Особенности воспитания и характера потенциальных членов ИК
ИК привлекателен людям с определёнными чертами характера и воспитания. Особенности воспитания — это повышенная или недостаточная забота, внимание и любовь родителей в детстве. И то и другое приводит к неправильной оценке самого себя, своих возможностей. Такие люди испытывают затруднения при необходимости строить свою жизнь самостоятельно. Они предпочитают выполнять указания, подчиняться и безответственно относиться к себе, своей жизни вместо того, чтобы полагаться на себя.
Теперь о характере.
Самая «благополучная» группа потенциальных членов ИК — личности, стремящиеся к власти, авторитету, к утверждению себя за счёт других. Такие люди менее предрасположены к катастрофическим последствиям пребывания в ИК. Напротив, они занимают такое место в иерархии группы, которое удовлетворяет их амбициям. При невозможности карьеры в ИК они покидают его как «неправильный».
Опаснее особенности характера, из-за которых возникают сложности разрыва с ИК.
Главная группа — тревожно — мнительные люди. Их жизнь — постоянные сомнения, неуверенность, впечатлительность. В себе они видят множество недостатков и страшатся быть осмеянными и подвергнутыми осуждению. Они быстро становятся зависимыми от советов и консультаций, вынуждены по всякому пустяку прибегать к посторонней помощи.
Под влиянием ИК у них формируются склонность перекладывать ответственность за себя на других и целиком подчиняться интересам того, от кого зависят. Им присущ страх быть покинутыми. Они не переносят одиночества, чувствуют себя опустошенными и беспомощными, когда обрываются связи с тем, от кого зависели. Ответственность за несчастья переносят на других.
Вторая главная группа потенциальных сектантов — позёры. Основное их свойство, которое используют вербовщики — стремление казаться больше, чем есть на самом деле, и пережить больше, чем в состоянии пережить.
Другой особенностью такой психики, которая используется уже в самом ИК — отсутствие четких границ между фантазией, воображением и действительностью. Одни переживания ускользают от его внимания, а другие, напротив, оцениваются чрезвычайно тонко. Это оказывается большим подспорьем для всех, кто стремится изменить внутреннюю реальность такого человека.
Третья группа — погруженные во внутренний мир чудаки. Они живут своими необычными интересами и увлечениями. Их жизнь определяется интересом к духовной жизни, оккультизму, мистицизму. Всё внимание уделяется внутренней реальности. При этом всё, что проникает в неё извне, игнорируется. Внешний мир как бы отделен от таких людей невидимой, но непреодолимой преградой. Общение связано с неловкостью, напряжением. Кроме того, такие люди не приемлют общепринятые нормы поведения, не любят поступать «как все». Всё это приводит их к серьёзным затруднениям в общении, а также к вычурным, чудаковатым поступкам. Такие особенности характера тоже используется в ИК. Странности «понимаются», сложности в общении с людьми обещают «легко преодолеть».
Ещё одна группа — люди с детскостью в характере. Это часто, но не обязательно юноши и подростки. Детскость — следствие преднамеренного ограждения человека от каких-либо обязанностей и самостоятельных усилий по достижению жизненных целей. В результате столкновения с жизнью у человека появляется идея, что воплощение высоких идеалов в реальном социуме невозможно. Он стремиться создать иллюзию жизни, которая не соответствует реальности. Тут и появляется ИК, который предлагает место, где идеалы воплощаются.
Ситуации и места, привлекательные для ИК
1. Жизненные ситуации, привлекающие потенциальных членов ИК
Вероятность попадания под влияние ИК сильно увеличивается, если человек:
· Стремиться ограничить свой выбор;
· Не имеет в жизни цели и сформировавшегося мировоззрения;
· Испытывает разочарование, утрату смысла жизни
· Не находит своего места в обществе;
· Недавно пережил сильный стресс, с которым не может справиться самостоятельно: Смерть, несчастный случай или тяжёлая болезнь (своя или близкого человека); Развод; Возрастной кризис; Смена работы или ее потеря, и т. д..
· Испытывает одиночество (без или далеко от друзей или семьи)
· Новый этап жизни или окончании старого
· Настороженность и недоверие по отношению к официальным психиатрам и психотерапевтам.
2. Места, привлекающие вербовщиков ИК
· Место жительства
· Места бездействия и утраты бдительности — зоны отдыха, развлечений, отпуска
· Места ограниченного выбора и утраты цели — больницы, места социальной помощи, тюрьмы.
