Проблемы изучения темы творчества в науке о литературе

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ ТВОРЧЕСТВА В НАУКЕ О ЛИТЕРАТУРЕ

1.1 Научно-теоретические аспекты изучения творчества как литературоведческой категории

1.2 Лирика М.И.Цветаевой: темы, сюжеты, герои

1.3 Тема судьбы в поэтике М.И. Цветаевой

Тема творчества в лирике М.И. Цветаевой

2.1 Тема творчества в литературе

2.2 Цикл «Поэты». Пушкинский образ

2.3 Тема творчества в цикле «Поэты»

ВВЕДЕНИЕ

В русском литературоведении вопросами творчества интересовались А.А.Потебня, А.С.Пушкин, А.Ахматова, Б.Пастернак, М.И.Цветаева и другие. Особое место в науке занимают работы о «творческой лаборатории» классиков мировой литературы и рассказы самих писателей о своем труде. Тема творчества является одной из основных в лирике М.И.Цветаевой. Она возникает в самых ранних стихотворениях поэта и проходит через всю ее творчество. Будучи просто поэтом, Марина Ивновна все время обращается к этой теме, определяя свое отношение к проблемам творчества, поэта и поэзии. Тему творчества в поэзии М.Цветаевой необходимо рассматривать в связи с этапами творческого пути поэта и изменениями ее поэтических идеалов. Творчество для нее – это Божий дар, как и сама жизнь. Поэзия Цветаевой идет от души; она своенравная, непостоянная и ужасно живая. Очень сложно втиснуть Цветаеву в оковы поэтической традиции; она возникает не из предшествующих ей поэтов, а прямо из арбатской мостовой. Безвластная особенность ее поэзии выражена в необыкновенной свободе и разнообразии ее форм и средств, равно как и в глубоком безразличии к канонизированным правилам и стилю». Поэзия Цветаевой – прежде всего воплощение ее личных переживаний, распадающийся выражение ее строптивой натуры, ее вызова действительности. Но она неотделима от истории отечественной и мировой поэзии. В ранних стихах явно слышится эхо голосов ее любимых авторов. Стихи Марины Цветаевой обладают поистине гипнотической силы, мы можем заметить это в одной из ее фраз «Я не верю стихам, которые льются рвутся – да!» Цветаева непредсказуема, от нее можно ждать проявления любых эмоций, кроме равнодушия. Оно чуждо ее страстной натуре, ее искреннему, ее страждущему сердцу.

Актуальность исследования: Творческое наследие М.Цветаевой, одного из самых оригинальных поэтов Серебряного века, продолжает привлекать внимание исследователей и в XXI веке. Объем сделанного в отечественном цветаевоведении во второй половине ХХ века9начная с 60-х годов по 200 год) значителен. При всем многообразии и широте проблематики работ многое осталось неисследованным. Так, одной из малоизученных оказалась тема творчества в лирике М.Цветаевой. Сейчас поэзия Цветаевой занимает особое место в русской литературе ХХ века. Выделяю Цветаеву из ряда других авторов ее предельная искренность, нетерпимость к шаблонам и правилам, самостоятельность во взглядах о оценках.. Тема творчества черезвычайно важна для Цветаевой, лейтмотивом проходит через всю ее лирику, включая в себя требовательное отношение к слову (она умеет совершенно четко подобрать определения любому явлению), неприятие эстетства, ответственность поэта перед своим читателем, стремление к гармонии, расчет на диалог с читателем. Бесконечные размышления обо всем этом порождали огромное многообразие стихов. Стихи эти моли быть посвящены различным предметам, но объединяло их одно – идея творчества. Для Цветаевой назначение творчества незыблемо: стремление к свету. Полноценное участие в жизни, противостояние смерти, борьба с без духовностью. Эти вечные человеческие ценности, совершенно искренне провозглашаемые Цвеаевой. Сделали ее творчество не просто известным – бессмертным.

Цель дипломного исследованияисследование темы творчества в лирике М.Цветаевой

Задача дипломной работы:

1. Изучить творческую биографию М.И.Цветаевой.

2. Определить роль творчества в жизни М.Цветаевой.

