Возможности влияния телевидения на внутреннюю реальность и цели человека

Z

Влияние телевидения на цели человека велико, даже без использования специальных приёмов манипулирования. Помимо этого способы воздействия на психику человека многообразны, их применение массированно, бессистемно на разных каналах, не сочетается с манипулятивными воздействиями других агентов, сопровождается рекламой с её собственными рычагами манипулирования, происходит на фоне изначальной готовности к изменению своей реальности. Всё это, на первый взгляд, не оставляет никакой возможности к противодействию. Но, тем не менее, возможность защитить свою внутреннюю реальность присутствует всегда. Для этого достаточно чувствовать себя в ней комфортно и строить её в соответствии с собственным предназначением. Тогда не нанесут травмы никакие изнурительные манипуляции рекламы и заказные программы, окажется неэффективной и бесполезной пропаганда насилия, агрессии и сексуального беспредела.

Помимо этого, устойчивость внутренней реальности человека к телевоздействиям снижается во время психологических кризисов (стрессы, проблемы, внезапные критические ситуации и несчастья) и физического неблагополучия (болезнь, период восстановления после тяжёлого заболевания, эндокринная перестройка). Безусловно, особым влиянием телереальность обладает на нестабильную, не полностью сформированную психику ребёнка и подростка.

В целом, чем меньше действия человека соответствуют его целям, тем более искажённой, проблемной изначально является его внутренняя реальность. Чем больше в ней иллюзий, тем меньше человек способен определить новые внешние искажения как нечто постороннее, чужеродное, искажающее восприятие действительности и поступки. Поэтому, чем более искажена внутренняя реальность человека, тем меньше он способен к разделению себя, своего мира и мира телевизионных программ. Тем больше он восприимчив к манипуляциям и тем охотнее конструирует свой внутренний мир из телеобразов. Чем больше искажается внутренняя реальность, тем сильнее внушаемость и погружённость в содержание материала телепрограммы. Постепенно грань между действительностью и содержанием телематериала исчезает совсем, человек воспринимает показанное, как реальные события. Такие люди полностью сливаются с героями программ. Они живут событиями фильмов, «спорят» с героями ток-шоу и сериалов, обсуждают их действия так же, как действия живых людей.

Изначально человек предпочитает просмотр программ и фильмов, которые соответствуют проблемным местам его внутренней реальности. Эти места «замазываются», соответствующим телепродуктом. Например, люди, предпочитающие мелодрамы и сериалы, испытывают недостаток в отношениях с противоположным полом, голод в переживании любви. Это компенсируется при отождествлении себя с героинями сериалов и мелодрам. Зрители, предпочитающие боевики, триллеры нередко не позволяют себе проявлять агрессию, а отождествление с героем позволяет имитировать переживания «выплёскивания» агрессии. Зритель, предпочитающий мистику или фантастические фильмы, более отчетливо, чем другие видит несовершенство и неуправляемость своей внутренней реальности. Он чувствует, что его внутренний мир меняется без его влияния. Отождествляясь с героем, телеаддикт имитирует процесс освоения и победы над неведомым. С усилением искажения внутренней реальности, снижается потребность человека в каком-либо конкретном содержании программы, в её специфичности. В конечном итоге любой телевизионный материал включается во внутреннюю реальность и становится её основным содержанием. При этом человек начинает отождествлять себя с принятым из программы образом героя и действует в соответствии с внесёнными извне командами. Всё, что происходит на телеэкране, человек интерпретирует как направленное к нему лично, как побуждение к действию.

Общие эффекты телепросмотра

Z

Притягательность телевидения как средства для ухода из реальности во многом определяется искушённостью тех, кто создаёт сами программы. Но и сама процедура телепросмотра обладает значительным эффектом. Эта процедура вызывает особое состояние, которое само по себе обеспечивает иллюзорное восприятие действительности, независимо от характера передач.

Первый эффект телепросмотра — возникновение состояния расслабления. Это состояние автоматически появляется при начале телепросмотра и продолжается в течение всего времени. При этом отступают, отдаляются любые побуждения сделать нечто, сконцентрировать усилия на достижении какой-либо цели. Человек входит в состояние, когда действовать, добиваться чего-либо в момент просмотра не надо, нужно только смотреть. Вместе с тем, возникает стремление продолжить это состояние, сохранить расслабление и покой. Именно это состояние человек считает отдыхом, воспринимает как отдых, поскольку оно связано с расслаблением.

