Группа старшего возраста (5 -6 лет)

Рабочая программа

Группа старшего возраста (5 -6 лет)

Общеразвивающей направленности

составлена

В соответствии с ФГОС ДО

на 2016 - 2017 учебный год

Программу составили:

воспитатели - Федотова М. С.

- Диденко Н.Г.

г. Архангельск

2016г.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка

1.2. Характеристика возрастных особенностей воспитанников

1.3. Целевые ориентиры на этапе завершения программы

Содержательный раздел

2.1. Содержание образовательных областей

2.1.1. ОО «Художественно-эстетическое развитие»

2.1.2. ОО «Познавательное развитие»

2.1.3. ОО «Речевое развитие»

2.1.4. ОО «Физическое развитие»

2.1.5. ОО «Социально-коммуникативное развитие»

2.2. Характеристика возрастных особенностей воспитанников по образовательным областям

2.3. Организация развивающей предметно-пространственной среды

2.4. Перечень технологий, используемых в работе с детьми.

2.5. Методическое обеспечение.

2.6.Перспективное планирование ООД

Организационный раздел

3.1. Режим дня в старшей группе

3.2. Регламент организованной образовательной деятельности

3.3. Циклограмма совместной деятельности с детьми

3.4. Циклограмма работы воспитателя в группе старшего возраста

3.5. Циклограмма деятельности музыкального руководителя

3.6. Циклограмма деятельности учителя-логопеда

Целевой раздел

Пояснительная записка

Содержание программы составлено с учетом Образовательной программе МБДОУ Детский сад № 110, построенной на основе примерной основной образовательной программы дошкольного образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию - протокол от 20 мая 2015 года №2/15) и авторской комплексной программы "От рождения до школы" под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой, 2015г.:

1) полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;

2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);

3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

4) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

5) сотрудничество ДОУ с семьей;

6) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

7) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в разных видах детской деятельности;

8) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);

9) учет этнокультурной ситуации развития детей.

Рабочая программа воспитателя старшей группы составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.

Рабочая программа предназначена для детей 5-6 лет (старшая группа) и рассчитана на 34 недели (соответственно 36-ти неделям учебного года, исключая 2 недели новогодних «каникул»). Реализация одной темы осуществляется примерно в недельный срок.

Рабочая программа является «открытой» и предусматривает вариативность, интеграцию, изменения и дополнения по мере профессиональной необходимости.

Целью рабочей программы является создание условий для полноценного проживания ребенком дошколь­ного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психиче­ских и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника. Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения.

Задачи программы:

- Способствовать природному процессу умственного и физического развития детей через организацию игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, трудовой, двигательной, чтению художественной литературы, музыкально-художественной, продуктивной деятельности;

- Реализовать формы организации совместной взросло-детской (партнерской деятельности) в ходе непосредственной образовательной деятельности, самостоятельной деятельности, режимных моментах, работе с родителями, образовательной деятельности в семье.

В основе разработки программы лежат следующие принципы:

- максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса;

- творческая организация (креативность) воспитательно-образовательного процесса;

- единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учре­ждения и семьи.

В программе предусматривается решение образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования и в образовательном взаимодействии с семьёй.

1.2 Характеристика возрастных особенностей воспитанников

от 5 до 6 лет

Дошкольный возраст является периодом интенсивного формирования психики на основе тех предпосылок, которые сложились в раннем детстве.

По всем линиям психического развития возникают новообразования различной степени выраженности, характеризующиеся новыми свойствами и структурными особенностями. Происходят они благодаря таким факторам как речь и общение со взрослыми и сверстниками, различным формам познания и включению в различные виды деятельности (игровые, продуктивные, бытовые).

Наряду с новообразованиями, в развитии психофизиологических функций возникают сложные социальные формы психики, такие, как личность и ее структурные элементы (характер, интересы и др.), субъекты общения, познания и деятельности и их основные компоненты — способности и склонности. Одновременно происходит дальнейшее развитие и социализация ребенка, в наибольшей степени выраженные на психофизиологическом уровне, в познавательных функциях и психомоторике. Формируются новые уровни психических функций, которым становятся присущи новые свойства, позволяющие ребенку адаптироваться к социальным условиям и требованиям жизни.