3. Исследовать поэтические образы Цветаевой.

4. Показать, что образы лирических героев были средством самовыражения поэтессы

Новизна дипломной работы: научная новизна состоит в том, что в работе показано. Как совокупный смысл разноликого образа поэта. Является своеобразной точкой отсчета, устремляясь из которой, лирические герои Цветаевой пытаются сделать движения «ввысь бесконечным». Именно через образы поэтов Цветаева пыталась постичь существо миссии Поэта и осознать истинное предназначение Поэзии, отыскав свое место в ее целительных радужных пространствах.

Объект дипломной работы:Цикл стихотворении «Поэты»

Предметом исследования являются Тема творчества в лирике М.Цветаевой («Поэты»)

Результаты дипломной работы:основное содержание дипломной работы распределилось в четырех частях: введение, две главы, содержащие специальные параграфы, заключение.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Каждый человек когда рождается, вместе с ним рождается и его предназначение, призвание в этом мире, но не все находят его. Прочитав и познав лирику Марины Ивановны с уверенностью можно сказать, что она не просто нашла свое признание в этой жизни, она им жила, не только писала стихи, она творила их. Она – Поэт, великий, в котором равнозначны талант литературный и человеческий. Однажды Марина Цветаева сказала, что «великий поэт состоит из двух вещей – великого литературного таланта и великого человеческого таланта. А когда чего-то не хватает, гения не получается: либо личность больше дара, либо дар больше личности», прочитавший хоть одно ее произведения человек, может сразу убедиться, что эти два качества присутствует у Марины Ивановны, она богата и литературным талантом и человеческим талантом, что на удивление большая редкость. Ее творчество стало выдающимся и самобытным явлением как культуры «серебряного века», так и истории русской литературы. Она привнесла в русскую поэзию небывалую глубину и выразительность лиризма в самораскрытии женской души с ее трагическими противоречиями

В заключении, если рассматривать сперва «творчество» как литературный феномен - это процесс человеческой деятельности, которая создает новые материальные и духовные ценности или итог создания субъективно нового, которое имеет высокое качественное свойство. Самым таким отличающим критерием творчества от производства является, уникальность его результата. Конечно же результат творчества трудно, прямо вывести из начальных условий. Только автор, порой даже и ему приходится сложно получить в точности такой же результат, если создать для него ту же исходную ситуацию. Таким образом, в процессе творчества автор вкладывает в материал некие несводимые к трудовым операциям или логическому выводу возможности, выражает в конечном результате какие-то аспекты своей личности. Можем еще отметить, что творчество это превосходная деятельность, при помощи котором рождаются нечто качественно новое, до этого времени, ранее не существовавшее. Одним словом, творчество – это создание нового, особенного, ценного не только для создателя, автора, но и для других. Это творчество занимает огромное место в жизни, в поэзии Марины Ивановны. Ее поэзия – прежде всего воплощение ее личных переживаний, распадающийся выражение ее строптивой натуры, ее вызова действительности. Но она неотделима от истории отечественной и мировой поэзии. В ранних стихах явно слышится эхо голосов ее любимых авторов. Творчество М.Цветаевой состоит не только из неповторимых стихов и поэм, стихотворных драм и трагедий, но и из интереснейших, также чрезвычайно оригинальных образцов прозы. Марине Цветаевой всегда было тесно в рамках прохладной почтительности по отношению к прославленным поэтам. Искренне и глубочайшее благоговение не мешало ей думать о них как о живых людях - удивительных людях, по-разному несших крест своего великого дара. Еще не познакомившись, не увидев своими глазами Александру Блоку двадцатитрехлетняя Марина Цветаева посвящала стихи. Проникнутые пронзительной нежностью не только стихи к Александру Блоку и своим современникам, таким как Андрей Белый или Райнере М.Рильке, но и о Гете , о Гельдерлине она всегда говорила как о близких людях, с которыми ее просто развели жизненные обстоятельства. Она воспринимала каждого изнутри его личной и неповторимой судьбы, - это было связано с тем, что строки, написанные ими, она выпускала в самую глубину собственного сердца. Давая прорасти там и принести плоды – те в которых сплелись уже воедино и зерно, и почва. Имя А. С. Пушкина - главный авторитет в русской и, пожалуй, мировой поэзии. Проявляются они и в поэзии величайших поэтесс начала 20 века – М. Цветаевой и А. Ахматовой. Но особенно значим в поэзии Цветаевой. Главное обаяние Пушкина для Цветаевой в его независимости, бунтарстве, способности к противостоянию. Поразительно, но иногда кажется, что Цветаева считала Пушкина своим современником, вопреки времени и здравому смыслу. Но никто не любил Пушкина так, как Марина Цветаева, известная русская поэтесса. Это была не просто любовь. «Дружба» с Пушкиным повлияла на всю ее дальнейшую жизнь. Появление Пушкина в жизни Цветаевой было подготовлено той средой, где она росла