· Места поиска цели — религиозные, образовательные и общественные организации с интересом к саморазвитию, духовности, мистике, философии, политике, истории.
· Места начала достижения новой цели — учебные заведения
Анти-культизм
«Анти-рекрут»
Чем меньше времени ИК воздействует на психику, тем больше шансов преодолеть это влияние, оберечь себя от его последствий. Лучший вариант — не попадать в организацию, которая покажется Вам похожей на ИК. Для этого Вам нужно правильно построить свою встречу с вербовщиком. Помните, что цель вербовщика — сократить до минимума Ваши пути к отступлению, сделать так, чтобы Вы проявили любопытство и пришли в группу.
В беседах с людьми любой вербовщик использует полный арсенал манипуляций. В первую очередь каждый вербовщик использует следующие Ваши особенности:
· Любопытство
· Жажда легкого обогащения или наслаждения
· Ответ любезностью на любезность
· Стремление выглядеть привлекательным, неглупым человеком
· Самоуверенность, завышенная оценка собственной воли, убеждённость в «способности вовремя распознать чужое влияние, держать ситуацию под контролем».
· Стремление ограничить свой выбор простыми, универсальными решениями
· Отсутствие у Вас удовлетворяющей цели и мировоззрения;
· Отсутствие у Вас удовлетворяющего места в обществе;
· Беспомощность перед пережитым стрессом;
· Чувство одиночества, непонимания
· Разочарование
· Настороженность и недоверие по отношению к официальным психиатрам и психотерапевтам.
Как узнать, не вербовщик ли перед Вами? Как заметить, что Вас пытаются завербовать в ИК? Как определить, обманывают ли Вас при первой встрече? Как определить соответствие обещаний собеседника реальности? Как получить, не смотря на это, необходимую информацию, чтобы принять верное решение?
1. Определение индикаторов вербовки
Индикаторы, указывающие на вербовщика ИК — это индикаторы манипулятора. Но есть важные отличия. Вербовщик далеко не всегда будет показывать признаки лживости и манипулирования в своих жестах и мимике. Это связано с его убеждённостью, искренним заблуждением в истинности своей работы и веры. Здесь приводятся самые распространённые индикаторы. Более подробно смотрите технику защиты от манипуляций в приложении к книге.
Индикаторы поведения, типичного для вербовщика:
1. Преувеличенное дружелюбие и энергичность, не соответствующие ситуации.
2. Слишком большое и быстрое любопытство к Вашим интересам и капиталам.
3. Избыток комплиментов, намекающих на Вашу необычность и избранность
4. Наличие заранее подготовленных расплывчатых ответов на все вопросы.
5. Особенности предложения:
· Быстро и легко удовлетворяет Ваши главные потребности
· Уникальность предложения (только одним способом, у одного человека, в одном месте и один раз)
· Неадекватная стоимость (специальная, бесплатная, очень низкая или, наоборот, элитарная)
· Скрытность и обтекаемость высказываний об организации наряду с восторженностью и сказочностью обещаемых результатов.
· Содержание и суть обещаемых результатов не объясняются, «они могут быть поняты только после посещения занятий». Вас упрекают в критичности, подозрительности.
2. Нейтрализация вербовщика
Если выявлены индикаторы:
1. Войдите в состояние спокойствия. Любые проявления негативных эмоций с Вашей стороны — шанс для вербовщика.
2. Воспринимайте предложение вербовщика как очень дорогой товар. Всё, что Вам в таком случае нужно применить — это тренинг «Анти-шопинг».
3. Соблюдайте безопасный стиль беседы.
Вы только задаёте вопросы и не даёте ответов, а вербовщик только отвечает и не задаёт вопросов. Следите за тем, чтобы ответ соответствовал вопросу. Спокойно настаивайте на максимально конкретных и понятных Вам ответах. Не принимайте как ответ цитаты и примеры из жизни великих и обычных людей. Попытки изменить направление и тему беседы спокойно и решительно пресекайте любое количество раз. Если вербовщик упорно задаёт вопросы или избегает ответов, скажите: «Я буду продолжать говорить, только если Вы будете понятно объяснять свои цели». Затем повторите вопрос. Не оправдывайтесь, не объясняйте своей точки зрения, своего мнения, не спорьте на философские, религиозные, исторические, психологические, медицинские, коммерческие темы.
