурного уровня. Кеттелл определяет данную черту личности как «запрограммированную эмоциональную чувствительность», подчеркивая тем самым прерогативу генетического происхождения этого свойства личности. Следует отметить, что мужчины, имеющие высокие оценки, чаще всего относятся к художественному типу личности. По роду занятий высокие оценки по этому фактору объединяют художников, артистов, музыкантов, писателей врачей-диагностов и психиатров, адвокатов. Лица с I- больше склонны к невротическим рассогласованиям (при исследовании по тесту Айзенка эти люди имеют высокие показатели по такой характеристике, как нейротизм). В целом этот фактор определяет степень эмоциональной утонченности личности.

§ 1-3 стена - практичный, реалистичный, мужественный, независимый, имеет чувство ответственности, но скептически относится к субъективным и культурным аспектам жизни. Иногда безжалостный, жестокий, самодовольный. Руководя группой, заставляет ее работать на практической и реалистической основе.

§ 4 стена - сильный, независимый, полагается на себя, реалистичный, не терпит бессмысленности.

§ 7 стенов - слабый, зависимый, недостаточно самостоятельный, беспомощный, сензитивный.

§ 8-10 стенов - слабый, мечтательный, разборчивый, капризный, женственный, иногда требовательный к вниманию, помощи, зависимый, непрактичный. Не любит грубых людей и грубых профессий. Склонен замедлять деятельность группы и нарушать ее моральное состояние нереалистическим копанием в мелочах, деталях.

9. Фактор L: «доверчивость - подозрительность»
L- L+
Алаксия Протенсия
Открытость, уживчивость, терпимость, покладистость; свобода от зависти, уступчивость. Может быть чувство собственной незначительности. Осторожность, эгоцентричность, настороженность по отношению к людям; склонность к ревности, стремление возложить ответственность за ошибки на окружающих, раздражительность. Иногда автономность, самостоятельность и независимость в социальном поведении.

Кеттелл назвал этот фактор alaxia (L-) - protensia (L+). Термин protensia означает «защита» и «внутренняя напряженность»; высокие показатели по этому фактору могут коррелировать с невротическими характеристиками. В то же время высокие оценки по этому фактору часто встречаются у людей независимого поведения, у тех, кто по роду деятельности связан с созиданием чего-либо, например, в области религии и науки. Ряд черт характера, которые относят к доминированию (фактор Е), в действительности следует связывать именно с этим фактором. Полюс L- характеризует личность добродушную, открытую и, возможно, без амбиций и стремления к победе.

В целом фактор L отражает эмоциональное отношение к людям. Очень высокие оценки по этому фактору говорят об излишней защите и эмоциональной напряженности, фрустрированности личности. Низкий полюс (L-) характеризует личность добродушную, но склонную к конформизму.

§ 1-3 стена - склонен к свободе от тенденции ревности, приспособляемый, веселый, не стремится к конкуренции, заботится о других. Хорошо работает в группе.

§ 4 стена - доверчивый, адаптирующийся, неревнивый, уживчивый.

§ 7 стенов - подозрительный, имеющий собственное мнение, не поддается обману.

§ 8-10 стенов - недоверчивый, сомневающийся, часто погружен в свое «Я», упрямый, заинтересован во внутренней психической жизни. Осмотрителен в действиях, мало заботится о других людях, плохо работает в группе. Этот фактор не обязательно свидетельствует о паранойе.

10. Фактор М: «практичность - мечтательность»
M- M+
Праксерния Аутия
Высокая скорость решения практических задач, прозаичность, ориентация на внешнюю реальность, развитое конкретное воображение, практичность, реалистичность. Богатое воображение, поглощенность своими идеями, внутренними иллюзиями («витает в облаках»), легкость отказа от практических суждений, умение оперировать абстрактными понятиями, ориентированность на свой внутренний мир; мечтательность.

Картина этого фактора достаточно сложна. В основном личности с M+ имеют яркую внутреннюю интеллектуальную жизнь, с интенсивным проживанием идей и чувств. В поведении могут быть «богемны», нонконформны. Высокие оценки по этому фактору имеют художники, поэты, исследователи, экспериментаторы, руководители высокого ранга, редакторы и т. д. Низкие оценки имеют лица, занятые механическими расчетами, где необходимо внимание, сосредоточенность. Замечено также, что лица с низкими оценками по этому фактору реже попадают в автомобильные катастрофы. Их характеризует уравновешенность и здравомыслие. Однако, в неожиданных ситуациях им часто не хватает воображения и находчивости.

В целом фактор ориентирован на измерение особенностей воображения, отражающихся в реальном поведении личности, таких, как практичность, приземленность или, наоборот, некоторое «витание в облаках», романтическое отношение к жизни.

§ 1-3 стена - беспокоится о том, чтобы поступать правильно, практично, руководствуется возможным, заботится о деталях, сохраняет присутствие духа в экстремальных ситуациях, но иногда сохраняет воображение.

§ 4 стена - практичный, тщательный, конвенциальный. Управляем внешними реальными обстоятельствами.

§ 7 стенов - человек с развитым воображением, погруженный во внутренние потребности, заботится о практических вопросах. Богемный.

§ 8-10 стенов - склонен к неприятному для окружающих поведению (не каждодневному), неконвенциальный, не беспокоится о повседневных вещах, самомотивированный, обладает творческим воображением. Обращает внимание

Наши рекомендации