При участии взрослых, которые организуют, контролируют и оценивают поведение и деятельность ребенка, выступают в роли источника многообразной информации происходит включение ребенка в социальные формы жизнедеятельности, в процессы познания и общения, в различные виды деятельности, включая игру и начальные формы труда. Взрослые, родители, воспитатели во многом определяют своеобразие и сложность психического развития дошкольника, поскольку они включают ребенка в разные сферы жизнедеятельности, корректируя процесс его развития. Развитие психической организации дошкольника в целом на всех ее уровнях и в ее различных формах создает психологическую готовность к последующему — школьному — периоду развития.

Возраст от 5 до 6 лет

Дети могут распределять роли до начала игры и строить своё поведение, придерживаясь роли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи. Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчинённость позиций в различных видах деятельности взрослых. При распределении ролей могут возникать конфликты, связанные с субординацией ролевого поведения.

Это возраст наиболее активного рисования. Рисунки приобретают сюжетный характер; по рисунку можно судить о половой принадлежности и эмоциональном состоянии изображённого человека.

Конструктивная деятельность может осуществляться на основе схемы, по замыслу и по условиям. Появляется конструирование в ходе совместной деятельности.

Продолжает совершенствоваться восприятие цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников. Воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд – по возрастанию или убыванию – до 10 различных предметов.

Восприятие представляет для дошкольников известные сложности, особенно если они должны одновременно учитывать несколько различных и при этом противоположных признаков.

В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно логического мышления.

Воображение будет активно развиваться лишь при условии проведения специальной работы по его активизации.

Начинается переход от непроизвольного к произвольному вниманию.

Продолжает совершенствоваться речь, в том числе её звуковая сторона.

Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали.

Достижения этого возраста характеризуются распределением ролей в игровой деятельности; структурированием игрового пространства; дальнейшим развитием изобразительной деятельности, отличающейся высокой продуктивностью; применением в конструировании обобщённого способа обследования образца; усвоением обобщённых способов изображения предметов одинаковой формы.

Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные представления, представления о цикличности изменений); развиваются умение обобщать, причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ Я.

Содержательный раздел

2.1. Содержание образовательных областей

Пояснительная записка.

Планирование организованной образовательной деятельности по ОО «Художественно-эстетическое развитие» осуществляется согласно Образовательной программы МБДОУ Детский сад № 110, построенной на основе примерной основной образовательной программы дошкольного образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию - протокол от 20 мая 2015 года №2/15) и авторской комплексной программы "От рождения до школы" под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой, 2015г.

В соответствии с данной программой в старшей группе на занятия по ОО «Художественно-эстетическое развитие» отводится 5 часов в неделю продолжительностью 25 минут: рисование – 2 занятия в неделю (72 – в год), аппликация - 1 занятие в 2 недели (18 – в год), лепка – 1 занятие в 2 недели (18 – в год), музыка – 2 занятия в неделю (72 – в год).

В "Концепции дошкольного воспитания" отмечается, что "искусство является уникальным средством формирования важнейших сторон психической жизни - эмоциональной сферы, образного мышления, художественных и творческих способностей".

Художественно-эстетическая деятельность – деятельность специфическая для детей, в которой ребёнок наиболее полно может раскрыть себя, свои возможности, ощутить продукт своей деятельности (рисунки, поделки, одним словом реализовать себя как творческая личность.

Содержание образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» направлено наразвитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.) через решение следующих задач:

- знакомить с произведениями разных видов искусства (живопись, графика, народное и декоративно-прикладное искусство, архитектура) для обогащения зрительных впечатлений, формирования эстетических чувств и оценок;

- обращать внимание на образную выразительность разных объектов в искусстве, природном и бытовом окружении, учить воспринимать художественные образы в картине, скульптуре, графике;

- формировать представления о художественных ремеслах (резьба и роспись по дереву, гончарное дело, и т.д.);

- обогащать содержание изобразительной деятельности в соответствии с задачами других образовательных областей, стимулировать самостоятельный выбор сюжетов о семье, жизни в детском саду, бытовых, общественных и природных явлениях;

- учить создавать выразительные художественные образы в рисунке, лепке, аппликации, передавать характерные признаки предметов и явлений, настроение персонажей;

- совершенствовать изобразительные умения (передавать выразительность формы изображаемых объектов, пропорции и взаимное расположение их частей, характеры и простые движения персонажей), создавать многофигурные композиции на всем листе, используя фризовую и линейную композиции, располагая предметы выше — ниже, ближе — дальше;

- совершенствовать технику рисования гуашью, смешивая цвета и используя плотность цветового пятна, возможности передачи контраста цветов путем наложения одного на другой, учить рисовать акварельными красками, используя влажную поверхность листа для передачи различных цветовых сочетаний (воздушность, легкость), знакомить с приемами рисования цветными мелками, углем, сангиной;

