УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ СНЯТИЯ УТОМЛЕНИЯ ПРИ РАБОТЕ НА КОМПЬЮТЕРе

Сокращения:

и. п. — исходное положение;

о. с. — основная стойка (пятки вместе, носки врозь, руки вдоль туловища, плечи развернуты, подбородок приподнят).

КОМПЛЕКСЫ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ГЛАЗ

Упражнения выполняют сидя или стоя, отвернувшись от экрана, при ритмичном дыхании, с максимальной амплитудой движения глаз.

Вариант 1

1. Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы (на счет 1— 4). Затем раскрыть глаза, расслабив мышцы глаз, посмотреть вдаль (на счет 1— 6). Повторить 4—5 раз.

2. Посмотреть на переносицу и задержать взгляд (на счет 1— 4). До усталости глаза не доводить. Затем посмотреть вдаль (на счет 1— 6). Повторить
4 — 5 раз.

3. Не поворачивая головы, посмотреть направо и зафиксировать взгляд (на счет 1— 4). Затем посмотреть вдаль прямо (на счет 1—6). Аналогичным образом проводятся упражнения, но с фиксацией взгляда налево, вверх и вниз. По-
вторить 3 — 4 раза.

4. Не поворачивая головы, перевести взгляд быстро по диагонали справа вверху — налево вниз, потом посмотреть прямо вдаль (на счет 1—6). Затем перевести взгляд быстро по диагонали слева вверху — направо вниз и посмотреть вдаль (на счет 1— 6). Повторить 4 —5 раз.

Вариант 2

1. Закрыть глаза, не напрягая глазные мышцы (на счет 1—4 ). Широко раскрыть глаза и посмотреть вдаль (на счет 1— 6). Повторить 4—5 раз.

2. Посмотреть на кончик носа (на счет 1— 4). Затем перевести взгляд вдаль (на счет 1— 6). Повторить 4 —5 раз.

3. Не поворачивая головы (голова прямо), делать медленно круговые движения глазами: вверх-вправо-вниз-влево и в обратную сторону: вверх-влево-вниз-вправо, затем посмотреть вдаль (на счет 1—6). Повторить 4—5 раз.

4. Не поворачивая головы, перевести взгляд с фиксацией его вверх (на счет 1— 4), затем прямо (на счет 1— 6); после чего аналогичным образом вниз-прямо, направо-прямо, налево-прямо. Проделать движения глазами по диагонали в одну и другую стороны с переводом глаз прямо (на счет 1— 6). Повторить 3— 4 раза.

КОМПЛЕКСЫ УПРАЖНЕНИЙ ФИЗКУЛЬТУРНЫХ МИНУТОК

Физкультминутка способствует снятию локального утомления. По содержанию физкультминутки различны и предназначаются для конкретного воздействия на ту или иную группу мышц или систему организма в зависимости от самочувствия и ощущения усталости.

Физкультминутка общего воздействия

Вариант 1

1. И. п. — о. с. 1— 2 — встать на носки, руки поднять вверх ладонями наружу, потянуться вверх за руками. 3—4 — опустить руки через стороны вниз и расслабленно скрестить на уровне груди, голову наклонить вперед. Повторить 6 — 8 раз. Темп быстрый.

2. И. п. — стойка ноги на ширине плеч, руки вперед. 1 — выполнить поворот туловища вправо, мах левой рукой вправо, правой — назад за спину. 2 — и. п. 3—4 — то же в другую сторону. Упражнения выполняются размашисто, динамично. Повторить 6—8 раз. Темп быстрый.

3. И. п. — о. с. 1 — согнуть правую ногу вперед и, обхватив голень руками, притянуть ногу к животу. 2 — приставить правую ногу, поднять руки вверх ладонями наружу. 3— 4 — то же другой ногой. Повторить 6 — 8 раз. Темп средний.

Вариант 2

1. И. п. — о. с. 1—3 — выполнить круговое движение руками вперед в лицевой плоскости. 4 — и. п. 5—7 — то же в обратную сторону. 8 — и. п. Повторить 4—6 раз. Темп средний.

2. И. п. — стойка ноги на ширине плеч, правую руку вперед, левую на пояс. 1—3 — выполнить круг правой рукой вниз в боковой плоскости с поворотом туловища вправо. 4 — заканчивая круг, поставить правую руку на пояс, левую вытянуть вперед. То же в другую сторону. Повторить 4—6 раз. Темп средний.