4. Вы имеете право на любую реакцию и любые вопросы, потому что существует риск отдать за товар всё своё материальное состояние, семейное благополучие, работу, душу. При любом намёке на Вашу подозрительность говорите: «Вы должны прямо сейчас убедить меня, что это не секта!».
5. Следите за свободой своего выбора. Постоянно сканируйте следующие возможности выбора:
Сохраняйте ответственность за самого себя, не позволяйте вербовщику отвечать за Вас. Избегайте ситуации, когда Вас спасают от проблем или спасаете Вы (вербовщика или весь мир).
6. Создайте себе возможность всё обдумать после завершения встречи. Не давайте свои координаты не в коем случае при первой встрече. Связывайтесь для продолжения контактов самостоятельно, через срок не менее 3 суток. Если Вас ставят в ситуацию дефицита времени, не связывайтесь вообще.
Перечень вопросов вербовщику
Скажите вербовщику максимально энергично: «У меня к Вам очень много вопросов. Поэтому отвечайте, пожалуйста, максимально конкретно и сжато. Иначе разговора не получиться. Вы согласны?»
Цель Ваших вопросов — точно выяснить, что Вам предлагают. Если перед Вами представитель ИК — он будет уклоняться от точных и понятных ответов.
Ваши вопросы проходят по пяти направлениям.
1 направление. Вопросы о самом вербовщике. Ключевой вопрос: «Вы кто?» Вы должны точно знать — кто перед Вами, каковы цели этого человека, насколько эти цели совпадают с Вашими, можно ли этому человеку доверять себя.
2 направление. Вопросы об его организации. Ключевой вопрос: «Что это за организация?» Вы должны точно узнать — о какой организации идёт речь, каковы её цели, как эти цели согласуются насколько организации можно доверять.
3 направление. Вопросы о предлагаемом лидере. Ключевой вопрос: «Кто Ваш лидер?» Вы должны точно узнать — о какой организации идёт речь, каковы её цели, как эти цели согласуются насколько организации можно доверять.
4 направление. Вопросы о предлагаемой идеологии и методике её освоения. Ключевой вопрос: «Что Вы делаете?» Вы должны точно узнать — к какой области относится идеология, каковы её цели, практические методы, результаты, нет ли противоречия между целями, методами и целями организации. Главное — насколько Вам реально нужны были цели, которые предлагают достичь до разговора с вербовщиком.
5 направление. Вопросы о критике (бывшие члены организации, конкуренты и противники). Ключевой вопрос: «Кто против Вас?» Вы должны точно узнать — почему кто-то не согласен с деятельностью и идеями организации, считает их несовместимыми со своей жизнью. Почему уходят из организации, насколько просто это сделать и каково отношение организации к критике и уходу.
Обязательно фиксируйте письменно все данные, особенно имена, названия, адреса, телефоны. У представителей ИК это вызывает крайний дискомфорт!
Направление. Вербовщик.
Вы кто? Ваше имя? Вы живёте в нашем городе постоянно и как давно? Дайте контактный телефон для связи с Вами.
Кем Вы работаете, как давно? Что Ваши сослуживцы знают об организации, как они к ней относятся? Чем Вы занимались до прихода в организацию? Почему Вы изменили свои занятия и как это связано с организацией?
У Вас есть семья, как давно? Как она относится к организации? Кто из Ваших близких против организации и почему?
Как относятся к организации Ваши старые друзья? Как часто Вы с ними общаетесь сейчас?
Как давно Вы входите в состав организации?
Ваше пояснение вопросов: «Разве Вы что-то скрываете? Я должен знать, с кем говорю, чтобы чувствовать себя в безопасности и доверять Вам!»
Расшифровка ответов. Чем уязвимее и двусмысленнее занятие, которым занимается вербовщик, тем больше желание остаться неизвестным, спрятаться за организацию. Чем более деструктивна организация, тем больше вероятность кардинального изменения рода занятий, семьи, друзе, их негативного отношения к организации. Чем дольше вербовщик является членом ИК, тем более изощрённым манипуляциям Вы подвергнитесь. Очень важно также, чтобы дальнейшие контакты были только с Вашей стороны и тогда, когда Вам это удобно.
Направление. Организация.
