Виртуальная реальность — от возможностей к ограничениям
Подавляющее большинство современных, активно живущих людей, вовлечены в мир компьютерных технологий. От человека требуется взаимодействие с компьютером всё чаще, особенно в крупных городах. Без этого состоятельность человека вызывает такое же сомнение, как умственные способности того, кто не умеет читать и писать. И, хочет человек того или нет, компьютер начинает ассоциироваться с такими понятиями как «необходимость», «современность», да и просто «жизнь».
Но, создавая для компьютерных технологий место в своей жизни, человек не просто осваивает очередной инструмент. Этот инструмент принципиально отличается от других. После приобретения способности к манипуляциям с компьютером в жизни человека автоматически возникает дополнительная реальность, которая называется «виртуальной». Она является противоположностью естественной, внешней реальности, её воображаемым, информационным эквивалентом. Виртуальная реальность «имитирует» те же действия и чувства человека, которые он может испытывать в физической реальности.
Новая реальность формируется независимо от желаний человека и занимает в его жизни тем больше места, чем больше он взаимодействует с компьютером. Эта реальность становится дополнительным, вспомогательным инструментом, облегчающим достижение целей человека. Особенности взаимоотношений с этой реальностью оказываются отражением жизни человека и её продолжением, т. е. ещё одним местом, в которое он может помещать и свои достижения, и свои проблемы.
Виртуальная реальность — это особое, «промежуточное» психологическое «пространство». Оно отражает конкретное восприятие компьютера и может быть разным, в зависимости от потребностей человека. За счёт виртуальной реальности человек продолжает свою внутреннюю реальность в том направлении, которое соответствует его целям. Виртуальная реальность заполняет «пустые» места в жизни человека, создаёт возможность «изменить, улучшить и создать» на месте обычной реальности новую, сконструированную по заказу. «Новая» реальность даёт возможность достигать в ней свои цели и этим привлекательна. Т. е. виртуальная реальность не создаётся для того, чтобы полностью повторять обычную жизнь, её задача — заполнить «щели в разрывах» действительности, обычной жизни, «провести ремонт» внешнего и внутреннего мира в соответствии со своими целями. Желательность виртуальной реальности определяется тем, насколько человек способен достигать свои цели в обычном, невиртуальном мире. Чем больше проблем с достижением в обычной реальности, тем привлекательнее создание виртуальной.
До компьютеров сформировать особую реальность помогали с разным успехом средства передвижения (автомобили, корабли, самолёты), оружие и искусство (живопись, кино, литература). Но все они были не в состоянии создать полноценную альтернативу обычной реальности. Машины и оружие были частью внешнего мира и не позволяли полностью спрятаться от реальности, а, тем более, её «поменять». Искусство не оставляло ничего, кроме пассивного «созерцания», не позволяла активно перенести свою цель в виртуальный мир и действовать в нём. Человек был зрителем, в лучшем случае выбирающим «что посмотреть сегодня».
Единственный конкурент компьютера в «законном» изменении реальности — телевизор. Он предлагает на выбор заменить свою жизнь на реальность различных шоу, сериалов, игр, кино. Сказочные события на экране размывают представления о действительности, приемлемости различных способов жизни и решения проблем (особенно секса и насилия). Но телевизор может конкурировать с компьютером только из-за своей привычности и простоты использования. Компьютер обладает гораздо большим влиянием и эффектом, поскольку даёт главное — активное участие в формировании реальности «под себя».
Виртуальная реальность дала беспрецедентную возможность изменять её в соответствии с целями человека. В результате она становится ещё одним способом отражения человека жизни. В виртуальной реальности находит место недостаток общения, близости, неудовлетворённость своими способностями, ролями, их оценкой. Чем больше сил человек вкладывает в её создание и развитие, тем чаще и быстрее оно становится тем пространством, в котором человек компенсирует свои неудачи в жизни. И, чаще всего, виртуальная реальность становится пространством компенсации взаимоотношений и радости от действительности. А это значит, что в виртуальной реальности человек пытается достичь тех целей, которые требуют участия других людей, и пытается компенсировать отсутствие радости и праздника из-за неудовлетворённости целями вообще. В итоге человек помещает все свои отношения и способы получения радости в виртуальную реальность и усугубляет свои неудачи во внешнем мире.