Второй эффект тесно связан с первым. При завершении просмотра состояние расслабления исчезает, не сопровождаясь ощущением отдыха. Более того, наблюдается более или менее выраженное состояние подавленности и напряжения, тревожности. Возникает потребность вернуться к телепросмотру, «отдохнуть ещё немного». Возобновление телепросмотра вновь приводит к расслаблению и ощущению отдыха, что подтверждает собственные умозаключения. Если человек всё-таки приступает к делам, то он испытывает некоторую слабость в сочетании со сложностью концентрации на целях. Ему сложно собраться и сделать нечто. Т. е. эффект внутренней «расфокусировки», снижения потребности достигать жизненных целей, возникающий при просмотре телевизора, сохраняется ещё какое-то время после того, как просмотр завершён. Человек не хочет и не может ничего делать, у него «нет сил» и он испытывает только одну потребность — продолжить отдых за телевизором. Это кардинальное отличие отдыха за телеэкраном от какого-либо другого — чтения, занятий своим хобби. Любое занятие кроме телепросмотра вызывает после завершения состояние подъёма, бодрости, активности, т. е. сопровождается отдыхом.

Эти два эффекта и запускают порочный круг зависимости — человек испытывает потребность сохранить состояние расслабления и избежать тревожного напряжения, что возможно только в случае продолжения телепросмотра.

Третий эффект — сосредоточение на образах телеэкрана. Это сосредоточение происходит инстинктивно. У человека включается механизм ориентировочного рефлекса, реакции типа «что такое?». Внимание полностью концентрируется на восприятии новой информации. Возникает желание «не отрывать глаз». Особенно чётко это видно на детях первого года жизни, которые зачарованно наблюдают за мельканием картинок на телеэкране. Полное сосредоточение на телеобразах сопровождается отвлечением от всех остальных составляющих жизни. Человек игнорирует самого себя, свои цели, ради телесобытий, которым его внимание инстинктивно присваивает статус самых важных. Всё остальное постепенно утрачивает шанс быть узнанным, рассмотренным, проанализированным и… достигнутым. И цели, заключённые в телеобразах становятся целями жизни.

Четвёртый эффект тесно связан с третьим. Человек оказывается полностью во власти образов, на которых сосредоточено его внимание. Образы проникают во внутреннюю реальность бесконтрольно, их нельзя оспорить. На них можно только эмоционально реагировать. Он просто не способен им сопротивляться. В результате внутренняя реальность человека оказывается простым приёмником информации, которую он не способен контролировать. Содержание внутренней реальности становится целиком во власти того, кто создаёт телевизионную картинку.

Пятый эффект — изменение восприятия времени. Состояние, которое возникает при телепросмотре — разновидность транса. Такое состояние сопровождается утратой ощущений времени, в течение которого продолжается телепросмотр. Кроме того, изменяется восприятие и значение времени «за пределами» экрана. В результате на телепросмотр время не экономится и затрачивается в значительно большем объёме, чем кажется.

Шестой эффект — искажение значения происходящего. Реальность, созданная из образов телевизионной картинки воспринимается как более важная, а то, что составляет действительность, настоящую жизнь, отступает на второй план, кажется менее значительным. Абсурдность подобного восприятия притупляется, поскольку оно верно «только для данного образа», «только сейчас». Человек оправдывает приоритетность телекартинки тем, что он уделит внимание тому, что происходит в его жизни «в следующее мгновение». Но следующий момент жизни оказывается заполненым новым образом с телеэкрана. В результате нормальная жизнь плавно и деликатно смещается «в сторону», а настоящее человека полностью заменяется телеобразами. Самым дорогим и важным в жизни становится телесобытие.

Сумма всех шести эффектов — это приятное расслабленное состояние бесконтрольного изменения внутренней реальности, которое хочется продолжать и продолжать… Такое состояние, которое позволяет без усилий отвлечься от реального мира и сосредоточиться на пассивном восприятии иллюзий в течении любого времени. Всё остальное не имеет значения, может быть отодвинуто «в следующее мгновение», которое никогда не наступит. В сумме эти эффекты подготавливают человека к изменению его реальности и замене собственной реальности на суррогатную, телевизионную.

Наши рекомендации