- показывать приемы скульптурной лепки и из целого куска путем вытягивания и моделирования частей, использовать стеку для передачи характерных черт;

- в аппликации показывать новые способы создания образов (симметричное, силуэтное вырезание, накладная и обрывная аппликация), коллективно создавать орнаментальные аппликации (панно, фризы, коллажи):

- поддерживать стремление самостоятельно комбинировать знакомые техники, помогать осваивать новые, по собственной инициативе объединять разные способы изображения (рисунок и аппликация);

- учить планировать этапы аппликации и рационально использовать материалы;

- использовать приобретенные изобразительные навыки и умения в дидактических и сюжетно-ролевых играх.

Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»

Рисование

Предметное рисование

· Продолжать совершенствовать умение передавать в рисунке образы предметов,

персонажей литературных произведений. Обращать внимание детей на отличия предметов по форме, величине, пропорциям частей; побуждать их передавать эти отличия в рисунках.

· Учить детей передавать расположение предметов на листе бумаги, обращать

внимание детей на то, что предметы могут по-разному располагаться на плоскости (стоять, лежать, двигаться, быть в разных позах и т.д.).

· Способствовать овладению композиционными умениями: учить располагать предмет

на листе с учетом его пропорций (если предмет вытянут в высоту, располагать его на листе по вертикали; если он вытянут в ширину, например, не очень высокий, но длинный дом, располагать его по горизонтали).

· Закреплять способы и приемы рисования различными изобразительными

материалами (цветные карандаши, гуашь, акварель, цветные мелки, сангина, угольный карандаш, фломастеры, разнообразные кисти и т. п.).

· Вырабатывать навыки рисования контура предмета простым карандашом с легким

нажимом, без жестких, грубых линий, пачкающих рисунок.

· При рисовании карандашами учить передавать оттенки цвета, регулируя нажим на

карандаш. В карандашном исполнении дети могут, регулируя нажим, передавать до трех оттенков цвета. Учить рисовать акварелью в соответствии с ее спецификой (прозрачностью и легкостью цвета, плавностью перехода одного цвета в другой).

· Учить детей рисовать кистью разными способами: широкие линии – всем ворсом,

тонкие – концом кисти; наносить мазки, прикладывая кисть всем ворсом к бумаге, рисовать концом кисти мелкие пятнышки.

· Закреплять знания об уже известных цветах, знакомить с новыми цветами

(фиолетовый) и оттенками (голубой, розовый, светло-зеленый, сиреневый), развивать чувство цвета. Учить смешивать краски для получения новых цветов и оттенков (при рисованию гуашью) и высветлять цвет, добавляя в краску воду (при рисовании акварелью).

Сюжетное рисование

· Учить детей создавать сюжетные композиции на темы окружающей жизни и на темы

литературных произведений («Кого встретил Колобок», «Два жадных медвежонка»,

«Где обедал воробей?,» и др.).

· Развивать композиционные умения, учить располагать изображения на полосе внизу

листа, по всему листу.

· Обращать внимание детей на соотношение по величине разных предметов в сюжете

(дома большие, деревья высокие и низкие; люди меньше домов, но больше растущих на лугу цветов).

· Учить располагать на рисунке предметы так, чтобы они загораживали друг друга

(растущие перед домом деревья и частично его загораживающие и т. п.).

Декоративное рисование

· Продолжать знакомить детей с изделиями народных промыслов, закреплять и

углублять знания о дымковской и филимоновской игрушках и их росписи; предлагать создавать изображения по мотивам декоративной росписи, знакомить с ее цветовым строем и элементами композиции, добиваться большего разнообразия используемых элементов. Продолжать знакомить с городецкой росписью, ее цветовым решением, спецификой создания декоративных цветов (как правило, не чистых тонов, а оттенков), учить использовать для украшения оживки.

· Познакомить с росписью Полхов-Майдана. Включать городецкую и полхов –

майданскую роспись в творческую работу детей, помогать осваивать специфику этих видов росписи. Знакомить с региональным (местным) декоративным искусством.

· Учить составлять узоры по мотивам городецкой, гжельской росписи; знакомить с

характерными элементами (бутоны, цветы, листья, травка, усики, завитки, оживки).

· Учить создавать узоры на листах в форме народного изделия (поднос, солонка,

чашка, розетка и др.).

· Для развития творчества декоративной деятельности использовать декоративные

ткани. Предоставлять детям бумагу в форме одежды и головных уборов (кокошник, платок, свитер и др.), предметов быта (салфетка, полотенце) для украшения.