3. И. п. — о. с. 1 — с шагом вправо вытянуть руки в стороны. 2 — выполнить два пружинящих наклона вправо. 3 — поставить руки на пояс. 4 — и. п. 1— 4 — то же влево. Повторить 4 — 6 раз в каждую сторону. Темп средний.

Физкультминутка для улучшения мозгового кровообращения

Наклоны и повороты головы оказывают механическое воздействие на стенки шейных кровеносных сосудов, повышают их эластичность, раздражают вестибулярный аппарат, вызывают расширение кровеносных сосудов головного мозга. Дыхательные упражнения, особенно дыхание через нос, изменяют кровенаполнение сосудов. Все это усиливает мозговое кровообращение, повышает его интенсивность и облегчает умственную деятельность.

Вариант 1

1. И. п. — о. с. 1 — руки поднять за голову, локти развести пошире, голову наклонить назад. 2 — локти свести вперед. 3 — 4 — опустить руки расслабленно вниз, голову наклонить вперед. Повторить 4 — 6 раз. Темп медленный.

2. И. п. — стойка ноги на ширине плеч, руки вниз, кисти в кулаках. 1 — выполнить мах левой рукой вниз-назад, правой вверх-назад. 2 — встречными махами переменить положение рук. Махи заканчивать рывками рук назад. Повторить 6 — 8 раз. Темп средний.

3. И. п. — сидя на стуле. 1—2 плавно отвести голову назад. 3 — 4 — плавно наклонить голову вперед. Плечи не поднимать. Повторить 4 — 6 раз. Темп медленный.

Вариант 2

1. И. п. — стоя или сидя, руки на поясе. 1—2 — выполнить круг правой рукой назад с поворотом туловища и головы вправо. 3 — 4 — то же левой рукой. Повторить 4 — 6 раз. Темп медленный.

2. И. п. — стоя или сидя, руки в стороны ладонями вперед, пальцы разведены. 1 — обхватить себя за плечи руками по возможности крепче. 2 — и. п. Повторить 4 — 6 раз. Темп быстрый.

3. И. п. — сидя на стуле, руки на пояс. 1 — повернуть голову вправо. 2 — и. п. 3 — 4 — то же влево. Повторить 6 — 8 раз. Темп медленный.

Физкультминутка для снятия утомления с плечевого пояса и рук

Динамические упражнения с чередованием напряжения и расслабления отдельных мышечных групп плечевого пояса и рук улучшают кровоснабжение, снижают напряжение.

Вариант 1

1. И. п. — о. с. 1 — поднять плечи. 2 — опустить плечи. Повторить 6 — 8 раз, затем сделать паузу на 2—3 с, расслабить мышцы плечевого пояса. Темп медленный.

2. И. п. — руки согнуты перед грудью. 1— 2 — выполнить два пружинящих рывка назад согнутыми руками. 3— 4 — то же прямыми руками. Повторить 4 — 6 раз. Темп средний.

3. И. п. — стойка ноги на ширине плеч. 1— 4 — выполнить четыре последовательных круга руками назад. 5 — 8 — то же вперед. Руки не напрягать, туловище не поворачивать. Повторить 4 — 6 раз. Закончить расслаблением. Темп средний.

Вариант 2

1. И. п. — о. с., кисти в кулаках. Выполнить встречные махи руками вперед и назад. Повторить 4 — 6 раз. Темп средний.

2. И. п. — о. с. 1— 4 — через стороны поднять руки вверх, одновременно делая ими небольшие воронкообразные движения. 5— 8 — через стороны опустить руки расслабленно вниз и потрясти кистями. Повторить 4 — 6 раз. Темп средний.

3. И. п. — руки тыльной стороной кисти на поясе. 1— 2 — локти свести вперед, голову наклонить вперед. 3 — 4 — локти развести назад, прогнуться. Повторить 6 — 8 раз, затем руки опустить вниз и потрясти расслабленно. Темп медленный.

Физкультминутка для снятия утомления с туловища и ног

Физические упражнения для мышц ног, живота и спины усиливают венозное кровообращение в этих частях тела и способствуют предотвращению застойных явлений крово- и лимфообращения, отечности в нижних конечностях.

Вариант 1

1. И. п. — о. с. 1 — выполнить шаг влево, руки поднять к плечам, прогнуться. 2 — и. п. 3 — 4 — то же в другую сторону. Повторить 6 — 8 раз. Темп медленный.

