Педагогического совета Директору МБУ ДО « ДТДВ»
Педагогического совета Директору МБУ ДО « ДТДВ»
От «» 20г. Лопатина Л.И.
Протокол № «»20 г.
Дополнительная программа общеобразовательная общеразвивающая программа художественно – эстетического направления
«Фантазия»
Возраст детей:7 - 11 лет.
Срок реализации: 3 года.
Автор- составитель:
Ивачёва Татьяна Викторовна
педагог дополнительного образования
Пгт. Приаргунск, 2016 год.
Рецензия
На программу декоративно-прикладного творчества «ФАНТАЗИЯ».
Программа содержит большой материал по декоративно-прикладному творчеству. Составлена по правилам, с учётом всех требований к учебным программам. В ней четко прописаны цель, задачи и ожидаемые результаты от её внедрения. Отмечены межпредметные связи, связи с семьёй и школой. В программе содержится учебно-тематическое планирование, грамотно разбитое на три периода изучения дисциплины, «предлагается работа кружка в течении 3-х лет». Автор владеет знаниями возрастных особенностей детей данного возраста, в соответствии, с чем и сочетается программа. Важно, что составитель большое внимание в программе уделяется и воспитательной стороне занятий для этого предложено много занимательных тестов, игр и заданий. При использовании данной программы на практике, у обучающих будет развиваться: креативное мышление, воображение, фантазия, желание к любой проблеме подходить творчески, эстетический вкус, чувство гармонии, практические навыки владения различными инструментами. Все выше изложенное способствует общему развитию ребенка. Программа построена так, чтобы дать детям ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. В ней предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, жизненных примеров из окружающей деятельности, предлагается изучение материала на основе наблюдения и изучения окружающей реальности, что является важным условием успешного освоения детьми программного материала.
Специалист Районного центра досуга
Молодежи Свечникова Н.Н.
Пояснительная записка
Два мира есть у человека
Один-который нас творил,
Другой, который мы от века
Творим по мере наших сил.
Н. Заболоцкий
По своему происхождению декоративно-прикладное искусство - один из самых важных и древнейших видов искусства. Произведения декоративно-прикладного искусства обладают художественно-эстетическими свойствами, имея практическое назначение в быту и труде. Ребенок становится участником увлекательного процесса создания полезных и красивых изделий. Декоративно-прикладное искусство, как никакой другой вид учебно-творческой работы детей, позволяет одновременно с раскрытием огромной духовной ценности изделий народных мастеров, формированием эстетического вкуса вооружать детей техническими знаниями, развивать у них трудовые умения и навыки, вести психологическую и практическую подготовку к труду, к выбору профессии. На занятиях ребята пользуются основами многих наук, в процессе создания декоративных изделий дети на практике применяют знания по изобразительному искусству, черчению, труду и другим предметам, преподаваемых в школе.
Специфика образовательной программы определяется главными концептуальными идеями заложенным в концепцию художественного образования направленный на сохранение и развитие системы образования в сфере культуры и искусства, эстетического воспитания, профессионального и художественного образования, формирование творческой личности.
Данная программа составлена в соответствии с нормативно правовыми документами, регламентирующими деятельность дополнительного образования детей:
- Конвенция ООН о правах ребенка;
- Законом РФ «Об образовании», от 29 декабря 2012 г. №273
- Государственная программа РФ развития образования на 2013-2020г. От 15 мая 2013г. №792-р;
- Указ президента РФ «О национальной стратегии действий в интересах детей 2012-2017гг» от 1 июня 2012 года №761;
- Межведомственная программа развития дополнительного образования;
- Методические рекомендации Министерства Образования России о взаимодействии образовательного учреждения с семьей (приложение к письму Министерство Образования России от 31.01.2001г..№90/30-1б);
- Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности граждан РФ (стандарт второго поколения) Москва, «просвещение» 2009г.;
- Концепция дополнительного образования;
- Концепцией художественного - эстетического направления образования детей;
- Образовательная программа МБУ ДО ДТДВ;
- Устав МБУ ДО ДТДВ.
Программа предназначена для внедрения в практику работы с детьми школьного возраста и нацелена на формирование у воспитанников интереса к декоративно - прикладному творчеству, уважение к народным традициям.