· Учить ритмично, располагать узор. Предлагать расписывать бумажные силуэты и

объемные фигуры.

Лепка

· Продолжать знакомить детей с особенностями лепки из глины, пластилина и

пластической массы.

· Развивать умение лепить с натуры и по представлению знакомые предметы (овощи,

фрукты, грибы, посуда, игрушки); передавать их характерные особенности. Продолжать учить лепить посуду из целого куска глины и пластилина ленточным способом.

· Закреплять умение лепить предметы пластическим, конструктивным и

комбинированным способами. Учить сглаживать поверхность формы, делать предметы устойчивыми.

· Учить передавать в лепке выразительность образа, лепить фигуры человека и

животных в движении, объединять небольшие группы предметов в несложные сюжеты (в коллективных композициях).

· Формировать у детей умение лепить по представлению героев литературных

произведений (медведь и колобок, лиса и зайчик и т. п.). Развивать творчество, инициативу.

· Продолжать формировать умение лепить мелкие детали; пользуясь стекой, наносить

рисунок чешуек у рыбки, обозначать глаза, шерсть животного, перышки птицы, узор, складки на одежде людей и т. п.

· Продолжать формировать технические умения и навыки работы с разнообразными

материалами (косточки, зернышки, бусинки и т. д.).

· Закреплять навыки аккуратной лепки.

· Закреплять навык тщательно мыть руки по окончании лепки.

Декоративная лепка

· Продолжать знакомить детей с особенностями декоративной лепки. Формировать

интерес и эстетическое отношение к предметам народного декоративно-прикладного искусства.

· Учить лепить птиц, животных, людей по типу народных игрушек (дымковской,

филимоновской, каргопольской и др.).

· Формировать умение украшать узорами предметы декоративного искусства. Учить

расписывать изделия гуашью, украшать их налепами и углубленным рельефом.

· Учить обмакивать пальцы в воду, чтобы сгладить неровности вылепленного

изображения, когда это необходимо для передачи образа.

Аппликация

· Приобщить детей к искусству аппликации, формировать интерес к этому виду

деятельности.

· Закреплять умение разрезать бумагу на короткие и длинные полоски; вырезать круги

из квадратов, овалы из прямоугольников, преобразовывать одни геометрические фигуры в другие: квадрат – в 2-4 треугольника, прямоугольник – в полоски, квадраты или маленькие прямоугольники; создавать из этих деталей изображения разных предметов или декоративные композиции.

· Учить вырезать одинаковые фигуры или их детали из бумаги, сложенной гармошкой,

а симметричные изображения – из бумаги, сложенной пополам (стакан, ваза, цветок и др.).

· Побуждать создавать предметные и сюжетные композиции, дополнять их деталями.

· Формировать аккуратное и бережное отношение к материалам.

Музыкальная деятельность

· Продолжать развивать интерес и любовь к музыке, музыкальную отзывчивость на нее.

Формировать музыкальную культуру на основе знакомства с классической, народной и современной музыкой. Продолжать развивать музыкальные способности детей: звуковысотный, ритмический, тембровый, динамический слух.

· Способствовать дальнейшему развитию навыков пения, движений под музыку, игры и

импровизации мелодий на детских музыкальных инструментах; творческой активности детей.

Слушание.

· Учить различать жанры музыкальных произведений(марш, танец, песня).

· Совершенствовать музыкальную память через узнавание мелодий по отдельным

фрагментам произведения (вступление, заключение, музыкальная фраза).

· Совершенствовать навык различения звуков по высоте в пределах квинты, звучания

музыкальных инструментов (клавишно-ударные и струнные: фортепиано, скрипка, виолончель, балалайка).

Пение.

· Формировать певческие навыки, умение петь легким звукомв диапазоне от «ре»

первой октавы до «до» второй октавы, брать дыхание перед началом песни, между музыкальными фразами, произносить отчетливо слова, своевременно начинать и заканчивать песню, эмоционально передавать характер мелодии, петь умеренно, громко и тихо. Способствовать развитию навыков сольного пения, с музыкальным сопровождением и без него. Содействовать проявлению самостоятельности и творческому исполнению песен разного характера.

· Развивать песенный музыкальный вкус.

Песенное творчество.

· Учить импровизировать мелодию на заданныйтекст. Учить сочинять мелодии

различного характера: ласковую колыбельную, задорный или бодрый марш, плавный вальс, веселую плясовую.

