Психологические факторы, определяющие жанровые предпочтения

Кроме социально-демографических факторов, которые дают крайне ограниченные представления о различиях в жанровых предпочтениях, также имеют влияние психологические факторы. Провести анализ этого влияния несколько сложнее, поскольку исследование психологических характеристик является более трудоёмкой работой. Тем более, что для изучения связи между психологическими факторами и жанровыми предпочтениями исследователи используют разные теоретические рамки, то есть, нет какой-либо единой классификации психологических характеристик для всех исследований.

К примеру, в статье «Audience Personality and the Selection of Media and Media genres» авторы исследуют закономерность того, как такие персональные характеристики, как Экстравертность, Невротическое состояние и Психотизм (модель психологии личности по Гансу Айзеку), влияют на предпочтения индивидов в выборе кино, радио и телевидения. В анкете по предпочтениям в сфере кино респонденты оценивали 11 фильмовых жанров, условно разделённых на три основные категории: action-фильмы, лёгкие фильмы и серьёзные фильмы. Проведённый корреляционный анализ показал позитивную связь фактора «Экстравертность» с action-фильмами, а также негативную связь факторов «Невротизм» и «Психотизм» с лёгкими романтическими и комедийными фильмами. Последнюю связь авторы объясняют отсутствием интереса к отношениям и общению у людей с повышенным фактором Психотизма (Alice Hall).

В работе М. Хьюма, Г. С. Морта и Х. Уинзара о потребительском опыте, связанным с общим исполнительским искусством, результаты исследования позволили вычислить, что для потребителей в принятии решения посетить мероприятие исполнительского искусства ещё раз важнейшими факторами являются их ценностные ориентиры. Также была выявлена связь с полученными эмоциями от выступления, но этот фактор играет гораздо менее значительную роль в решении о повторном посещении мероприятия (Margee Hume, Gillian Sullivan Mort, Hume Winzar).

В исследовании «Listening, Watching, and Reading: The Structure and Correlates of Entertainment Preferences» авторы изучали связи между индивидуальными особенностями и предпочтениями в жанрах музыки, фильмов, телевизионных программ, книг и журналов. В качестве теоретической опоры авторы используют так называемую «большую пятёрку» - модель, которая предполагает, что личность человека включает в себя пять общих и относительно независимых черт (диспозиций): экстраверсия, доброжелательность, добросовестность, эмоциональная устойчивость и интеллект/воображение. Поскольку в своей работе авторы изучают сразу несколько видов досуга, то для всех видов развлечений жанры были поделены на 5 общих групп. В результате анализа оказалось, что характерные черты людей, предпочитающих досуг массового жанра (communal), это любезность, сочувствие, легкомыслие, робость, простота и ориентированность на взаимоотношения. Людей, предпочитающих художественный жанр (aesthetic), можно назвать «оторванными от реальности», замкнутыми, склонными к творчеству, спокойствию, самоанализу, а также склонными прислушиваться к своим эмоциям. Индивиды, предпочитающие мрачные жанры (dark), считают себя строптивыми, безрассудными и откровенными. Те же, кто предпочитают интеллектуальные досуги (cerebral), склонны считать себя инициативными, изобретательными, мыслящими, уверенными в себе и педантичными. Для развлечений захватывающих/тревожных жанров (thrilling) не было выявлено никаких закономерных связей с личностными чертами людей, предпочитающих такие развлечения (Peter J. Rentfrow, Lewis R. Goldberg and Ran Zilca).

Соответственно, опираясь на результаты вышеописанных исследований, можно предположить, что люди, предпочитающие кино художественных, необычных и нелегких жанров склонны к творчеству и ставят свои эмоции выше рационализации, а массовое кино предпочитают люди общительные, открытые и простые. Также мы предполагаем, что жанровые предпочтения связаны и со зрительскими представлениями о нравственности. В результате обзора было решено в собственном исследовании использовать следующую классификацию психологических факторов: экстраверсия, доброжелательность, добросовестность, эмоциональная устойчивость, интеллект.


Наши рекомендации