Пушкиным не бейте!

Ибо бьют вас – им!

М. Цветаева

Ритмический код стихов Марины Ивановны претерпевает изменения в зависимости от состояния ее души. Стихотворные опыты романтически настроенной девочки рождаются в доброй атмосфере родительского дома, это почти традиционная камерная лирика. Как изысканны здесь слова, как трепетны и прозрачны эмоции! Позже интонации, ритм ее строк становится жестче, энергичнее. В унизительном нищенском существовании за границей она не изменяет себе, и тут проявляется ее твердый неуступчивый характер: «Не знаю, сколько мне осталось жить, не знаю, буду ли когда нибудь еще в России, но знаю, что до последней строки буду писать сильно, слабых стихов не дам». И это не самоуверенность – это уверенность в себе, это ощущение силы своего Богом данного таланта, своей высокой миссии Поэта.

В лирике М.Цветаевой мы можем встретить стихи на различные темы, стихи про любовь, про жизнь, про судьбу поэта и о творчестве, какую роль занимает творчество в жизни поэта. Среди множества циклов создаваемой Мариной, мы можем обнаружить цикл «Поэты», написанная 22 апреля 1923 году. Данный цикл состоит из трех стихов «Поэт – издалека заводит речь», «Есть в мире лишние, добавочные…», «Что же мне делать, слепцу и пасынку…». Прочитав данный цикл мы можем еще раз убедиться в гениальности автора. В «Поэтах» мы можем узнать о месте творчества в жизни поэта: кто-такой поэт и в чем его разница от простолюдинах.

Прочитав и проанализировав данный цикл, можно прийти к тому, что М.Цветаева делила всех людей на поэтов не поэтов. Горделивое сознание своего превосходства не оставляло ее всю жизнь. Творчество ее бездонно. Как поэт, она вместила и мыслителя, и художника, и романтика и человека, задавленного бытом. Именно поэтому как человек она обречена на страдания от внутренней противоречивости, разъятости между противоположными мирами: земным и небесным, вечным и суетным. А как поэт – она посланец Бога, вдохновенный посредник между людьми и небом, пророк высших истин. Как поэт – она должна писать не уставая, всю ее душевную боль, что на сердце ее лежит, что тревожит.

В конце хотелось бы сказать, что на сегодняшний день, великую русскую поэтессу Марину Ивановну Цветаеву знают и любят миллионы людей – не только в России и в странах СНГ, но и во всем мире. Ее поэзия вошла в культурный обиход, сделалась неотъемлемой частью духовной жизни. Иные стихи кажутся такими давними и привычными, словно они существовали всегда – как русский пейзаж, как рябина у дороги, как полная луна, залившая весенний сад, и как извечный женский голос, перехваченный любовью и страданьем.

Свобода – важная концепция в ее жизни, в ее творчестве, свобода писания, она необходима для нее, чтобы творить. Ей было свойственно стремление творить, созидать так, чтобы «лучше нельзя»; жажда быть необходимой, незаменимой тому, кто затронул в данный момент ее творческое воображение, ее душу. Не находя себя в реальности, она уходила в себя, в свою Душу. «Вся моя жизнь – роман с собственной душой»,

Уединение: уйди

В себя, как прадеды в феоды.

Уединение: в груди

Ищи и обретай свободу…

Библиография

1. Документальный фильм Марины Голдовской «Мне девяносто лет, ещё легка походка…» об Анастасии Цветаевой и её воспоминаниях о Марине Цветаевой (1989).