Творчество - актуальная потребность детства. Творческая активность детей обусловлена их возрастными психологическими особенностями: чувственной восприимчивостью, целостностью мировосприятия, интересом к деятельному контакту с действительностью. В. И. Сухомлинский писал: «Ум ребенка – на кончиках его пальцев».
Детское творчество - сложный процесс познания растущим человеком окружающего мира, самого себя, выражение своего отношения к познаваемому. Детское творчество играет большую роль в личностном развитии детей, оно является фундаментом успешной жизнедеятельности в будущем. Именно поэтому необходимо создать оптимальные условия для организации детского творчества с самого раннего возраста.
Эстетическое воспитание - сложный и длительный процесс, дети получают первые художественные впечатления, приобщаются к искусству, овладевают разными видами художественной деятельности, среди которых большое место занимает рисование, лепка, аппликация, конструирование. Уже с раннего возраста у ребенка должно развиваться чувство прекрасного, высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство родной природы. Это способствует формированию духовно богатой и гармонически развитой личности. Изобразительная деятельность интересна, увлекательна для детей, так как есть возможность передать свои впечатления об окружающей действительности с помощью карандаша, красок, комка глины, теста, бумаги. Этот процесс вызывает у него чувство радости, удивления. Занятия направлены на развитие у детей творчества. Понятие «творчество» определяется как деятельность, в результате которой ребенок создает новое, оригинальное, проявляя воображение, реализуя свой замысел, самостоятельно находя средство для его воплощения. Для формирования творчества в рисовании, лепке, аппликации и многого другого, большое значение имеет взаимодействие художественного слова, музыки, изобразительного искусства.
Доктор психологических наук О.М. Дьяченко считает, что «развитие творческих способностей зависит от овладения средствами воображения, которые приводят к возрастанию оригинальности, продуктивности и вариативности создаваемых образов».
Очень важно, чтобы в период становления личности, в период формирования творческих способностей ребенка рядом был чуткий и опытный педагог, способный развить в ребенке трансформирующую силу, обеспечивающую самодвижение ребенка в развитии его творческих способностей, становясь настоящей творческой личностью.
В.А. Сухомлинский писал, что «ребенок по своей природе - пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке и игре, в собственном творчестве, в стремлении делать добро людям. Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество — верная дорога к сердцу ребенка». Данная программа соответствует, этим требованиям отвечает курсу декоративно-прикладного искусства.
Обучение декоративно – прикладному творчеству по данной программе позволяет решить ряд противоречий:
- между потребностью в реализации творческих способностей детей и невозможностью их реализации в школьных условиях;
- между многообразием форм декоративно - прикладного искусства и ограниченными рамками школьной программы;
- между индивидуальным развитием способностей и коллективными методами обучения в школе;
- между фантазией на развитие личности и традиционными формами подачи готовых знаний.
Народные художественные промыслы занимают видное место в отечественном декоративно-прикладном искусстве. Искусство народных художественных промыслов предстает перед нами как сложное, богатое по декоративным возможностям, глубокое по идейно-образному содержанию явление современной культуры. Во многих районах нашей страны сохранилось традиционное, основанное на ручном труде и пришедшее от дедов и прадедов народное декоративно-прикладное искусство и народные художественные промыслы. Раннее приобщение детей к изобразительному и декоративно-прикладному искусству формирует их мировоззрение, нравственную позицию, развивает эстетическое воспитания деятельности. Народное декоративно-прикладное искусство богато и разнообразно.
О русском народном искусстве, включая и промыслы, существует довольно обширная литература, посвященная как общим вопросам, так и отдельным частным проблемам их развития.
Анализ методической литературы наглядно свидетельствует о том, что искусство обладает огромными возможностями по развитию творческого потенциала детей. В работе с первоклассниками особенно важно обеспечить удачное начало этапа жизни детей, помочь им почувствовать интерес к познанию нового, испытать чувство радости от общения со сверстниками.