2. И. п. — стойка ноги на ширине плеч. 1 — выполнить упор присев. 2 — и. п. 3 — сделать наклон вперед, руки вытянуть вперед. 4 — и. п. Повторить 6 — 8 раз. Темп средний.

3. И. п. — стойка ноги на ширине плеч, руки за голову. 1— 3 — выполнить круговые движения тазом в одну сторону. 4 — 6 — то же в другую сторону.
7—8 — руки опустить вниз и расслабленно потрясти кистями. Повторить 4 — 6 раз. Темп средний.

Вариант 2

1. И. п. — о. с. 1 — сделать выпад влево, круговыми движениями развести руки в стороны. 2 — толчком приставить левую ногу, круговыми движениями внутрь опустить руки вниз. 3—4 — то же в другую сторону. Повторить 6—8 раз. Темп средний.

2. И. п. — о. с. 1—2 — выполнить приседание на носках, колени врозь, руки вытянуть вперед. 3 — встать, выполнить мах левой ногой назад, руки поднять вверх. 4 — приставить левую ногу, руки опустить свободно вниз, встряхнуть руками. 5—8 — то же с махом правой ногой назад. Повторить 4—6 раз. Темп средний.

3. И. п. — стойка ноги на ширине плеч. 1— 2 — выполнить наклон вправо, правая рука скользит вдоль ноги вниз, левая, сгибаясь, скользит вдоль тела вверх. 3 — 4 — и. п. 5 — 8 — то же в другую сторону. Повторить 6 — 8 раз. Темп средний.

КОМПЛЕКСЫ УПРАЖНЕНИЙ
ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ПАУЗ

Физкультурная пауза повышает двигательную активность, стимулирует деятельность нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной и мышечной систем, снимает общее утомление, повышает умственную работоспособность.

Вариант 1

Ходьба на месте 20 —30 с. Темп средний.

1. И. п. — о. с. 1 — руки вытянуть вперед ладонями книзу. 2 — руки развести в стороны ладонями кверху. 3 — встать на носки, руки поднять вверх, прогнуться. 4 — и. п. Повторить 4 — 6 раз. Темп медленный.

2. И. п. — ноги немного шире плеч. 1— 3 — выполнить наклон назад,
руки завести за спину. 3 — 4 — и. п. Повторить 6 — 8 раз. Темп средний.

3. И. п. — ноги на ширине плеч. 1 — руки поднять за голову, выполнить поворот туловища вправо. 2 — туловище привести в и. п., 3 — руки развести в стороны, выполнить наклон вперед, отвести голову назад. 4 — и. п. 5 — 8 — то же в другую сторону. Повторить 6 раз. Темп средний.

4. И. п. — руки к плечам. 1 — выполнить выпад вправо, руки развести в стороны. 2 — и. п. 3 — присесть, руки поднять вверх. 4 — и. п. 5 — 8 — то же в другую сторону. Повторить 6 раз. Темп средний.

Вариант 2

Ходьба на месте 20 —30 с. Темп средний.

1. И. п. — о. с., руки за голову. 1— 2 — встать на носки, прогнуться, отвести локти назад. 3 — 4 — опуститься на ступни, слегка наклониться вперед, локти свести вперед. Повторить 6 — 8 раз. Темп медленный.

2. И. п. — о. с. 1 — выполнить шаг вправо, руки развести в стороны. 2 — повернуть кисти ладонями вверх. 3 — приставить левую ногу, поднять руки вверх. 4 — круговыми движениями через стороны опустить руки вниз, свободным махом скрестить руки на уровне груди. 5 — 8 — то же влево. Повторить 6 — 8 раз. Темп средний.

3. И. п. — стойка ноги на ширине плеч, руки в стороны. 1 — выполнить наклон вперед к правой ноге, сделать хлопок в ладони. 2 — и. п. 3 — 4 — то же к левой ноге. Повторить 6 — 8 раз. Темп средний.

4. И. п. — выпад левой ногой вперед, руки в стороны или на поясе. 1—3 — выполнить три пружинистых полуприседа на левой ноге. 4 — переменить положение ног. 5 — 8 — то же. Повторить 4 — 6 раз. Перейти на ходьбу 20 — 25 с. Темп средний.

5. И. п. — стойка ноги на ширине плеч. 1 — с поворотом туловища влево, выполнить наклон назад, руки поднять вверх-назад. 2 — 3 — сохраняя положение туловища в повороте, выполнить пружинистый наклон вперед, руки вытянуть вперед. 4 — и. п. 5 — 8 — то же, но поворот туловища вправо. Повторить по 4 — 6 раз в каждую сторону. Темп медленный.