Как официально называется организация? Она всегда так называлась? Кто её учредитель? Кто её возглавляет? Есть ли у неё устав, лицензия, покажите. Как давно существует организация?
Какова цель организации? С какими известными, признанными организациями Вы сотрудничаете? Как сотрудничаете и с какой целью?
За счёт чего организация существует? Есть ли у Вас дочерние организации, чем они занимаются?
Ваше пояснение вопросов: «Разве Вы что-то скрываете? Я должен знать, о какой организации идёт речь, чтобы чувствовать себя в безопасности и доверять Вам!»
Расшифровка ответов. Чем более деструктивна организация, тем больше вероятность её незаконного существования, отсутствие реальных контактов с признанными официальными организациями. Тем не менее, это не всегда так. Более чётко свидетельствуют о деструктивности частые смены названия, учредителей, недолгий период существования. Очень важно знать, за счёт чего существует организация, подумайте о том, как Вы впишитесь в схему её кормителей. Дочерние организации тоже могут на многое намекнуть, если они зачем-то маскируют деятельность главной организации совершенно другими целями и задачами.
Главный вопрос здесь — о целях организации. Чем более грандиозно и расплывчато они выглядят, тем сложнее проконтролировать способы и признаки их достижения (счастье, мир, саморазвитие). Запомните цель организации, чтобы потом сопоставить её с методами, при помощи которых Вам предлагают получить эти цели. Сравните цели организации со своими целями.
Направление. Лидер.
Кто Ваш лидер? Его имя?
Какое у него образование? Где он его получил? Когда и где в последний раз он повышал квалификацию?
Где и кем работал лидер до организации?
Каковы источники дохода лидера?
У него есть семья, какая по счёту?
Известно ли Вам о состоянии здоровья лидера, о его вредных привычках? Есть ли у Вас сведения о том, что ему ставили диагноз психического заболевания, зависимости?
Какова цель занятий лидера? На какой науки или религии основаны взгляды и методы лидера? Насколько взгляды, методы и результаты лидера признаются вне организации? Имеет ли он официальные выступления и публикации по своим взглядам и методам? Когда и где?
Каким правилам следует лидер? Перечислите их коротко.
Ваше пояснение вопросов: «Разве Вы что-то скрываете о лидере? Разве мои вопросы могут его очернить? Я должен знать, о ком идёт речь, чтобы чувствовать себя в безопасности и доверять этому человеку!»
Расшифровка ответов.
Проследите, насколько образование и последующее обучение говорит о профессионализме и соответствует цели, взглядам и методам. Обратите внимание на наличие высшего образования, соответствующего цели, частоту повышения квалификации. Насколько цель лидера может быть осуществима с учётом его образования?
Проследите, насколько цели лидера взаимосвязаны с источниками его доходов. Представьте себя на месте этого источника.
Имя, факты излишне бурной жизни, изменения в местах работе, семье, перенесённые болезни, могут быть достаточно красноречивыми сами по себе. Конечно, «плохие» факты в прошлом не означают, что лидер сейчас занят чем-то плохим, но даёт основания для настороженности. Непризнание официальных кругов может говорить с одной стороны о несостоятельности взглядов и методов лидера. С другой стороны, официальные круги могут быть также несостоятельны и завистливы к гениям. Часто мнение власти выражают бюрократы и карьеристы. Тем не менее, неблагополучие в отношениях с официальными кругами — для Вас ещё один повод задуматься.
Направление. Программа.
Есть ли у Вас программа? Какова суть программы? Какова цель программы?
Перечислите все методы, которые используются в программе? На что они воздействуют? Зачем? Чем обосновано использование этих методы для поставленных целей? Как лидер разработал и освоил эти методы при его образовании?
Какова эффективность программы в процентах? На чём основана статистика?
Может быть хуже от программы и почему? Что Вы знаете о нежелательных и непредсказуемых результатах применения программы? Как часто это происходит, что Вы делаете, чтобы их не было? Кто несёт ответственность за последствия и как это подтверждается?
Как давно применяется программа?
Кто ещё использует программу? Как с ними связаться?
Кто автор программы? На чём основана программа? С чем совместима программа и её методы?
Какова конкретная цель первого занятия?
Какова общая продолжительность освоения программы? Какова стоимость освоения всей программы? Чем обоснована эта сумма? Сколько процентов участников освоили всю программу? Что мешает освоить программу?
