Дисперсионный анализ (analysis of variance — ANOVA)
Статистический метод изучения различий между выборочными средними для двух или больше совокупностей.
В своей простейшей форме дисперсионный анализ должен иметь зависимую переменную (предпочтение к сухому завтраку Total cereal), которая является метрической (измеренной с помощью интервальной или относительной шкалы). Кроме того, должна быть одна или больше независимых переменных (потребление продукта: сильное, среднее, слабое и отсутствие потребления). Все независимые переменные должны быть категориальными (неметрическими), их еще называют факторами(factors).
Фактор (factors)
Категориальная независимая переменная. Чтобы использовать дисперсионный анализ, независимые переменные должны все быть категориальными (неметрическими).
Конкретная комбинация уровней факторов называется факторным экспериментом (условиями испытаний)(treatment).
Факторный эксперимент (условия испытаний) (treatment)
В дисперсионном анализе конкретная комбинация категорий (уровней) факторов.
Однофакторный дисперсионный анализ(one-way analysis of variance) включает только одну категориальную переменную или единственный фактор.
Однофакторный дисперсионный анализ (one-way analysis of variance)
Метод дисперсионного анализа, при котором используется только один фактор.
Различия в предпочтениях потребителей с сильным, средним, слабым и нулевым уровнями потребления можно изучить с помощью однофакторного дисперсионного анализа, в котором факторный эксперимент представлен определенным уровнем фактора (пользователи со средним уровнем потребления как раз и составляют факторный эксперимент). Если существует два или больше факторов, то анализ называют многофакторным дисперсионным анализом(n-way analysis of variance). (Если в дополнение к фактору использования продукта исследователь также хочет узнать отношение к Total cereal потребителей с разным уровнем лояльности (новый фактор), то для этого подходит многофакторный дисперсионный анализ).
Многофакторный дисперсионный анализ (n-way analysis of variance)
Модель дисперсионного анализа, которая включает два или больше факторов.
Если набор независимых переменных состоит из категориальных и метрических переменных, то их изучают методом ковариационного анализа(analysis of covariance — ANCOVA).
Ковариационный анализ, ANCOVA (analysis of covariance — ANCOVA)
Специальный метод анализа дисперсий, в котором эффекты одной или больше сторонних переменных, выраженных в метрической шкале, удаляют из зависимой переменной перед выполнением дисперсионного анализа.
Например, ковариационный анализ необходим, если исследователь хочет изучить предпочтения пользователей в группах с различным уровнем потребления и уровнем лояльности, приняв во внимание отношение респондентов к составу продуктов питания и к значению завтрака, как способу приема пищи. Две последние переменные измеряются по девяти балльной шкале Лайкерта. В этом случае категориальные независимые переменные (потребление продукта и лояльность к торговой марке) по-прежнему называются факторами, в то время как метрические независимые переменные (отношение к составу продуктов питания и значение, придаваемое завтраку) — ковариатами(covariates).
Ковариата (covariates)
Метрическая независимая переменная, используемая в ковариационном анализе (ANCOVA).
Взаимосвязь дисперсионного анализа с t-критерием и другими методами анализа, такими как регрессионный анализ (глава 17), показана на рис. 16.1.
Во всех этих методах анализа используется метрическая зависимая переменная. Дисперсионный и ковариационный анализ может включать несколько независимых переменных (степень использования продукта, лояльность к торговой марке, отношение, важность). Более того, одна из независимых переменных должна быть категориальной и категориальные переменные могут иметь больше двух уровней (в нашем примере степень использования продукта имеет четыре уровня). С другой стороны, t-критерий предназначен для использования в случае с единственной бинарной независимой переменной. Например, различие в предпочтениях товара у лояльных и нелояльных респондентов можно узнать, выполнив проверку с помощью t-критерия. Регрессионный анализ, подобный дисперсионному и ковариационному, также может включать несколько независимых переменных. Однако все независимые переменные, в основном, измеряются интервальной шкалой, хотя бинарные или категориальные переменные могут приспосабливаться к анализу за счет введения фиктивных (dummy) переменных. Например, связь между предпочтением продукта Total cereal, отношением к составу продукта и важностью завтрака можно изучить с помощью регрессионного анализа.
Рис. 16.1. Взаимосвязь между (-критерием, дисперсионным и ковариационным анализом и регрессией