Визирование относительно констант
Обратитесь в мыслях к интересующей вас проблеме, вытащив на свет свои «проблемные аналогии». Прочтите нижеследующие инструкции, прежде чем начнете.
1. Глядя на проблемный рисунок, спросите себя: «Каковы константы этой ситуации — что нам дано, какие жизненные факты, которые нельзя изменить или которыми невозможно управлять и на фоне которых, тем самым, становятся лучше видны элементы переменные или непостоянные?» Одной из таких констант является время. Нам даны двадцать четыре часа в сутки, не больше, не меньше.
2. Вообразите константы в качестве сетки. Нарисуйте сетку на листе бумаги и обозначьте (словами) вертикальные и горизонтальные линии. Каждая линия может иметь собственное название, а можно работать с двумя общими понятиями, соответствующими «вертикали» и «горизонтали».
3. Сделайте мысленный снимок сетки. Превратите ее в своем воображении в прозрачную пластиковую сетку. Теперь мысленно рассмотрите проблему через эту сетку констант. (Можете даже положить поверх аналогового рисунка настоящую пластиковую сетку, которую вы использовали при рисовании, держа в уме ярлыки для каждой линии.) Если угодно, можете использовать сетку, состоящую лишь из одной вертикальной и одной горизонтальной линий, аналогичную той, что использовалась рекламной компанией, о которой шла речь на с. 119 и 120.
4. Изучите все части проблемы в их соотношении с сеткой. Что вам открывается с точки зрения пропорциональности размеров, расположения выше или ниже «уровня глаз», слева или справа? (Вспомните важность расположения в формате «аналоговых рисунков эмоционального состояния».) Какие постоянные факторы влияют на ваше восприятие проблемы как целого? Является ли время постоянным фактором? А деньги? Семейные отношения? Работа? Что происходит с проблемой, если линии сетки — постоянные факторы — удалить? Остается ли проблема проблемой? Если нет, то не являются ли постоянные факторы источником проблемы? Как можно исследовать такую возможность? Можно ли на постоянные факторы как-то повлиять? Можно ли их перемещать относительно проблемы? Что произойдет, например, если время рассматривать горизонтальным (то есть движущимся и «спокойным»), а не вертикальным (блокирующим продвижение подобно барьеру)?
5. Заложите эту новую информацию в зрительную память — постоянные факторы, помеченные словами, и ваше новое восприятие проблемы в соотношении с постоянными факторами.
Визирование ради видения вещей в пропорции и перспективе
1. Снова обратитесь к «проблемной аналогии» или пересмотрите в мыслях проблему, Первый инсайт и пройденную к настоящему моменту часть стадии Насыщения. Опять используя пластиковую сетку, помещенную на рисунок, попытайтесь увидеть соотношения между частями проблемы.
2. Обозревая всю проблему, выберите одну часть или аспект, который будет использоваться как «единица», относительно которой будет пропорционально измеряться что-то другое (х). Визируйте «единицу» и сравните, насколько велик (важен, настоятелен, значителен) х относительно «единицы». Поскольку речь идет о необъективных рисунках (лишенных узнаваемых объектов), использовать численные соотношения не нужно. Вот некоторые важные вопросы. Каковы относительные пропорции частей этой проблемы? (Соотношения вы можете оценить, сверяя их с сеткой.) Какой «размер» имеет ваша роль в этой проблеме по сравнению с «размером» других фигурантов? Проблема состоит из многих частей или представляет собой одну большую массу? Наибольшая из ее частей находится высоко или низко в формате — то есть выше «линии прицела» или ниже? Слева от средней линии или справа? Если посмотреть на проблему с несколько иной, более вычислительной точки зрения, что нового для себя вы видите? (Помните, что визирование — это сознательный метод, процедура обретения доступа к визуальной реальности.) Как этот новый навык влияет на ваше восприятие проблемы?
3. Выберите другой аспект проблемы в качестве «единицы» и «измерьте» х снова.
4. Продолжайте проверять пропорциональные соотношения, пока не разберетесь со всеми частями, которые лежат в границах проблемы. Опять же, выполните важный шаг приклеивания письменного ярлыка к вашему пониманию, а затем запоминания новой информации — образов и слов.