Ваше пояснение вопросов: «Разве Вы что-то скрываете или не знаете о программе? Почему о программе нельзя рассказать коротко и внятно? Я должен знать, чем буду заниматься, чтобы чувствовать себя в безопасности!»
Расшифровка ответов.
Вербовщик крайне редко соглашается излагать идеологию ИК. Прежде всего, потому что его цель — заинтриговать и завлечь, а цель ИК — выдавать Вам идеологию по кусочкам, без цельного понимания сути. Сам вербовщик может оказаться среди тех, кто «ещё не достоин дойти до сути». Кроме того, суть идеологии не так привлекательна и, чаще всего, банальна.
Поэтому внятное изложение сути Вас не ждёт. Скорее Вам придётся постоянно переводить вербовщика от пространных, отвлечённых рассуждений к конкретике. Ваша задача — искать противоречия.
Сравните цель и методы программы с образованием лидера. Подумайте, как такие цели могут быть достигнуты предложенными методами. Сравните цели программы и цели лидера, организации. Вы можете легко обнаружить их несоответствие.
Обратите внимание на разнообразие и несовместимость методов. Подумайте, как они могут воздействовать на то, на что претендуют воздействовать. Зачем? Представьте, как лидер изобретал и осваивал эти методы, вспомните при этом его жизненный путь и образование. Подумайте о том, что мешает освоить программу, и почему эти помехи не касаются самих методов программы? Подумайте, как эти методы могут дать такую высокую эффективность? На чём вообще основана эффективность и сколько людей прошло через программу. Запомните эту цифру. Теперь сравните эту цифру со временем, в течение которого применяется программа и с количеством человек, которые не закончили программу. Цифры получаться, скорее всего, противоречивые или надуманные.
Обычно эффективная программа и методы через какое-то время становятся широко признанными, используемыми. Любая изоляция программы чаще намеренна, чем вынуждена. Определите причины, почему это не так. В случае деструктивного культа любая открытость программы и методов приводит к устранению ореола избранности для места постижения программы. Кроме того, это нередко приводит к невыгодному сравнению с другими программами, справедливому разоблачению и низкой оценке. Поэтому у любых культистов имеется тенденция избегать официальных презентаций своих взглядов и методов. Они создают для этого собственные организации, которые сами и возглавляют, либо называют себя «практиками, а не теоретиками». В любом случае, избегайте программ, изолированных от науки, основанных исключительно на озарении, божественном откровении.
Направление. Критика.
Что Вам лично не нравится в Вашей организации, в лидере, в программе, в членах?
Кто критикует организацию и за что? В чём суть критики? Насколько она обоснована? Какова реакция на критику лидера и членов организации?
Кто критикует лидера и за что? В чём суть критики? Насколько она обоснована? Какова реакция на критику лидера и членов организации?
Кто критикует программу и за что? В чём суть критики? Насколько она обоснована? Какова реакция на критику лидера и членов организации?
Вы знакомы с теми, кто покинул организацию? Вы знаете, почему они покинули организацию? Вы знаете, что они приобрели в организации и что приобрели, покинув её? Как организация и лидер к ним относятся? Как Вы относитесь к их решению? Что нужно, чтобы покинуть организацию? Как связаться с бывшими членами Вашей организации?
Ваше пояснение вопросов: «Разве Вы что-то скрываете о лидере? Разве мои вопросы могут его очернить? Я должен знать, о ком идёт речь, чтобы чувствовать себя в безопасности и доверять этому человеку!»
Расшифровка ответов.
Чем сомнительнее деятельность организации, её лидеров, тем менее конструктивна реакция на критику. Обычно в таких случаях Вы увидите нетерпимость к критике, стремление очернить людей, критикующих организацию.
В ИК исключается инакомыслие и сомнения. Выход из ИК сопровождается массой препятствий, гонениями, преследованиями и осуждением. У самих бывших культистов, как правило, масса претензий и недовольств не только к программе, но и к лидеру, другим культистам.
Дополнения к нейтрализации вербовщиков коммерческих культов (дистрибьютеров)
Техника взаимодействия с дистрибьютерами имеет некоторые особенности из-за специфики их деятельности. В ней большее значение имеет использование общих приёмов защиты от манипуляции и нижеописанные приёмы.