Пояснительная записка.

Планирование организованной образовательной деятельности по ОО «Познавательное развитие» осуществляется согласно Образовательной программы МБДОУ Детский сад № 110, построенной на основе примерной основной образовательной программы дошкольного образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию - протокол от 20 мая 2015 года №2/15) и авторской комплексной программы "От рождения до школы" под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой, 2015г.

В соответствии с данной программой в старшей группе на занятия по ОО «Познавательное развитие» отводится 3 часа в неделю продолжительностью 25 минут: формирование элементарных математических представлений – 1 раз в неделю (36 – в год), формирование целостной картины мира – 1 занятие в неделю (36 – в год), конструктивная деятельность – 1 занятие (36- в год).

Содержание образовательной области «Познавательное развитие» предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

Основные задачи реализации образовательной области «Познавательное развитие»:

Формирование элементарных математических представлений:

· Формирование элементарных математических представлений, первичных

представлений об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира: форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени.

Приобщение к социокультурным ценностям:

· Ознакомление с окружающим социальным миром, расширение кругозора детей,

формирование целостной картины мира.

· Формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений

о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.

· Формирование элементарных представлений о планете Земля как общем доме людей,

о многообразии стран и народов мира.

Ознакомление с миром природы:

· Ознакомление с природой и природными явлениями.

· Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи между природными

явлениями.

· Формирование первичных представлений о природном многообразии планеты Земля.

Формирование элементарных экологических представлений.

· Формирование понимания того, что человек — часть природы, что он должен беречь,

охранять и защищать ее, что в природе все взаимосвязано, что жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды.

· Воспитание умения правильно вести себя в природе.

· Воспитание любви к природе, желания беречь ее.

Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательной области «Познавательное развитие».

Количество и счет.

· Учить создавать множества (группы предметов) из разных по качеству элементов

(предметов разного цвета, размера,

· формы, назначения; звуков, движений).

· Разбивать множества на части и воссоединять их; устанавливать отношения между

целым множеством и каждой его частью, понимать, что множество больше части, а часть меньше целого множества; сравнивать разные части множества на основе счета и соотнесения элементов (предметов) один к одному; определять большую (меньшую) часть множества или их равенство.

· Учить считать до 10; последовательно знакомить с образованием каждого числа в

пределах от 5 до 10 (на наглядной основе). Сравнивать рядом стоящие числа в пределах 10 на основе сравнения конкретных множеств; получать равенство из неравенства (неравенство из равенства), добавляя к меньшему количеству один предмет или убирая из большего количества один предмет («7 меньше 8, если к 7 добавить один предмет, будет 8, поровну», «8 больше 7; если из 8 предметов убрать один, то станет по 7, поровну»). Формировать умение понимать отношения рядом стоящих чисел (5 < 6 на 1, 6 > 5 на 1).

· Отсчитывать предметы из большого количества по образцу и заданному числу (в

пределах 10).

· Совершенствовать умение считать в прямом и обратном порядке (в пределах 10).

· Считать предметы на ощупь, считать и воспроизводить количество звуков, движений

по образцу и заданному числу (в пределах 10).

· Познакомить с цифрами от 0 до 9.

· Познакомить с порядковым счетом в пределах 10, учить различать вопросы

«Сколько?», «Который?» («Какой?») и правильно отвечать на них.

· Продолжать формировать представление о равенстве: определять равное количество в

группах, состоящих из разных предметов; правильно обобщать числовые значения на основе счета и сравнения групп (здесь 5 петушков, 5 матрешек, 5 машин — всех игрушек поровну — по 5).

· Упражнять детей в понимании того, что число не зависит от величины предметов,

расстояния между предметами, формы, их расположения, а также направления счета (справа налево, слева направо, с любого предмета).

· Познакомить с количественным составом числа из единиц в пределах5 на конкретном

материале: 5 — это один, еще один, еще один, еще один и еще один.

Величина.

· Учить устанавливать размерные отношения между 5–10 предметами разной длины

(высоты, ширины) или толщины: систематизировать предметы, располагая их в возрастающем (убывающем) порядке по величине; отражать в речи порядок расположения предметов и соотношение между ними по размеру: «Розовая лента — самая широкая, фиолетовая — немного уже, красная — еще уже, но она шире желтой, а зеленая уже желтой и всех остальных лент» и т. д.

· Сравнивать два предмета по величине (длине, ширине, высоте) опосредованно — с

помощью третьего (условной меры), равного одному из сравниваемых предметов.