6. И. п. — придерживаясь левой рукой за опору, согнуть правую ногу, обхватив голень правой рукой. 1 — вставая на левый носок, выполнить мах правой ногой назад, правую руку отвести в сторону назад. 2 — и. п. 3— 4 — то же, но согнуть левую ногу. Повторить 6 — 8 раз. Темп средний.

7. И. п. — о. с. 1 — руки развести через стороны назад ладонями наружу, голову наклонить назад. 2 — опустить руки вниз, голову наклонить вперед. Повторить 6 — 8 раз. Темп медленный.

Приложение 4

ЗАДАНИЯ К КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЕ № 1 ПО РАЗДЕЛАМ 1—2
(для ОС Windows)

Вариант 1

Задание 1 (уровень 1). Установите соответствие между понятиями (из первого столбца таблицы) с их описаниями (из второго столбца таблицы).

Понятие Описание
1. Информатика А. Устройство визуального отображения информации, обрабатываемой компьютером
2. Монитор Б. Набор пунктов, каждый из которых соответствует той или иной команде или действию
3. Операционная система В. Верхняя строка окна в ОС Windows
4. Меню команд Г. Наука об информации, методах и способах ее хранения, обработки, передачи и поиска
5. Строка заголовка Д. Набор программ, управляющих работой компьютера и обеспечивающих взаимодействие между человеком и компьютером

Ответы впишите в таблицу.

         

Задание 2 (уровень 2). Дайте определение понятию:

а) информация — ______________________________________;

б) аппаратное обеспечение компьютера — _________________.

Задание 3 (уровень 3). Запишите известные Вам способы завершения работы прикладной программы.

Задание 4 (уровень 4). Запустите программу клавиатурного тренажера Корректор. Наберите текст, предложенный учителем. Результат покажите учителю (или запишите в тетрадь время набора и количество ошибок).

Задание 5 (уровень 5). Запустите текстовый редактор. Составьте слова из букв слова «информатика» и введите их через пробел в рабочей области текстового редактора. Подсчитайте количество составленных Вами слов и введите это число в рабочей области. Результат покажите учителю.

Вариант 2

Задание 1 (уровень 1). Установите соответствие между клавишами клавиатуры (из первого столбца таблицы) и выполняемыми ими действиями (из второго столбца таблицы).

Клавиша Действие
1. Esc А. Иногда используется для отмены последнего выполненного действия
2. Ц Б. Используется для изменения действия других клавиш
3. В. Удаляет символ, стоящий справа от курсора ввода
4. Ctrl Г. Перемещает курсор ввода влево на одну позицию
5. Delete Д. Вводит русскую букву Ц

Ответы впишите в таблицу.

         

Задание 2 (уровень 2). Дайте определение понятию:

а) компьютер — _______________________________________;

б) программное обеспечение компьютера — _______________.

Задание 3 (уровень 3). Запишите известные Вам способы запуска прикладной программы.

Задание 4 (уровень 4). Запустите программу клавиатурного тренажера Корректор. Наберите текст, предложенный учителем. Результат покажите учителю (или запишите в тетрадь время набора и количество ошибок).

Задание 5 (уровень 5). Запустите прикладную программу текстового редактора. Составьте слова из букв слова «обеспечение» и введите их через пробел в рабочей области текстового редактора. Подсчитайте количество составленных Вами слов и введите это число в рабочей области. Результат покажите учителю.

Замечание1.Задание 5 можно записать в ином виде.

Выполните следующие действия:

1) запустите текстовый редактор;

2) в рабочей области программы введите свои данные: фамилия, имя, № класса,
№ группы;

3) нажмите клавишу Enter;

4) введите слово «информатика» («обеспечение»);

5) из букв слова «информатика» («обеспечение») составьте слова и введите их в рабочей области программы. Буквы слова можно использовать несколько раз (или без повторений). Между словами вставьте пробел. Подсчитайте количество составленных слов;

6) нажмите клавишу Enter;

7) введите текст: «Количество слов:» и число составленных Вами слов;

8) покажите результат учителю (или оставьте результат для проверки учителем).

Замечание2. Задание 5 можно дать другое (с учетом того, что работа с текстом в программе WordPad пока не рассматривалась на уроках).

Запустите прикладную программу WordPad (Пуск → Программы → Стандартные → WordPad). Наберите предложенный текст (в тексте должны быть буквы и символы). Результат покажите учителю.

Приложение 5

Наши рекомендации