Завершение, знаменующее Начало
Однажды утром Усуи взял в руки последний камень, символизировавший последний день отшельничества. Заря едва занималась, и Усуи начал медитацию в предрассветных сумерках. Перед его невозмутимым внутренним взором проплывали воспоминания и впечатления всей жизни. Он знал, что его время пришло, и вскоре он либо покинет бренный мир, либо обретет дар целителя, чтобы разделить это благо с другими. Его вера стала совершенной, а служение завершилось, ибо он сделал все, что было в его силах и знал, что назад пути нет.
Вглядевшись в призрачный предрассветный сумрак он заметил, как первый вестник нового дня – луч света - появился над линией горизонта. Свет становился все ярче, и Усуи смиренно и спокойно ожидал его приближения, ибо понял, что световой поток неминуемо его настигнет, и тогда случится то, что должно было случиться. Не двигаясь с места, он всем своим существом ощутил, что предстоящая кульминация одновременно является началом чего-то нового. Световой луч вошел в него в области лба, и Усуи потерял сознание.
Сознание чистого света
Доктор Усуи очнулся в полдень. Он отчетливо помнил все произошедшее.
Как только луч света проник в его сознание, оно озарилось великолепным сиянием, вслед за которым последовало ощущение величия вселенной, заполненной светом истинной мудрости, сострадания и блаженства. Перед внутренним взором проплывали светящиеся шары, каждый из которых содержал санскритские символы, которые он обнаружил в буддийских текстах. После того, как он осознавал значение символа, шар уплывал и появлялся следующий. Его тело и разум наполнялись энергией Рэйки, излучаемой санскритскими символами, значение которых он полностью осознал.
Откровение пришло мгновенно, как если бы отправитель и принимающий были единым целым. Было ощущение того, что он просто вспомнил то, что знал всегда. Он назвал это «Рэйки» или вселенской энергией жизни.
Четыре чуда
То, что произошло, тронуло доктора Усуи до глубины души. Продолжая ощущать душевный подъем, он решил вернуться в монастырь, чтобы разделить свою радость с настоятелем, который так много для него сделал.
По дороге в монастырь Усуи споткнулся о камень и повредил палец ноги.
Рана болезненно кровоточила, и Усуи приложил к ней ладони. В мгновение ока рана затянулась. Это было первое чудо Рэйки.
Его путь пролегал мимо придорожного кафе, где он остановился и заказал обильную трапезу. Вначале официант отказывался выполнить заказ, так как гость, по его мнению, только что закончил длительный пост и неумеренное потребление пищи могло причинить ему вред. Усуи настоял на своем и оказался прав, так как, управившись с едой, он не почувствовал никакого недомогания. Это было второе чудо Рэйки. Еду подавала внучка хозяина, которая ужасно страдала от зубной боли. Доктор Усуи прикоснулся к воспаленной области, и флюс прошел в мгновение ока.. Это было третье чудо исцеления, после которого воодушевленный Усуи поспешил в монастырь, чтобы поделиться радостными известиями.
По прибытии на место он узнал, что настоятель уединился в своей келье и страдает от приступа артрита. Умывшись и переодевшись, Усуи навестил своего наставника, который с интересом выслушал радостные известия.
После демонстрации целительной силы Рэйки самочувствие аббата значительно улучшилось, и учитель с учеником стали обсуждать возможности применения дара целителя на благо людей.
Усуи решил поселиться на затворках Киото, где он мог бы помогать бедным и обездоленным. Облегчив их страдания, он рассчитывал помочь им в поисках работы, а молодых послать в монастырь, где монахи обучили бы их полезным ремеслам. Аббат отнесся с пониманием к намерениям Юсюи, но при этом напомнил: «Целить надо человека в целом, а не давать временное облегчение телу или душе. А для этого сами люди должны стремиться к кардинальным переменам. Лишь тогда возможно целостное лечение».
Ценный урок
Несмотря на то, что Усуи провел несколько лет, практикуя и обучая Рэйки в беднейших кварталах Киото, и при этом нередко подвергался насмешкам, он делал все возможное, чтобы помочь наибольшему количеству людей. И все же, некоторое время спустя, он обнаружил, что некоторые из его первых учеников вновь начали заниматься нищенством. Он попытался выяснить, в чем причина, и они объяснили, что зарабатывать на жизнь намного труднее, чем стоять с протянутой рукой. При этом, занимаясь честным трудом, они не стремились как-то улучшить свою жизнь или повысить социальный статус.
Такое «откровение» не прибавило Усуи энтузиазма, и он забросил свои занятия. Размышляя над произошедшем, он понял, чего не хватало в его подвижничестве. Обучая уличных нищих, он упустил из вида очень важный аспект воспитания, которому монахи всегда уделяли так много внимания – моральной дисциплине и развитию нравственности. На первом этапе Рэйки значительно улучшало физическое и моральное состояние людей, но впоследствии, усилия, не подкрепленные стремлением к позитивным переменам в жизни, сводились на нет.
Спустя какое-то время старые привязанности и приверженность привычному укладу жизни одерживали верх над оживляющим влиянием Рэйки.
Этот вывод нельзя было рассматривать как суждение о том, как должны жить нищие, ибо каждый человек самостоятельно определяет свой жизненный путь, и его первым ученикам такая возможность была предоставлена. Таким образом, доктор Усуи полностью пересмотрел свою изначальную позицию и, после дальнейшего размышления и медитации, установил Пять Принципов Рэйки, которым ученик должен был следовать в процессе ежедневных занятий.
