Управление переключениями режимов мышления
Прежде чем мы поглубже вникнем в эти идеи, я предлагаю вам провести интересный эксперимент: следуя излагаемым ниже указаниям, вы сможете получить запись вашего текущего «умонастроения» в отношении визуальной информации, проявляющегося через рисование. Эту запись — три рисунка — вы сможете потом сравнить с вашими последующими рисунками, с точки зрения как приобретенных вами навыков рисования, так и новых навыков мышления. Даже если у вас есть опыт рисования или некоторое художественное образование, все равно очень важно выполнить эти предварительные рисунки. Вы увидите прогресс, каким бы ни был ваш нынешний уровень навыков.
Я предлагаю этот эксперимент всем своим студентам на первом же занятии, до какой-либо учебы. Помимо того, что они показывают прогресс учащихся, предварительные рисунки важны еще и по другой причине: когда учащиеся овладевают новыми способностями видеть и рисовать и умением управлять переключениями сознания, их порой охватывает своего рода амнезия в отношении их прежних способностей. Вы должны помнить, что Л-режим, наверное, предпочел бы, чтобы вы не рисовали вообще, что позволяло бы ему сохранять свое привычное господство, и иногда он пытается выявлять ошибки даже на вполне умелых рисунках. Рисунки «до» и «после» послужат мощным зримым свидетельством вашего прогресса, которое не позволит «забыть» и которое очень трудно отрицать.
Поэтому я убедительно прошу вас последовать нижеследующим указаниям и выполнить три предварительных рисунка, каким бы болезненным этот опыт ни был. Вам нет нужды показывать эти рисунки кому-либо; вы спрячете их в надежном месте, чтобы потом сравнить с рисунками, которые вы сделаете, выполняя последующие упражнения. Ваши предварительные рисунки послужат аналогом ученических рисунков «до обучения», которые я сейчас покажу вам, в сравнении с рисунками «после».
В своей мужественной книге о самопознании британская писательница Мэрион Милнер (писавшая под псевдонимом Джоанна Филд) открыла, что большая часть ее жизни прошла в «слепом мышлении», как она назвала непрестанную болтовню своего разума. Постепенно научившись ускользать от ограничений «слепого» мышления и обретя доступ к тому, что она называла «видящим» мышлением, она написала:
«Так я пришла к выводу, что обычное, повседневное восприятие вещей, которое очень хорошо служит нам, когда речь идет о каждодневных практических делах, — не единственный способ восприятия, на какой способен разум. Чтобы перейти от одного режима восприятия, требуется лишь небольшое усилие воли, однако этого достаточно, чтобы изменить свой взгляд на мир, чтобы утопить скуку и усталость в безмерном удовлетворении».
Джоанна Филд «Своя жизнь», 1936
Подобно тому как мои ученики всегда счастливы лицезреть степень своего прогресса, вы тоже, я полагаю, будете рады иметь визуальную запись того, с чего вы начинали и как далеко вы дошли.
Предварительные рисунки
Используйте карандаш и недорогую писчую бумагу. Держите под рукой резинку. На выполнение этих трех рисунков вы можете потратить столько времени, сколько пожелаете; большинству учащихся на каждый рисунок требуется от десяти до двадцати минут. Не забудьте написать на каждом рисунке название «Предварительный рисунок №1» и т. д., поставить дату и подпись.
Предварительный рисунок №1. Нарисуйте человека — в полный рост, до пояса или только голову. Уговорите кого-нибудь позировать вам или нарисуйте, как кто-то смотрит телевизор, а можете нарисовать себя самого, глядя в зеркало.
Предварительный рисунок №2. Нарисуйте свою собственную руку. Если вы правша, нарисуйте левую руку, если левша — правую. Рука может быть в каком угодно положении.
Предварительный рисунок №З. Нарисуйте какой-либо предмет, скажем, стул, или стол, или группу предметов — скажем, обеденный стол после обеда, растение в горшке, пару туфель, стопку книг на столе — любой «натюрморт» по вашему выбору.
Когда закончите, можете написать на обратной стороне листа бумаги, что вы думаете о своем рисунке. Делать это не обязательно, но ваши нынешние комментарии могут оказаться интересными для вас после того, как вы научитесь видеть и рисовать.