Для этого, во-первых, необходимо грамотно отобрать содержание предлагаемого детям учебного материала и определить его в соответствии с возрастными возможностями детей. Во-вторых, необходимо ввести в занятие особые методические действия и приемы, обеспечивающие активное и осмысленное усвоение знаний, умений и навыков. Курс обучения в объединении «Фантазия» рассчитан, на детей от 7 до 11 лет предназначен для развития художественно – творческих способностей учащихся, для развития народных традиций в культуре, искусстве. Занятия способствуют развитию творческих способностей, развитию инициативы, будят положительные эмоции, вдохновляют, активизируют детскую мысль, дают возможность проявить себя в роли автора. Программа объединения модифицирована, так как составлена на основе литературы по декоративно – прикладному искусству:
- ознакомительный этап 7-8 лет;
- развивающий 9-10лет;
- углубленное обучение 10-11 лет.
1.Пластилинография.
2.Тестопластика.
3.Работа с бумагой и картоном.
4.Работа с бросовыми и природными материалами (береста, соломка, крупы, скорлупа орех, яиц и т.д.)
5.Вязание крючком.
Цель программы – создать условия для развития творческих умений и индивидуальных способностей обучающих, на занятиях объединения декоративно- прикладного творчества, в условиях дополнительного образования.
Задачи:
Обучающие:
- научить детей разбираться текстуре материала и с его помощью создать задуманные композиции;
- сформировать первичные навыки культуры труда, бережного отношения к материалу, инструментам, оборудованию.
Развивающие:
- развивать смекалку, изобразительность, зрительную память, устойчивый интерес к поисковой, творческой деятельности.
Воспитательные:
- воспитывать трудолюбие, усидчивость, творческое отношение к работе;
- воспитывать обще-эстетическую культуру, прививать уважение к людям труда, заботливое и бережное отношение к общественному достижению и родной природе.
Программа рассчитана на 3 года.
Первая ступень обучения составляет 144 учебных часов, что составляет 4 часа в неделю, 2 раза в неделю по 2 часа с перерывом на отдых. Первый год обучения нацелен на удовлетворение интересов детей в приобретении базовых знаний о простейших приемов при изготовлении поделок, панно.
Вторая ступень обучения составляет 216 учебных часов, что составляет 6 часов в неделю, 2 раза в неделю по 3 часа с перерывом на отдых. Развивая свои способности, используя приобретенные умения и навыки, воспитанники, изготовляют более сложные по технике выполнения изделия, создавать неповторимые художественные образы.
Третья ступень обучения составляет 216 учебных часов, что так же составляет 6 часов в неделю, 2 раза в неделю по 3 часа с перерывом на отдых. Главные мотивационные линии данного возрастного периода связаны с активным стремлением к личностному самосовершенствованию, начинают формироваться профессиональные знания и умения. Работы воспитанников приобретают индивидуальность, полет творческих фантазии.
Обучение проводится с группой детей в количестве 12-15 человек для первой ступени обучения; 8-10 человек 2 ступень обучения; 8-10 человек 3 ступень обучения.
Занятия проводятся в типовом учебном кабинете – мастерской. Занятия носят интегрированный характер, используются различные формы работы: коллективный; индивидуальный; дифференцированный.
Система обучения строится на основных принципах дидактики.
Принципы воспитывающего обучения;
Принципы научности;
Принципы наглядности;
Принципы сознательности и активности учащихся;
Принципы систематичности и последовательности;
Принципы доступности и посильности;
Принципы преемственности.
Каждый принцип тесно связан с другими, и эффективность его зависит от всей системы обучения.
Педагогические технологии.
Технология проблемного обучения;
Технология развивающего обучения;
Технология саморазвития;
Технология творческой деятельности;
Технология игрового обучения;
Технология проектирования;
Технология личностно-ориентированного обучения;
Технология здоровьесбережения.
Методы, применяемые в ходе реализации программы.
- Объяснительно-иллюстративный (предлагается образец, который дети рассматривают, анализируют и работают над его изготовлением).
- Исследовательско - поисковый (обучение поискам самостоятельного решения творческих замыслов, выбор соответствующих техник материала).
- Игровой метод (набор игровых методик, развивающих социальную, коммуникативную, творческую деятельность детей).
Формы обучения.
