Сегодня мастера соблюдают традиции дымковской игрушки, но все равно каждая мастерица (а промысел этот исключительно женский) старается выработать свой особый авторский стиль.
2.1Подготовка глины
Сырьё. Техника производства игрушек и даже способы ее оформления зависят в первую очередь от сырья, т. е. от качества глины, ее поведения в лепке, сушке, обжиге, от ее фактуры и цвета.
Для выполнения игрушки подходят те же глины, что и для посуды. Следует помнить, что глины очень разнообразны по своему происхождению, составу и качествам. Среди них есть огнеупорные и легкоплавкие, жирные (вязкие) и пластичные, а есть и тощие глины, легко крошащиеся, хрупкие. Поэтому в гончарстве никогда не применяют глину в чистом виде, ее обогащают, вводя дополнительные материалы, которые способствуют повышению качества глиняной массы.
Поскольку к игрушке не предъявляются такие высокие требования, как к посуде, которая должна быть прочной, гигиеничной и нередко огнеупорной, то состав массы для ее изготовления может быть проще.
Установить свойства сырья можно лишь опытным путем. Качество глины выявляется в обжиге: если игрушка трескается, значит, масса слишком жирна и требует отощающей добавки -- песка; если игрушка не потрескалась, но очень хрупка, следует добавить жирных глин.
Массу необходимо сделать однородной, так как любые примеси, в том числе камешки, всевозможные осколки, расширяющиеся и плавящиеся при разных температурах, разорвут и деформируют игрушку в обжиге. В приготовленном к лепке куске глины недопустимы пустоты, воздушные пузырьки -- они тоже приводят к деформации.
Масса должна быть в меру влажной: не липнуть к рукам, но и не крошиться, не ломаться в изгибах.
Подготовить глину для лепки не так трудно. Нужно лишь один раз правильно ее заготовить, и в течение всего года глина будет пригодна для работы.
Прежде всего сухую глину, если она не засорена, разбивают молотком, засыпают в сосуд и заливают водой так, чтобы верхний слой оставался сухим. Когда глина впитает воду (через день или два), то насколько возможно, нужно промешать ее палкой и, долив воды, хорошо перемять руками, чтобы получилась густая глинистая масса, похожая на промешенное тесто, отстающее от рук.
Подготовленную таким образом глину надо сложить в полиэтиленовый бак, а если его нет, то в кусок полиэтиленовой пленки, плотно завязать, чтобы не проходил воздух, и поместить в ящик, бочку, ведро и т. д.
В таком состоянии глина может храниться целый год. Время от времени глину проверяют и обрызгивают водой.
Бывает так, что глина засорена кусками древесины, камнями или металлическими частицами. В таком случае глину нужно очищать. Берется большой кусок глины и по маленьким кусочкам постепенно перебирается.
Подготовка глины к лепке
Игрушку лепят на столе или положенной на колени дощечке. Под рукой должна быть миска с водой, куда обмакивают тряпку. В процессе лепки неоднократно мокрой тряпкой смачивают подсохшее место, к которому прикрепляют деталь, заглаживают место ее соединения с корпусом, наконец, оправляют, оглаживают всю поверхность готовой игрушки.
2.2Общие способы исполнения игрушки
Лепка. Каждый игрушечник должен знать способы исполнения игрушки, которые являются более или менее общими для тех, кто имеет дело с глиной (см. рис.2.3).
Заготовкой обычно является цилиндрик, жгут, который в нужном месте вытягивают, изгибают, расширяют или сужают, оттягивают выступающие детали.
Для того чтобы изготовить побольше и побыстрее партию игрушек, народные мастера стремились вылепить фигурку из одного куска. В промыслах, специализировавшихся на игрушке, появлялись и более сложные формы, обогащенные разнообразными деталями, которые лепились отдельно и затем приклеивались к корпусу. Это могли быть голова человечка -- шарик, его руки -- тонкие колбаски, шляпа, оборки, оперение птицы, седло коня.
Для создания пустотелой детали, например колоколовидной юбки, главный жгут надевают на палец, постепенно утончая стенки колокола и расширяя их книзу.
Почти все глиняные игрушки являются еще и свистульками. Действительно, трудно найти более подходящий материал, чем глина, из которой можно вылепить пустотелую игрушку с крепкими и звонкими после обжига стенками.
В основе формы свистульки -- вытянутый с одной стороны и замкнутый с другой цилиндр, конус или овал. В некоторых промыслах свистульку скатывали из тонкого пласта глины, сохраняя внутри пустоту, или надевали на палец глиняный жгут, реже -- вытягивали на гончарном круге, как посудные изделия. Затем сужали и оттягивали кончик -- свисток.
Необходимые для извлечения звука два круглых боковых отверстия (в боках птицы, коня, барана) и прямоугольное отверстие внизу свистка прорезаются, когда глина слегка подсохнет и стенки становятся достаточно крепкими, чтобы не деформироваться под резцом. Тогда же на конце свистульки (хвост игрушечного животного) прочищается отверстие, в которое дуют для свиста.