Рисунки студентов
Позвольте показать вам подборку рисунков студентов. (См. рис. 2.1 — 2.18 на следующих страницах.) Рисунки «до» выполнялись в самом начале семестра, до какого-либо обучения, а рисунки «после» — спустя примерно двенадцать недель подготовки.
Студенты, выполнявшие эти рисунки, никогда не считали себя художественно одаренными. Они все были немало удивлены своим прогрессом и с большим удовольствием обнаружили в себе способности, которых не было видно раньше. Кроме того, по их собственному утверждению, умение видеть, приобретенное через обучение рисованию, внесло и другие изменения в их восприятие окружающей жизни. Когда их просили описать эти изменения, ответы следовали самые разные: «Теперь я больше вижу»; «Есть столько всего, чего я раньше не замечал»; «Я как будто начал смотреть на вещи по-другому — в некотором смысле, думатьпо-другому».
Мне всегда были интересны эти суждения, и я просила многих студентов: «Если вам кажется, что ваше восприятие так изменилось после того, как вы научились видеть и рисовать, то скажите мне, пожалуйста, каким оно было раньше?» Самым обычным ответом было: «Трудно сказать, но я думаю, что я большей частью просто давал вещам названия — смотрел на них, но по-настоящему их не видел». Эти комментарии, я думаю, демонстрируют влияние Л-режима, который доминирует — даже довлеет — и заставляет вас видеть вещи, как емуугодно.
Рис. 2.1. А. Фрэнсис Ампудия, 6 сентября 1984 г.
Рис. 2.2. Автопортрет А. Фрэнсиса Ампул hi, 13 декабря 1984 г.
Рис. 2.3. Скотт Элдеркин, 8 сентября 1984 г.
Рис. 2.4. Автопортрет Скотта Элдеркина, 9 декабря 1984 г.
Рис. 2.5. Фарида Джалали, 6 сентября 1984 г.
Рис. 2.6. Автопортрет Фариды Джалали, 13 декабря 1984 г.
Рис. 2.7. Тереза Тракер, 9 сентября 1984 г.
Рис. 2.8. Тереза Тракер, портрет однокурсника, 3 ноября 1984 г
Рис. 2.9. Стив Голдстоун, 8 сентября 1984 г.
Рис. 2.11. Лори Хендерсон, 6 сентября 1984 г.
Рис. 2.10. Автопортрет Стива Голдстоуна, 9 декабря 1984 г.
Рис. 2.12. Лори Хендерсон, портрет однокурсницы, 13 декабря 1984 г.
Рис. 2.13. Дебби Грейдж, 31 января 1984 г.
Рис. 2.14. Дебби Грейдж, портрет однокурсницы, 26 апреля 1984 г.
Рис. 2.15. Рей Джу, 2 февраля 1984 г.
Рис. 2.16. Автопортрет Рея Джу, 17 мая 1984 г.
Рис. 2.17. Шейла Шумахер, 31 января 1984 г. Рис. 2.18. Шейла Шумахер, портрет
однокурсницы, 30 марта 1984 г.
Свежий взгляд
Чтобы подавить это влияние, в следующем упражнении я предложу вам выполнить еще один рисунок, на этот раз не мучительный, а забавный. Это упражнение открывает вам путь к контролю над своим умонастроением, заключающийся в том, что вы обманываете свой Л-режим, оставляя его без работы. Оно призвано продемонстрировать вам несколько моментов. Во-первых, когда особые условия позволяют вам «отстранить» Л-режим, вы способны видеть и рисовать уже сейчас. Во-вторых, когда воспринимаемое извне оказывается в не знакомом вам положении, обычные процессы узнавания и именования замедляются и испытывают такие затруднения, что Л-режим в конце концов отказывается от попыток называть предметы и расфасовывать их по категориям. В-третьих, воспринимаемые части (оставшиеся неназванными), становятся интересными сами по себе, как и соотношения между ними. И в-четвертых, разум может быть удивлен, даже шокирован, когда особые условия возвращаются к «нормальным» и происходит (вербальное) узнавание вещей. Особое условие, которое я предлагаю, — это перевернутое рисование.