1. Если Вас привлекает товар и его эффекты:
Обязательно фиксируйте письменно ФИО дистрибьютора и его спонсоров, их места жительства и телефоны, номера регистрационных удостоверений и даты их выдачи, фамилии и адреса (телефоны) клиентов за последние три месяца. Это очень не нравиться представителям ИК, да и любым манипуляторам. Убедитесь, что продукт сертифицирован в России, адаптирован к нашим условиям. Избегайте товара, эффекты применения которого объявляются как 100 %. Используйте анти-шопинг.
2. Если Вас привлекает предложение о работе:
Ни в коем случае не вкладывайте материальных средств и своего труда в достижение личного счастья при помощи товаров организации. Игнорируйте любые предложения, которые содержат обещания без конкретных условий работы. Туманность требований к работе, настойчивые приглашения на консультации, собеседования и семинары — признак обмана или культизма. Внимательно изучите соглашение о работе. Избегайте соглашений (контрактов), в которых:
— Вы должны сразу купить большое количество товара, форму, аксессуары.
— Вам установлены короткие сроки продажи большого количества товара
— По соглашению Вы не являетесь официальным работником организации
Обратите внимание на деятельность других дистрибьютеров. В коммерческом ИК она сводиться к рекрутированию новых сотрудников и участию в семинарах. Избегайте обучающих семинаров с прессингом эмоциональной поддержки. Единственное что на них происходит — изменение Ваших целей и ограничение выбора, т. е. формирование зависимости.
«Обеззараживание ИК»
Если Вы всё-таки решили посетить мероприятие предполагаемого ИК из-за любопытства, жажды нового, да и из-за вполне возможных реальных достоинств группы следуйте следующим способам сохранения собственного «Я», свободы выбора, независимости.
Нейтрализация эффектов первого занятия
1. Будьте готовы, что Вы окажитесь под массированным воздействием целой группы людей, имеющих целью «растворить» границы Вашей внутренней реальности, наполнить её иллюзиями и, в результате, присоединить Вас к себе. То, что будет с Вами происходить, называется «бомбардировка любовью».
2. Возьмите с собой человека, которому доверяете. Следите за тем, чтобы Вас не разъединили под любыми предлогами. Если члены организации настаивают на разделении Вашей компании — немедленно уходите. Обсудите с ним происходящее.
3. При попытках группы повлиять на Ваше мнение, сразу и без стеснения, уверенно и чётко заявляйте, что Вы не хотите влияний на Вашу личность, самостоятельность.
4. Говорите как можно меньше. Лучше молчите. Старайтесь как можно меньше быть откровенным, ничего не сообщайте о компрометирующих фактах Вашей жизни, коммерческих фактах, о фактах, способных в будущем повлечь шантаж или поставить под опасность Вас и Ваших близких.
5. Спокойно относитесь к тому, что Вы не понимаете смысл деятельности организации. Обнаруживайте и устраняйте чувство неполноценности («все вокруг понимают, куда и зачем идут, а я нет»), чувство вины, долга («люди пытаются мне помочь, а я им в этом мешаю, в чём-то их подозреваю, на самом же деле я просто недостаточно хорошо следую инструкциям»). Будьте готовы услышать на свои вопросы слова:
· «Вы ещё не готовы принять истину».
· «В настоящее время Вам не следует знать истину, поскольку это будет препятствовать решению ваших проблем, а именно это — наша главная задача».
· «Истина приходит как дар за ваши действия и в результате правильного выполнения наших таинств».
· «Вы недостаточно доверяете нам».
· «Если вы не познали истину, значит, ваш разум сопротивляется ей».
6. Не принимайте на себя никаких обязательств, скажите, что Вы должны подумать, а о решении самостоятельно сообщите позже, когда сами будете к этому готовы. Скажите, что если решение не будет сообщено, значит, Вы отказываетесь. Не ограничивайте себя сроками.
Нейтрализация лидера ИК
1. Посмотрите на лидера, как на бизнесмена.
2. Ликвидируйте «избранность», «загадочность», божественность».
· смотрите на лидера, не обращая внимания на содержание его высказываний.
· помните, что все признаки божественности демонстрируются Вам специально, посмотрите на лидера, как на артиста, играющего роль «вождя», «пророка», «спасителя».
· неочевидные и многозначительные речи — всегда признак лжи и манипуляции.
Нейтрализация программы ИК
1. Осваивайте программу с чёткой целью. Не выходите за пределы этой цели. Следите, чтобы изучение программы не изменило Ваши цели на цели программы. Будьте отдельны от программы, не отождествляйте свои цели и цели программы. Не делайте цели программы своими целями.