· Развивать глазомер, умение находить предметы длиннее (короче), выше (ниже), шире

(уже), толще (тоньше) образца и равные ему.

· Формировать понятие о том, что предмет (лист бумаги, лента, круг, квадрат и др.)

можно разделить на несколько равных частей (на две, четыре).

· Учить называть части, полученные от деления, сравнивать целое и части, понимать,

что целый предмет больше каждой своей части, а часть меньше целого.

Форма.

· Познакомить детей с овалом на основе сравнения его с кругом и прямоугольником.

Дать представление о четырехугольнике: подвести к пониманию того, что квадрат и прямоугольник являются разновидностями четырехугольника.

· Развивать у детей геометрическую зоркость: умение анализировать и сравнивать

предметы по форме, находить в ближайшем окружении предметы одинаковой и разной формы: книги, картина, одеяла, крышки столов — прямоугольные, поднос и блюдо — овальные, тарелки — круглые и т. д.__

· Развивать представления о том, как из одной формы сделать другую.

Ориентировка во времени.

· Дать детям представление о том, что утро, вечер, день и ночь составляют сутки.

· Учить на конкретных примерах устанавливать последовательность различных

событий: что было раньше (сначала), что позже (потом), определять, какой день сегодня, какой был вчера, какой будет завтра.

Сезонные наблюдения

Осень.

Закреплять представления о том, как похолодание и сокращение продолжительности дня изменяют жизнь растений, животных и человека. Знакомить детей с тем, как некоторые животные готовятся к зиме (лягушки, ящерицы, черепахи, ежи, медведи впадают в спячку, зайцы линяют, некоторые птицы (гуси, утки, журавли) улетают в теплые края).

Зима.

Расширять и обогащать знания детей об особенностях зимней природы (холода, заморозки, снегопады, сильные ветры), особенностях деятельности людей в городе, на селе. Познакомить с таким природным явлением, как туман.

Весна.

Расширять и обогащать знания детей о весенних изменениях в природе: тает снег, разливаются реки, прилетают птицы, травка и цветы быстрее появляются на солнечной стороне, чем в тени. Наблюдать гнездование птиц (ворон и др.).

Лето.

Расширять и обогащать представления о влиянии тепла, солнечного света на жизнь людей, животных и растений (природа «расцветает», много ягод, фруктов, овощей; много корма для зверей, птиц и их детенышей). Дать представления о съедобных и несъедобных грибах (съедобные — маслята, опята, лисички и т. п.; несъедобные — мухомор, ложный опенок).

ОО «Речевое развитие»

Пояснительная записка.

Планирование организованной образовательной деятельности по ОО «Речевое развитие» осуществляется согласно Образовательной программы МБДОУ Детский сад № 110, построенной на основе примерной основной образовательной программы дошкольного образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию - протокол от 20 мая 2015 года №2/15) и авторской комплексной программы "От рождения до школы" под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой, 2015г.

В соответствии с данной программой в старшей группе на занятия по ОО «Речевое развитие» отводится 2 часа в неделю продолжительностью 25 минут: развитие речи – 1 раз в неделю (в год - 36), чтение художественной литературы – 1 раз неделю (в год - 36).

Содержание образовательной области «Речевое развитие» направлено на владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Основные задачи реализации образовательной области «Речевое развитие»:

Развитие речи:

· Развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными

способами и средствами взаимодействия с окружающими.

· Развитие всех компонентов устной речи детей: грамматического строя речи, связной

речи – диалогической и монологической форм; формирование словаря, воспитание звуковой культуры речи.

· Практическое овладение воспитанниками нормами речи.

Чтение художественной литературы:

· Воспитание интереса и любви к чтению; развитие литературной речи.

· Воспитание желания и умения слушать художественные произведения, следить за

развитием действия.

Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательной области «Речевое развитие»

Развитие речи.

Развивающая речевая среда

· Продолжать развивать речь как средство общения.

· Расширять представления детей о многообразии окружающего мира.

· Предлагать для рассматривания изделия народных промыслов, мини-коллекции

(открытки, марки, монеты, наборы игрушек, выполненных из определенного материала), иллюстрированные книги (в том числе знакомые сказки с рисунками разных художников), открытки, фотографии с достопримечательностями родного края, Москвы, репродукции картин (в том числе из жизни дореволюционной России).

· Поощрять попытки ребенка делиться с педагогом и другими детьми разнообразными

впечатлениями, уточнять источник полученной информации (телепередача, рассказ близкого человек

Наши рекомендации