Одним из методов, способствующих достижений поставленных в ходе занятий декоративно-прикладным творчеством задач, является индивидуально-комплексный подход к учащимся, который заключается:
-в создании разновозрастных групп (возраст 7-11 лет), когда дети младшего и среднего возраста, занимаясь одновременно, осваивают программу, выполняя задания разной степени сложности изделий (в зависимости от возраста и способностей);
-в возможности освоения каждым участником детского коллектива нескольких видов декоративно-прикладного творчества, что значительно расширяет у детей диапазон их теоретических познаний и практических навыков.
Работа с разновозрастными группами дает возможность подключать более опытных и умелых учащихся к процессу обучения младших или не обладающих выраженными способностями детей. Это формирует у девочек такие черты характера как взаимопонимания, взаимовыручка, умение сочетать индивидуальное творчество с коллективным сотрудничеством. Кроме, того этот метод облегчает дифференцированный подход к обучению ребенка, не ущемляя при этом достоинство, менее способных учащихся и в то же время, позволяя более полно раскрыть творческий потенциал талантливых детей.
Содержание программы 1 ступени обучения.
1. Вводная беседа. «Декоративно-прикладное творчество в жизни людей». Инструктаж по технике безопасности, правила поведения и работы. Игра.
I раздел: Пластилинография.
Введение. История возникновения пластилина. Материал для занятий. Вспомогательные инструменты и приспособления для занятий. Инструктаж по технике безопасности.
Выполнение элементов пластилинографии: «шар», «конус», «жгут», «валик». Знакомство с техникой «мазки» и эффектами «рельефность», «мраморность», «пушистость». Создание несложных картин на темы: «Рыбка», «Подарки осени» (ягоды и листья), « Эти забавные животные» (птицы), « Осенние натюрморт».
Аппликация из пластилина. Барельеф. Дополнительный материал для украшения. Оформление картин в рамки. Создание более сложных картин с использованием всех изученных приемов, элементов, эффектов на темы.
Выставка детских работ.
V Раздел: Вязание крючком.
Вводное занятие.
Из истории вязания. Из истории ниток. Какие бывают нити. О пряже и волокнах. Виды крючков. Соответствие толщины ниток и крючка. Как оборудовать рабочее место. Как правильно смотать клубок. Цветовое решение. Техника безопасности при вязании крючком. Подготовка ниток к вязанию. Как распустить изделие. Обработка и выравнивание старых и бывших в употреблении ниток.
Украшение вязаных изделий.
Аппликация. Материалы, используемые для аппликации, их обработка и способы прикрепления к вязаному изделию.
Основные приёмы вязания.
Положение рук и крючка, косичка из воздушных, полустолбик,
столбики без накида, столбик с накидом в один приём, столбик с накидом в два приёма, столбики с 2, 3 накидами, пышный столбик, длинные петли, соединение мотивов.
Вывязывание полотен различной формы:
Круглое полотно,квадратное полотно, треугольник, шестиугольник.
Цветы, которые никогда не завянут, отделочные элементы.
Крючком можно вязать пуговицы – они могут быть круглыми, прямоугольными, объёмными (в форме бочонка), в виде цветочка с лепестками.
Особенности вязания крючком: прибавление числа петель, убавление числа петель, сохранение длины ряда
Орнамент в вязании.
Вязание салфеток по схемам.
Выбор салфетки (наиболее простые варианты) и её вязание.
Организация выставки.
Подготовка изделий к выставке. Посещение выставки. Обсуждение выставки.
Заключительное занятие. Итоговый праздник в ДДТ. Выставка д\п. творчества.
Ожидаемые результаты.
В результате на первой ступени учащиеся должны:
Иметь представление о д\п. творчестве.
Уметь пользоваться инструментами и оборудованием (согласно программе).
Знать т\б.
Подбирать материалы по оттенкам.
Различать виды д\п творчества.
Работать по замыслу и с натуры.
Быть внимательным аккуратным и усидчивым.
Учебно-тематический план II ступени обучения.
Развивающий этап.
Вторая ступень обучения приходится на ранний подростковой период развития личности ребенка (8-9 лет).
Этот возраст – время осознания имеющихся способностей.
Очень важно именно в эти годы выявить и по мере возможности развить те способности, на основе которых в дальнейшем ребенку можно было бы разумно и правильно осуществить выбор профессии.