1. Во имя сегодняшнего дня не пребывай в печали. 2. 3. Во имя сегодняшнего дня не давай волю гневу. 4. 5. Почитай родителей, учителей и старших. 6. 7. Зарабатывай на жизнь честным трудом. 8. 9. Будь доброжелателен к любому живому существу. 10. Этим принципам учат большинство западных учителей Рэйки, ибо на этом своде правил основана японская версия, авторство которой приписывается японскому императору Мейцзы (1868-1912 гг.). На мемориальной надписи, высеченной на надгробии доктора Усуи, эти правила именуются Пятью Принципами Императора Мейцзы (см. раздел, посвященный мемориальной плите доктора Усуи).
«Свет в конце туннеля»
Доктор Усуи понял, что его последователями должны стать те, кто действительно хочет вырасти духовно и повысить качество своей жизни. Он принимает решение отправиться в странствие по Японии, обучая Рэйки всех, кто пытается улучшить жизнь и стремится к духовному росту..
По прибытии в очередное селение он, в дневное время суток, брал зажженный фонарь и выходил на улицу. Над ним смеялись и спрашивали, в чем смысл этого бесполезного занятия. На насмешки он отвечал: «Все вокруг поглощено мраком, и я приглашаю всех, кто хочет увидеть луч внутреннего света, на мои занятия сегодня вечером». Затем он рассказывал историю Рэйки и подтверждал свои слова лечением всех желающих. Таким образом учение Рэйки распространилось по всей Японии.
О Рэйки узнают на Западе
В середине 20-х годов доктор Усуи повстречал доктора Чуджиро Хэйаши, бывшего морского офицера, которому в то время исполнилось 48 лет.
Большую часть своей жизни Хэйаши провел на военной службе, но всегда проявлял повышенный интерес к духовным дисциплинам и искусству целительства. Мудрость и сострадание Усуи произвели на него неизгладимое впечатление; под его руководством он изучил Рэйки и решил посвятить остаток своей жизни этому искусству.
Рассказывают, что Хэйаши и Усуи вместе работали над ныне общепринятой «формой Рэйки», то есть над поиском оптимальных способов лечения, двенадцати положений рук, обучения и посвящения. Доктор Хэйаши стал тем, кто сделал систему Усуи доступной и ясной для понимания и обучения.
Таким образом, сущность и форма воплотились в единое целое, и современные последователи Рэйки могут постигать его содержание, используя ту форму, которой придерживались родоначальники учения. Чем больше людей приобщится к Рэйки, тем больше от этого выиграет человечество; повышение уровня сознания и более глубокое осмысление глобальных и личных проблем возможно лишь тогда, когда форма Рэйки соответствует содержанию, заложенному в искусство доктором Усуи.
После смерти основателя доктор Хэйаши стал вторым по счету Великим мастером Рэйки. Доктора Усуи похоронили в храме неподалеку от Киото. На его надгробии была высечена история жизни этого незаурядного человека (см. перевод в конце этой главы). Говорят, что могилу Усуи почтил своим вниманием император Японии.
Новая эра Рэйки
Вплоть до 1940 года доктор Хэйаши, вместе со своими сподвижниками работал в Токио, в специализированной клинике рейка. За это время он приобщил к Рэйки многих людей, о чем свидетельствуют подробные записи всех клинических случаев. В конце 30-х у него было несколько пророческих видений в связи с надвигающейся мировой войной, а также о том, как она отразится на нем лично и на будущности Рэйки. Как бывший офицер он не мог уклониться от службы в армии. Не в состоянии примирить свои убеждения миротворца-целителя с той неопределенностью, которая ожидала учение Рэйки в Японии, находящейся на пороге войны, Хэйаши решил найти себе преемника. Им стала госпожа Хэуэйо Таката, которая была объявлена третьим Великим мастером Рэйки. Эта женщина практиковала Рэйки на Гавайских островах, и, насколько нам известно, она была первым популяризатором Рэйки за пределами Японии, что было весьма символично.
К концу своей жизни доктор Хэйаши обучил госпожу Таката всему, что знал сам и чему научился у доктора Усуи. В день смерти он собрал узкий круг своих близких друзей, с каждым попрощался и каждому дал индивидуальные наставления. Затем он принял традиционную японскую позу и погрузился в молитвенную медитацию, после чего глубоко вздохнул и с миром почил. Подобно своему учителю он был великим человеком. Усуи и Хэйаши создали самую простую и, в то же время, одну из самых совершенных систем духовного целительства.
История госпожи Таката
Хэуэйо Таката родилась на Гавайях в 1900 году. Она была дочерью натурализовавшихся в Америке японцев. Овдовев в 29 лет, она осталась без средств к существованию с двумя маленькими дочками на руках. К 35 годам у нее начались серьезные проблемы со здоровьем, она резко похудела. К этим бедам добавилась потеря нескольких близких родственников. Осенью 1935 года, когда ее силы были на исходе, г-жа Таката интуитивно почувствовала, что решение проблем связано с ее исторической родиной.
Доведенная до отчаяния, но уверенная в том, что ее интуитивное наитие имеет божественную природу, она отправилась в Токио на консультацию со знакомым врачом. После длительного исследования ей сообщили, что единственным шансом на спасение является хирургическая операция. Перед тем, как решиться на этот шаг, ей было еще одно видение, согласно которому в операции не было необходимости, но следовало испытать иную форму лечения. К удивлению врачей и медсестер она отказалась от обезболивающих препаратов и покинула больничную койку. Выписываясь из больницы она спросила своего знакомого врача о других возможных вариантах терапии, и он посоветовал ей клинику Рэйки. Она навестила центр доктора Хэйаши, и ее прежний скептицизм по поводу лечения наложением рук сменился решением довериться этому целителю. К ее удивлению, но одновременно и удовольствию, здоровье стало улучшаться, и вскоре она забыла о своих проблемах.