Итак, какой будет виртуальная реальность, в каких взаимоотношениях она будет с внешней реальностью и с внутренним миром человека, зависит от того, каковы цели человека. И если в виртуальной реальности человек находит больше возможностей для комфортного достижения своих целей, она начинает занимать в его жизни важное место, постепенно меняя отношение к обычной жизни. В случае если человек полностью переносит свою цель в виртуальную реальность, он «растворяется в ней» и становится зависим.
Назначение виртуальной реальности — помочь человеку достигать его цели, расположенные в обычной жизни. Она создаётся как помощник. Но, как только человек перестаёт использовать виртуальную реальность как вспомогательный инструмент, улучшающий его жизнь, и полностью перемещает свою цель в виртуальную реальность, она становится для него основным пространством, в котором проходит жизнь. Человек стирает границы между миром людей и миром компьютера. Началом для этого процесса является признание виртуальной реальности основой своей жизни, единственным достойным местом для своей реализации. Параллельно снижается значение обычной реальности. У человека исчезает граница между жизнью и компьютерным миром. Затем эта граница начинает смешаться и мир компьютера поглощает жизнь. «Настоящим» миром, психической реальностью становится виртуальная реальность. Он начинает воспринимать виртуальную реальность как часть своего внутреннего или внешнего мира и становится зависимым. Как только человек теряет активность, становится потребителем виртуальной реальности, а не её исследователем и творцом, он становится зависимым. А, значит, для того, чтобы использовать виртуальную реальность и не быть зависимым от неё, надо видеть границу между нею и реальностью своей жизни, помещать свои цели в обычную реальность и относиться к виртуальной реальности как к инструменту, активно, творчески.
Итак, когда виртуальная реальность становится продолжением внутреннего мира, человек начинает «переносить» в неё свою цель. И, поскольку реальность виртуальна, достижение в ней цели требует от человека не обычных способностей, а виртуальных. Т. е. для успешного достижения виртуальной цели человек не развивает свои обычные способности, а формирует их вымышленные, «виртуальные» аналоги.
Всё, что человеку недоставало в жизни, он может «построить» в виртуальном мире, перенести в него фантазии о своей успешности, власти, силе, сексе. Он может изменить свои воспоминания и возместить недостаток родительской любви.
Перенос своей цели в комфортную виртуальную реальность позволяет не заботиться о развитии реальных способностей. Вместо того чтобы преодолевать при помощи способностей ограничения на пути к собственной цели, человек получает возможность идти по пути наименьшего сопротивления, в сторону ложных целей. Это неизбежно ещё больше ограничивает его выбор. Он вступает с виртуальной реальностью в особые взаимоотношения. Эти взаимоотношения повторяют ограничения, имеющиеся во взаимоотношениях реальной жизни. Но, в виртуальной реальности, человек получает возможность ещё больше ограничить свой выбор. Это становится возможным, т. к. ограничения «вписываются» в выдуманный мир, функционирующий по искусственным законам. Такие ограничения выбора во взаимоотношениях формируются в течение жизни. Чаще всего компьютер и соответствующий ему виртуальный мир становится местом для спасения, преследования, ухода от ответственности.
В случае спасения человек не воспринимает компьютер как средство помощи. Вместо этого он восстанавливает функционирование компьютера или программы («спасает» его) или находит убежище в нём сам («спасается»). В случае преследования, человек воспринимает компьютер как предмет, на котором можно выместить свою агрессию за его несовершенство или как судью, оценивающего его собственные недостатки. Он делает это вместо того, чтобы принять особенности работы компьютера как данность и использовать их. Человек ограничивает свой выбор, когда избегает ответственности за свои действия, возлагая её на компьютер или убегая в виртуальную реальность. Он также ограничивает свой выбор, воспринимая себя пассивным потребителем виртуальной реальности. Во всех формах ограничения выбора имеется одно общее качество — человек стирает границу между жизнью и виртуальной реальностью. Он воспринимает компьютер и его мир как живое существо, часть себя и формирует к нему отношение как к живому существу, любя его, ненавидя, наказывая, контролируя, страшась его гнева, мести… Он гордится «своим компьютером» или стыдится его точно также, как гордится или стыдится самого себя. И это даёт возможность создать виртуальную, несуществующую причину для гордости, не имея её в реальности.