Опыт показал, что в этом возрасте можно диагностировать необходимые качества, которые можно развивать, если есть природные задатки. Поэтому развивающий этап обучения можно еще назвать этапом ранней диагностики способностей детей. Поэтому, основная цель развивающего этапа – выявление и развитие творческих способностей детей.
Задачи:
- развить творческие способности;
- соблюдать правила техники безопасности при работе с разными инструментами
- научить видеть ценное и понимать прекрасное;
- воспитать любознательность, трудолюбие, целеустремленность, доводить начатое до конца.
.
Учебно-тематический план II ступени обучения.
№ | Наименование темы | Количество часов | |||||
Теор. | Прак. | Всего | |||||
1 | Вводное занятие | ||||||
I Раздел: Пластилинография. | |||||||
Тема: Лепка на плоскости. | |||||||
Вводное занятие. Цвет. Цветовой круг. Техника безопасности. | |||||||
Индивидуальное занятие. Полуобъемное изображение на плоскости. | |||||||
Полуобъемное изображение на плоскости. | |||||||
Натюрморт «Щедрые подарки осени» | |||||||
Итоговое занятие. Игрова программа | |||||||
II Раздел: Тестопластика. | |||||||
Тема: Технология изготовления соленого теста | |||||||
Вводная беседа. Немного истории. Материалы и оборудование. Инструктаж техники безопасности. | |||||||
Подсвечники, корзинки, подставки. | |||||||
Лепка и роспись декоративного панно «Цветы». | |||||||
Индивидуальное занятие. Панно из соленого теста цветы | |||||||
«Четыре художника» Мастер класс по изготовлению панно из соленого теста по временам года. Рельефная аппликация. | |||||||
«Тульский пряник». Беседа: « Весенние обряды Донских казаков». | |||||||
Индивидуальное занятие. Рельефная аппликация, пейзаж. | |||||||
Приемы лепки по типу дымковских мастеров. Н\З. подставки под кисточки. | |||||||
«Различные способы лепки декоративных птиц по типу Филимоновских мастеров. | |||||||
Экскурсия в краеведческий музей | |||||||
Экскурсия по выставки ДШИ. Знакомство с мастерами умельцами Приаргунского района. | |||||||
Итоговое занятие. Подведение итогов. Выставка работ. | |||||||
III.Раздел: Работа с бумагой и картоном. | |||||||
Тема: Аппликация из бумаги. | |||||||
Индивидуальное занятие: Аппликация. | |||||||
Вводная беседа: бумага, виды и ее свойства. Технология изготовления аппликации из бумаги. Т\Б. | |||||||
Аппликация: деревья. П\З «Пейзаж осени». | |||||||
Декоративная аппликация. Симметрия в аппликации | |||||||
Индивидуальное занятие. Игрушки с подвижными деталями. | |||||||
Объемная аппликация цветы: розы, хризантемы, георгины и т. д. | |||||||
Мозаика из бумаги. Сюжетная аппликация. | |||||||
Игрушки с подвижными деталями | |||||||
Тема: Оригами. | |||||||
Вводное занятие. Японский вид искусства. | |||||||
Лягушка, бабочка, собачка. | |||||||
Сюжетная аппликация с использованием оригами. | |||||||
Индивидуальное занятие: Сюжетная аппликация с использованием оригами. | |||||||
Тема: Бумагопластика | |||||||
Вводное занятие. П\З. изготовление цветов для оформительских работ. Экскурсия в ЦДМ. Оформление сцены. | |||||||
Объёмная игрушка | |||||||
Панно по замыслу | |||||||
Индивидуальное занятие: Оформление сцены, Бумагопластика. | |||||||
Итоговая работа по карточкам. Оформление выставки. | |||||||
IV.Раздел: Работа с природными материалами | |||||||
Тема: аппликация из бересты | |||||||
Вводное занятие. Береста – один из поэтических материалов народного д\п. творчества. Подготовка материала для работы. Создание эскиза для панно. | |||||||
Изготовление панно по замыслу на свободную тему. | |||||||
Индивидуальное занятие. Составление панно из бересты. | |||||||
Плетение из бересты Подставка». Беседа: история наших предков. «Ах, лапти да лапти мои». | |||||||
Изготовление цветов из бересты. | |||||||
Индивидуальное занятие. П\З. изготовление бижутерии из бересты. | |||||||
