Централизированные закупки.
Согласно ст. 26 ФЗ-44, государственные или муниципальные структуры вправе передать свои полномочия по снабжению специализированному уполномоченному органу, в обязанности которого будет входить проведение закупок для нужд казенных учреждений. То есть на муниципальном уровне существует надстройка: уполномоченный орган, который снабжает все государственные и муниципальные учреждения товарно-материальными ценностями. Обязательные требования к снабжению в условиях существования единого центра:
-обоснование закупок каждый заказчик делает самостоятельно;
-планы закупочной деятельности также составляются каждым заказчиком самостоятельно, исходя из собственных нужд;
-договоры по результатам закупочных процедур подписывают заказчики с поставщиками самостоятельно.
Что касается плюсов и минусов централизации закупок, то даже на стадии прочтения закона, а также исходя из особенностей российской правоприменительной действительности, можно спрогнозировать как плюсы, так и очевидные минусы.
Централизация закупок предполагает создание государственного, муниципального органа или казенного учреждения, уполномоченных на определение подрядчиков для реализации потребностей государственных и муниципальных закупок. По сути, это означает, что организацией закупок для государственных и муниципальных нужд должен заниматься один уполномоченный специализированный орган, надстроенный на соответствующем уровне. Кроме того, полномочия на определение подрядчиков, планирование закупок, заключение и исполнение контрактов могут быть возложены на уже существующий федеральный орган исполнительной власти или казенное учреждение.
Важно понимать, что уполномоченный орган или организация имеет право выбирать поставщиков, но при этом не может участвовать в процедуре обоснования закупок, определения максимальной цены контракта и прочих условий, а также не имеет прав на его подписание. Контракты могут быть подписаны исключительно самими заказчиками, для которых были выбраны подрядчики.
Минусы касаются в первую очередь предпринимателя как поставщика на рынке снабжения:
- Для большого количества предпринимателей усложнится доступ к государственному заказу.
-Наличие только крупных заказов на рынке государственных закупок вытеснит небольших производителей из числа поставщиков, а их место займут крупные корпорации.
-Возникнут дополнительные возможности для построения коррупционных схем, поскольку уменьшатся возможности для конкурентной борьбы. Где нет конкуренции, там нет и справедливого рынка – вот подытоживающий минус передачи в центр полномочий по закупочной деятельности.
Плюсы централизации закупок
- экономия бюджетных средств. Сокращение расхода бюджетных средств будет происходить не только благодаря возможности получения существенных скидок при проведении закупки крупной партии той или иной продукции, но и также в процессе утверждения планов закупок и соответствующем выделении денежных средств на их реализацию. Несмотря на то, что формально орган, уполномоченный на проведение закупочных процедур для государственных и муниципальных нужд, не может участвовать в процедуре планирования, он собирает данные по снабжению, которые в свою очередь проверяются органами и ведомствами, контролирующими затраты бюджетных средств.
-повышенный контроль над госзакупками: наличие уполномоченного на процесс управления закупками органа предоставляет возможность контролировать процесс «от и до» со стороны государства, а следовательно, пресекать нарушения нормативных актов и повышать эффективность закупок и отслеживать результаты.