Виртуальная реальность предоставляет все возможности для того, чтобы быть тем, кем хочется, и проявлять свои эмоции без контроля и оценки со стороны. У человека стираются препятствия для достижения его целей, ему не надо создавать в себе новые способности, наращивать силы, всё это виртуальная реальность даст ему автоматически, по требованию.
Человек может испытывать дискомфорт во взаимодействиях с другими людьми. Это происходит из-за роли, которую он вынужден играть во взаимодействиях или хочет играть, но не может это сделать. Виртуальное пространство освобождает его от необходимости меняться во взаимоотношениях с людьми. Тем самым оно освобождает человека от сложностей, связанных с поиском своих ограничений. Виртуальная реальность позволяет даже сохранить и усилить эти ограничения. Это становится возможным за счёт «подбора» в виртуальной реальности роли, в которой ограничения будут сохраняться, но давать состояние комфорта. Человек примеряет на себя возможные роли и способы «виртуального поведения», выбирая те, которые позволяют ничего не менять с максимальным комфортом.
Человек может испытывать дискомфорт в отношениях с противоположным полом из-за имеющихся ограничений выбора. Виртуальная реальность предоставляет условия для маскировки этих ограничений за счёт их комфортного сохранения, компьютерных экспериментов с сексом и с изменением пола. Это может привлекать из-за возможности контроля над другими людьми, «не признающими правильных целей», выражением подавленных целей, которые человек не может выразить в реальности.
Для мужчин это более привлекательно из-за традиций общества, негативно воспринимающего «женское» в мужчине. Анонимность виртуальной реальности позволяет проявить свою «женскую» сторону, которую в реальной жизни приходится скрывать. Это даёт иллюзию внимания, возможность сексуальных экспериментов, и иллюзию получения «секретной» информации об отношениях с женщинами.
Виртуальная зависимость
Зависимость от виртуальной реальности — это результат смещения цели в виртуальную реальность, её полного слияния с жизнью и паразитического, пассивного в ней существования. При этом обычная жизнь становится нежелательным, обременительным дополнением к виртуальной. Действительная реальность уменьшается, становясь кусочком внутри виртуальной реальности. Виртуальный мир некритически воспринимается как единственная или предпочтительная, комфортная реальность. В обычной жизни человек испытывает заметные ограничения выбора и проблемы, которые «решает» погружением в беспроблемную виртуальную реальность.
Это состояние специалистами называется «виртуальной зависимостью» (VAD — «Virtual Addiction Disorder»). Виртуальная зависимость — всегда следствие ограничений выбора, которые переносятся из обычной жизни, а не результат «воздействия» виртуальной реальности, которая лишь создаёт благоприятную среду.
В зависимости от того, какие цели человек помещает в виртуальную реальность, зависимость может иметь разные внешние проявления:
1. Виртуальные отношения связаны с ограничениями выбора в отношениях и любви в обычной жизни. Они проявляются заменой реальных отношений и секса виртуальным общением в Интернет (часто, но не обязательно сексуально окрашенным) и получением удовольствия от киберпорнографии.
Благоприятные условия для переноса отношений в виртуальную реальность — это анонимность и доступность. Человек получает возможность свободно проявить любые скрытые или подавляемые фантазии без страха понести физический ущерб, быть наказанным, осмеянным и при полном контроле над своими экспериментами (можно в любое время сменить киберлюбовника, выйти из киберпространства). Виртуальная реальность откликается на любые пожелания, что даёт ощущение признания своего успеха в отношениях. Женщины получают возможность «изменить» свою привлекательность и подтвердить собственные ограничивающие представления о ней. Мужчины подтверждают свои ограничения, «пряча» свою тревогу по поводу материальной состоятельности, потенции.
2. Виртуальные взаимодействия с людьми связаны с ограничениями выбора во взаимоотношениях в обычной жизни. Это результат неверно выбранной цели или проблем со способом её представления. Проявляется заменой реальных взаимодействий виртуальными (общение в чатах).
3. Виртуальные действия связаны с ограничением выбора в действиях и проявляются заменой реальных поступков виртуальными (азартные сетевые игры, зависимость от интерактивных аукционов и бирж в Интернет, компьютерные игры, информационная перегрузка).