2. Озеров Л. О Борисе Пастернаке. - М„ 1990. – С. 64.

3. Лотман Ю.М. О поэтах и поэзии. Спб., М.,1996. – С.141.

4. Пастернак Б.Л. Люди и положения// Новый мир. 1967. № 1.

5. Бродский И. О Марине Цветаевой// Новый мир. №2 М., 1991.

6. Маслова В. Марина Цветаева: Над временем и тяготением. – Мн.: Экономпресс, М., 2000. С. 18 .

7. Словарь поэтического языка Марины Цветаевой: В 4 т. (6 кн.) Сост. И. Ю. Белякова, И. П. Оловянникова, О. Г. Ревзина. – М.: Дом-музей Марины Цветаевой, 1996– 2004. С. 26-27

8. Савельева Н., Пустарнаков Ю. «Отсроченная» смерть // Учительская газета. –2008. – 9 дек.

9. Лилия Фейлер «Марина Цветаева» // Феникс. 1998, М., 95 с.

10. Мария Разумовская «Марина Цветаева: миф и действительность». М., Радуга, 1994, С. 120.

11. Ревизна О.Г. Марина цветаева// Очерки истории яыка русской поэзии ХХ века. М., 1995. С. 95.

12. Сост. И.Ю.Беляков, И.П.Оловянников, О.Гю.Ревизна. Словарь поэтического языка Марины Цветаевой. Т.1. А- Г. М., 1996. С. 12-13.

13. Цветаева, М. И. Избранное / предисл., сост. и подгот. текста Вл. Орлова. – М.: Худож. лит., 1961. – С. 125-127 с.

14. Цветаева, М. И. Вечерний альбом. — М.: Книга, 1988. – С. 164.

15. Цветаева, М. И. Стихотворения. Поэмы / сост., вступ. ст. А. М. Туркова; примеч. А. А. Саакянц. – М.: Сов. Россия, 1988. – С.48.

16. Цветаева, М. И. Собрание стихотворений, поэм и драматических произведений в 3 т. / сост.и подгот. текста А. Саакянц и Л.Мнухина –М.: Прометей, 1990-1993. С. 328.

17. Цветаева, М. И. Соч.: в 2 т. / сост., подгот. текста и коммент. А. Саакянц. – Мн.: Нар. Асвета, 1988. – Т. 1., М. С.171.

18. Цветаева, М. И. Стихотворения и поэмы / вступ. ст., сост., подгот. текста и примеч. Е. Б. Коркиной. – 3-е изд. – Л.: Сов. писатель, 1990. С. 38-39.

19. Айзенштейн Елена. Борису Пастернаку–навстречу! О книге Марины Цветаевой "После России. СПб.: журнал Нева, 2000.

20. Полянская, М. Брак мой тайный. Марина Цветаева в Берлине. – М., 2001. С.71.

21. http://www.stihi-rus.ru/1/Cvetaeva/1.htm

22. Цветаева, М., Гронский, Н. Несколько ударов сердца. Письма 1928 — 1933 годов. М.: Вагриус, 2003.. С. 35.

23. Эфрон, А. Страницы воспоминаний // Звезда. — 1973. — № 3.

24. Шестакова Л.Л. Русская авторская лексикография: Теория, история, современность. — М.: Языки славянских культур, 2011. – С. 258.

25. Бургин Д. Л. София Парнок. Жизнь и творчество русской Сафо. – М. 1999. – С.48-50.

26. http://www.tsvetayeva.com/

27. Цветаева, М. И. Стихотворения; Поэмы; Драматические произведения / сост., подгот. текста, предисл. Е. Евтушенко; худож. Т. Толстая. – М., 1990. – С. - 12.

28. М.М.Полехина Творчество Марины Цветаевой в контексте культуры/ М.: «ФЛИНТА». – 2016. С. - 90-91.

29. Твардовский, А. Т. Марина Цветаева. Избранное // Твардовский, А. Т. О литературе. – М., 1973 С.- 129.

30. Цветаева, А. И. Воспоминания. – М., 1971. С. – 45-48.