Регулярно сверяйте цели, которых хотите достичь с тем, что Вам предлагается в программе. Спрашивайте себя: «Соответствует ли то, что я изучаю тому, за чем я пришёл?».
Обосновывайте каждое положение со своими целями. Не принимайте их, если сомневаетесь.
2. Единственная возможность получить пользу от программы ИК — это возможность посмотреть на себя с различных точек зрения, из разных представлений и направлений. Посмотрите на свои проблемы и пути их решения под углом программы. Помните, что результаты, которые Вы при этом получите — Ваша заслуга, а вовсе не заслуга программы и лидера.
3. Следите за тем, чтобы положения учения не сужали Ваш выбор. Избегайте ограничений выбора по типу «чёрное и белое», «добро и зло», «кто не с нами, тот против нас».
4. Избегайте откровенно деструктивных программ. Их признаки:
простые ответы на все вопросы некритичность утверждение об уникальности категоричность и агрессивность вынужденность поступков, нагнетание виновности и страха.
5. Всегда ищите альтернативную и критическую информацию из других источников.
6. Помните об эффекте быстрого, но кратковременного результата. Достигнув поставленных целей оставляйте ИК, дайте себе возможность найти нечто вне него, сравнить полученное и сделать свои выводы.
Нейтрализация практических методов ИК
1. Избегайте методов, откровенно разрушающих Вашу внутреннюю реальность. Делайте это без обсуждений и колебаний при любых интуитивных ощущениях инородности, насильственности воздействия, подозрении на обман, манипуляции. Согласившись, Вы приобретёте не опыт, а проблемы.
Откажитесь от ритуальных режимов дня и питания. Не принимайте неизвестные вещества, напитки, наркотики. Не участвуйте в противозаконных, сомнительных и компрометирующих акциях. Сохраняйте своё место в обществе.
2. Избегайте методов, цели и механизмы действия которых Вам не понятны, не имеют чёткой связи с Вашими целями и, при этом, заметно изменяют состояние сознания и эмоциональное состояние.
Они характеризуются:
· монотонностью, однообразием;
· часто выполняются в большой группе людей (но не обязательно);
· сопровождаются растерянностью и готовностью принять любые объяснения происходящего;
· требуют чёткого выполнения большого количества взаимоисключающих инструкций;
· требуют значительных затрат времени, как правило несовместимы с нормальным жизненным ритмом и требуют принести его в жертву (например выполнять действия на рассвете, ночью).
3. Требуйте простого и чёткого описания метода и последовательности Ваших действий, которые позволят достичь тех же результатов, что и лидер.
4. Постоянно сверяйте то, что хотите получить с тем, что Вы получаете от метода. Оценивайте реальную пользу и вред по конкретным событиям и фактам жизни, по успехам, неудачам, отношениям с людьми вне группы, а не по соответствию происходящего учению и требованиям культа.
5. Нейтрализуйте групповое мышление. Для этого:
Будьте активны и инициативны на занятиях Высказывайте свою позицию Требуйте от всех участников высказывания собственного мнения. Требуйте обеспечения безопасной критики. Выясните чёткие права и обязанности лидера. Требуйте равенства для всех. Указывайте на поощрение преданности лидеру и фанатизма Указывайте на манипуляции Требуйте персональной ответственности. Требуйте привлечения экспертов и наблюдателей извне.
6. Постоянно отвечайте себе на вопрос: «Соответствует ли то, что я делаю тому, за чем я пришёл?», «Как мои цели связаны с этими методами?». Если цель Ваших занятий — сами занятия, а не удовлетворение жизненных потребностей, то у Вас формируется зависимость.
7. Живите разнообразно, действуйте творчески. Всегда имейте альтернативу занятиям в организации, используйте другие методы достижения целей. Регулярно заменяйте выполнение методов ИК другими методами, не связанными с ИК.
8. Следите, когда Ваш выбор поведения станет ограниченным рамками метода, а выполнение метода станет стереотипным, автоматическим. Это признак того, что польза от Вас для ИК стала больше, чем польза метода для Вас. Для этого, с точки зрения автора, лучше всего оценивать свободу своего выбора по методам АФП. Тем, кто не владеет этими методами подойдёт этот тест.