Инсценирование - перевод литературного произведения на язык театрального искусства.

Основы инсценирования литературного материала. Выбор и анализ литературного материала. Методика поиска и отбора художественного материала для инсценировки. Процесс драматургизации. Перевод литературного материала на действенную основу. Автор главное действующее лицо литературного произведения. Инсценировка как версия литературного произведения. Два этапа в инсценировании: понимание и осмысление текста; перевод текста литературного произведения в ткань пьесы. Инсценирование автора: определение общей направленности автора; стилистические особенности автора; характер повествования, авторская интонация; литературные источники и комментарии в создании инсценировки.

Характеристика методов инсценирования литературного произведения (иллюстративного, ассоциативного, сюжетного, построение событийного ряда и сквозного действа). Диалог прозы и диалог пьесы. Действие – основа драмы. Конфликт как главный признак действенной природы. Приём инсценирования как способ перевода литературы на язык театра. Поиск приёма как первый этап инсценирования. Выстраивание событийного ряда, как второй этап в работе над инсценировкой /исходное, основное, центральное, финальное, главное/.

Принципы инсценирования. Жанр как средство раскрытия содержания произведения. Структурно-композиционное переосмысление. Сохранение писательской интонации. Проблемность материала. Поиск образно-зрелищного раскрытия идейно-тематической сущности инсценировки. Использование трансформирующихся игровых деталей. Поэтичность как система художественных принципов и приёмов инсценирования /замысел, композиция, стиль, художественные ассоциации, эпитеты, средства иносказательной выразительности/.

Сценарный замысел в драматургии театрализованного действа и способы его реализации.

Творческий за­мысел, как образная художественная форма отраже­ния осмысленных автором (сценаристом, режиссером, испол­нителем) отдельных фактов или целых явлений социальной и частной жизни человека и общества. Доминирующие черты драмы в сценарии: действие, цепь событий, свя­занных сюжетом, наличие действующих лиц и конфликта как борьбы между действующими лицами или осмысление какой-либо конфликтной ситуации, наличие композиции, соединяющей в определенной последо­вательности составные части (эпизоды, блоки) в единое целое. Оперативность отклика на события в реальной жизни, связь используе­мых в сценарии фактов, документов, событий как с проблемами миро­вого, глобального характера, так и местным материалом.

Замысел - движущая пружина в отборе фактов, событий, выразительных средств, несет в себе логику сценария бу­дущего шоу, отдельного номера. Здесь должны быть отчетливо видны как общий смысл - тема, идея, содержание, форма, то есть каркас сце­нария, так и его отдельные структурные составляющие – действующие лица, события, конфликт, строгая логичность композиционного построе­ния. Драматическое действие в сценарии, решаемое в художественных образах, отражает движение действи­тельности во всех ее противоречиях и взаимосвязи, а драматический конфликт, построенный на борьбе и столкновении героев, движет раз­витие сюжета. Поиск и нахождение сюжета (в театрализованных представлениях, праздниках) или сюжетного хода (к примеру, сюжетно-игровые программы, концерты и т.п.), композици­онного построения конкретизируют решение замысла.

Специфические особенности драматургии театрализованных представлений.

Событийная основа сценариев театрализованных представлений и празднеств. Документальность, образность, реальный и коллективный герой, монтажный метод организации материала, организация реального действия участников праздника.

Влияние архитектурных и ландшафтных особенностей площадки на создание сценарно-режиссёрского замысла праздничного действа. Использование традиционных средств художе­ственной выразительности. Специфические средства художе­ственной выразительности сценариев документально-публицистических программ на открытых площадках. Символическая природа драматургии документально-публицистических программ на открытых площадках.

Наши рекомендации