31. Цветаева, М. И. Мне казалось, я иду по звёздам: воспоминания, письма, дневники. М.: Текст, 2004. С.- 54.

32. http://magazines.russ.ru/neva/2006/8/da11.html

33. Козорог О. В. «Живу с нами о Вас и стихами к Вам…»: Марина Цветаева и Константин Родзевич // Наукові записки Харківського державного педагогічного університету ім. Г. С. Сковороди: Серія літературознавство. – Харків, 2011. – № 2. Частина третя (66). – С. – 276.

34. Цветаева, М. И. Неизданное. Сводные тетради / подгот. текста, предисл. и примеч. Е. Б. Коркиной и И. Д. Шевеленко. – М.: Эллис Лак, 1997. –С. 193.

35. Александров В.Ю. Жанровое своеобразие поэзии М. Цветаевой // Russica Aboensia 2. День поэзии Марины Цветаевой: Сборник статей/ Под ред. Барбары Леннквист и Ларисы Мокробородовой., 1997. – С. 194.

36. Александров В.Ю. О некоторых тенденциях построения «фольклорного стиха» Марины Цветаевой // Литература и фольклор: Вопросы поэтики: Межвуз. сб. науч. трудов – Волгоград, 1990. – С. 97-98.

37. Цветкова Н.Е. Лексический повтор в стихотворной речи // Русский язык в школе. – № 1 (1986). – С. 63-68.

38. Цыбулевский А. Два перевода «Этери» В. Пшавели: (М. Цветаева и Н. Заболоцкий) // Вестник отд-ния обществ. наук АН ГССР. Сер. яз. и лит. – 1973, вып. 4. – С. 164.

39. Христова И. О некоторых особенностях языка «Поэмы Воздуха» Марины Цветаевой // «Поэма Воздуха» Марины Цветаевой: Вторая международная научно-тематическая конференция (Москва, 9-10 октября 1994 г.): Сборник докладов/ Отв. ред. О.Г. Ревзина. – М.: ДМЦ, 1994. – С.87-88 .

40. Тышковская Л. Авторский миф Марины Цветаевой: (На материале «Поэмы Горы») // Язык и культура: Мат-лы У Междунар. конференции. Т.3. — Киев: Киевск. ун-т им. Т. Шевченко, 1997. — С. 321.

41. Титова Е.В. Жанровая типология поэм М.И. Цветаевой: Дисс. на соиск. уч. степ. к.ф.н. – Вологда: 1997. С. – 123.

42. Титова Е.В. Жанровое своеобразие «Поэмы Конца» М. И. Цветаевой // Жанровый анализ литературного произведения: Сб. науч. трудов. – Вологда, 1994. – С. 177.

43. Соболевская Е. К. «Стихи к Блоку» М. Цветаевой как поминальный жанр // Константин Бальмонт, Марина Цветаева и художественные искания ХХ века: Межвузовский сборник научных трудов. Вып. 3. –Иваново: ИГУ, 1998. – С. 92.

44. Соболевская Е. К. Легенда о Вечном Жиде в произведениях М. Волошина и М. Цветаевой: («Путями Каина» и «Поэма Конца») // Константин Бальмонт, Марина Цветаева и художественные искания ХХ века: Межвузовский сборник научных трудов. Вып. 2. – Иваново: ИГУ, 1996. – С. 112.

45. Соболевская Е. К. Мифопоэтика «Поэмы Горы» и «Поэмы Конца» М. Цветаевой как основа музыкальной архитектоники цикла // Константин Бальмонт, Марина Цветаева и художественные искания ХХ века: Межвузовский сборник научных трудов. [Вып. 1]. – Иваново: ИГУ, 1993. – С. 110.

46. Пурин А. Такая Цветаева: (О влиянии поэзии И. Анненского) // Звезда. – № 10 (1992).

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ ТВОРЧЕСТВА В НАУКЕ О ЛИТЕРАТУРЕ

1.1 Научно-теоретические аспекты изучения творчества как литературоведческой категории

1.2 Лирика М.И.Цветаевой: темы, сюжеты, герои

1.3 Тема судьбы в поэтике М.И. Цветаевой

Наши рекомендации