Оформление работ, покрытие лаком. | |||||||
Тема: аппликация из соломки. | |||||||
Вводная беседа. Инструктаж по Т\Б. Подготовка материала к работе. Составление эскизов. | |||||||
Зимний этюд. Составление панно» Весенний этюд». | |||||||
Индивидуальное занятие. Панно из соломки по замыслу. | |||||||
Итоговое занятие. Оформление выставки, сообщение «золотая соломка». | |||||||
V.Раздел: Вязание крючком. | |||||||
Тема: Вязаная игрушка. | |||||||
Вводное занятие. История вязаной игрушки. Подготовка материала к работе. Техника вязания крючком. | |||||||
Способы ажурного вязания. | |||||||
Вязание игрушек сувенира. | |||||||
Индивидуальное занятие. Вязание игрушки. | |||||||
Игровое занятие по сказке. | |||||||
Посещение Ц Р Б .Встреча с умельцами Приаргунского района. | |||||||
Индивидуальное занятие. | |||||||
Подведение итогов. Итоговая выставка | |||||||
Промежуточная и итоговая выставка | |||||||
Всего216ч. Групповых
Индивидуальные занятия 68.
Содержание программы 2 ступени обучения.
Вводная беседа. «Декоративно-прикладное творчество в жизни людей» просмотр фильма.
Инструктаж по технике безопасности, правила поведения и работы. Игра.
I.Раздел пластилинографии.
Беседа о пластилинографии, цвете, цветовом круге, технике безопасности.
Способы лепки на плоскости, полуобъемные изображения на плоскости. Лепка картины. Лепка натюрморта. Итоговая игровая программа.
V.Раздел: Вязание крючком.
Тема: «Веселый крючок».
Вводное занятие. История вязания крючком и вязаной игрушки. Просмотр фотографий, иллюстраций. Подготовка материалов к работе. Техника вязания крючком. Работа по технологическим картам. Краткие записи и зарисовки. Практическая часть, освоение приёмов вязание крючком.
Вязание игрушек сувениров. Оформление работы. Итоговое занятие по разделу.
Итоговая аттестация. Диагностика уровня воспитанности и обучанности воспитанников отслеживается по методике Нечаева Н.Г. и Тихомировой М., а обучанности с помощью индивидуальных карт обучающихся.
Заключительное занятие. Итоговый праздник в ДДТ. Выставка д\п творчества. Практическая часть. Организация выставки. Создание праздничного настроения у зрителей. Привлечение внимания к работе детских объединений.
Ожидаемые результаты.
В результате обучения на второй ступени учащиеся должны:
Уметь пользоваться инструментами и оборудованием (согласно программе). Знать т\б.
Иметь представление о д\п. творчестве.
Различать виды д\п творчества, видеть все ценное и понимать прекрасное в природе родного края.
Работать по замыслу и с натуры.
Разбираться в текстуре конкретного материала.
Быть внимательным, аккуратным, усидчивым, доводить начатое дело до конца.
Учебно-тематический план III ступень обучения.
Углубленное обучение.
К этому периоду ребенок(10-11 лет) завершается формирование когнитивных процессов, и прежде всего мышление. Приобретают окончательные формы операций с понятием и мышлением представленного во всех его основных видах, наглядно- демонстративное, наглядно-образное, словесно-логическое.
Этот возраст принято считать сенситивным для формирования профессионально ориентированных знаний, умений и навыков.
Ни в одном другом возрасте они не развиваются с такой лёгкостью и быстротой и так на долго не закрепляются в памяти.
Главные мотивационные линии этого возрастного периода связанные с активным стремлением к личностному самосовершенствованию – это самопознание, самовыражение, самоутверждение.
Цель этого этапа – формирование профессиональных знаний, умений и навыков, развитие индивидуальности, творческой инициативы.
Задачи:
- формирование знаний, умений и навыков в декоративно - прикладном искусстве.
-изучить теорию декоративно-прикладного искусства;
-изучить свойства различного материала; самостоятельно составлять эскиз будущего панно;
-планировать и добиваться конечного результата;
-воспитывать активность, самостоятельность, инициативность.
Учебно-тематический план 3 ступень обучения.
№ | Наименование темы | Количество часов | ||
Теор. | Практ. | Всего. | ||
I | Вводное занятие. | |||
II | Пластилинография. | |||
Вводное занятие. Техника безопасности. Пластилинография – как способ декорирования. | ||||
Индивидуальное занятие: Роспись пластилином по стеклу. Витражи. | ||||
Коллективная работа. Роспись пластилином по стеклу. Витражи. Итоговое занятие. | ||||
III | Тестопластика. | |||
1. | Вводное занятие. | 1. | ||
2. | Рельефная аппликация: осень, зима. | |||
Индивидуальное занятие: изготовление панно | ||||
3. | По сказкам на свободную тему. | |||
4. | Объемная лепка фигурки: «Дымковская игрушка» | |||
5. | Роспись готовых изделий . | |||
Индивидуальное занятие: объемная лепка. | ||||
6. | Украшение с специями, бисером….. | |||
7. | Косы и венки. | |||
8. | Плоскостные вазы. | |||
9. | Роспись готовых изделий, покрытие лаком. Итоговое занятие. | |||
Индивидуальное занятие: изготовление оберега. | ||||
IV | Работа с бумагой и картоном | |||
Вводное занятие. Техника безопасности. | ||||
Что такое бумажное конструирование? Конструирование из бумажных полос | ||||
Индивидуальное занятие: Конструирование из бумажных полос. | ||||
Работа с гофрированной бумагой. Разные виды цветов. | ||||
Индивидуальное занятие: Изготовление цветов из гофрированной бумаги. | ||||
Коллективная работа: изготовление панно из гофрированной бумаги. | ||||
Способы изготовления разных видов открыток. | ||||
Выставка работ. Итоговое занятие. | ||||
V | Работа с природными материалами. | |||
1. | Береста: вводное занятие. | |||
Составление эскиза | ||||
Изготовление изделий творческого характера. | ||||
Индивидуальное занятие: творческая работа из бересты. | ||||
4. | Плетение из бересты. Итоговое занятие. | |||
Соломка. Вводное занятие. | ||||
Выполнение заданий по образцу. | ||||
Изготовление аппликаций из соломки | ||||
Работа на произвольную тему. Отделка изделия. Итоговое занятие. | ||||
Индивидуальное занятие: аппликация на свободную тему. | ||||
Работа с бросовыми материалами. Вводное занятие. | ||||
Творческая работа на свободную тему. | ||||
Изготовление панно из шерстяной крошки. Итоговое занятие. | ||||
Индивидуальное занятие: работа на свободную тему. | ||||
Экскурсия. Итоговое занятие. | ||||
IV | Вязание крючком. | |||
Вводное занятие. | ||||
Вязаная игрушка. | ||||
Индивидуальное занятие: вязание игрушки. самостоятельный поиск и выбор вязания игрушки. | ||||
Работа над оформлением. | ||||
Посещение ЦРБ, встреча с умельцами | ||||
Самостоятельная работа по выбору изготовлению игрушки. | ||||
Итоговое занятие. Выставка. |
Всего:216ч. групповых
68ч. - индивидуальных.
Содержание программы 3 ступени обучения.
I раздел.
1.Вводная беседа. «Декоративно-прикладное творчество в жизни людей. Инструктаж по технике безопасности, правила поведения и работы. Игра.
II раздел:Вводное занятие. Техника безопасности. Пластилинография – как способ декорирования.
Коллективная работа. Роспись пластилином по стеклу. Витражи.
III. Раздел: Тестопластика.
Тема: Технология изготовления соленого теста.
Беседа: Подготовка материала к работе. Инструктаж по Т/Б. Сушка изделий. Практическая часть. Приготовление соленого теста. Тест: учимся думать и фантазировать.
Теоретическая часть. Определение темы декоративного панно. Определение места панно в интерьере. Составление эскиза панно в натуральную величину. Практическая часть. Лепка способом наложения и примазывания деталей на основу.
Роспись, понятие цветового круга.
Теоретическая часть. Знакомство с цветовым кругом. Осно