Вспомогательная деятельность

Что такое интернет-маркетинг? Отличный вопрос! Кто-то считает его очередным «мыльным пузырем». Кто-то не видит сильных отличий от «обычного маркетинга». Кто-то намекает, что за маской и-маркетологов прячутся вчерашние веб-мастера, только берут на порядок больше. Что ж, давайте разбираться.

Краткий экскурс для скептиков, руководителей и новичков

Интернет-маркетинг _ деятельность по привлечению и удержанию клиентов посредствам Интернета.

Из этого и будем далее исходить. Согласно определению, все активности интернет-маркетолога условно можно разделить на две основные группы и две вспомогательные.

SMM

вид продвижения бизнеса при помощи формирования положительной репутации о компании на форумах, в блогах, а также прочих социальных медиа

Первый вид деятельности: привлечение новых клиентов

Для этого интернет-маркетинг использует:

· Интернет-рекламу

· PR public relation _ деятельность по формированию имиджа и стимулированию пользователей сети к совершению транзакций с помощью текстов на сторонних ресурсах. За исключением случаев размещения коротких текстовых блоков на рекламных местах. Инструментарий интернет-pr широк. Это и пресс-релизы, и «джинса» (заказные статьи в СМИ), и «наведение мостов» с заинтересованной в вашем продукте или мнении прессой, и активность на форумах, и, наконец, блоггинг.

Блог – инструмент PR №1 в современном Интернете. Это надо уяснить совершенно четко. По двум простым причинам: блоги читают и блогам верят.

На западе аудитория блогосферы (совокупности всех отдельных блогов) уже превысила аудиторию сетевых СМИ. В Рунете – это случится (по моим прогнозам) в 2007г. В общем, блоги – отдельная и важная тема. Пока стоит запомнить следующее: если вас начнут ругать в блогах – отмыться будет очень не просто, если будут хвалить – продажи поползут вверх реактивно и совершенно бесплатно, ну а ваш корпоративный блог будут читать, а не просматривать.

SEO – это так называемая «поисковая оптимизация». Задача SEO – всеми правдами и неправдами привлечь более-менее целевых пользователей с поисковых серверов на ваш ресурс. Основные инструменты SEO: оптимизация под выбранные запросы текстов на вашем сайте и проставление внешних ссылок на сайт с внешних ресурсов. Если все сделано правильно – вы получаете очень дешевый и очень качественный поток посетителей на сайт (траффик).

Второй вид деятельности: удержание клиентов

Для этого интернет-маркетинг использует:

· сайт и контент;

· поддержку пользователей;

· специальные акции.

Здесь следует отметить, что сайт важен не только для удержания старых клиентов, без него практически невозможно и привлечение новых. Поэтому он (впрочем, как и PR) отнесен ко второй группе условно, для удобства.

Вспомогательная деятельность

Это исследования (ЦА и конкурентной среды) и мониторинг (степени удовлетворенности клиентов и эффективности рекламных кампаний).

Все.

По большому счету больше ничем интернет-маркетинг не занимается. Впрочем, перечисленного вполне достаточно, чтобы сделать «веселой» жизнь интернет-маркетолога. Давайте теперь разберемся с каждым пунктом поподробнее.

Интернет-реклама

Реклама – это традиционный инструмент привлечения клиентов. По целям рекламные кампании делятся на имиджевые, продуктовые и торговые.

Задача имиджевой рекламы – сформировать (поддержать или изменить) имидж бренда. Сделать его узнаваемым и сформировать к нему определенное отношение. Это самый дорогой (от 50 тыс. $) вид рекламных кампаний и самый продолжительный по времени (до 2-3 лет).

Задача продуктовой рекламы – побудить потенциально заинтересованного потребителя выбрать данный продукт (в том числе - услугу). Стоимость такой кампании в Интернете – от 20 тыс. $. Продолжительность от месяца и до года.

Торговая рекламная кампания нацелена подтолкнуть уже готового к покупке клиента (пока еще не вашего) совершить сделку именно на вашей площадке. Тут можно успешно стартовать и с 2-3 тыс. $. Срок – произвольный (пока не кончится рекламный бюджет). В среднем – от недели.

По носителям интернет-реклама может быть баннерной или текстовой. Текстовые блоки в последнее время показывают высокую эффективность за счет маскировки под нерекламный контент на сайте.

Отдельно стоит сказать о рекламе на страницах поисковых серверах (контекстной рекламе). Это дешевый и эффективный способ привлечь на сайт качественную аудиторию (т.е. готовую совершить сделку). Единственный минус – контекстную рекламу увидят только те, кто уже набрали целевой поисковый запрос. Тому, кто еще не приступил к активным поискам вы ничего оказать не сможете (т.е. данный вид рекламы не подходит для имиджевых кампаний и не всегда годится для продуктовых).

Сайт и контент сайта

В большинстве случаев все вышеперечисленные активности (реклама, PR, SEO) имеют промежуточной или конечной целью – привлечение пользователей на сайт. Как только пользователь попал на сайт, он принимает решение: уйти или остаться. Если посетитель решает остаться, то наша задача превратить его в клиента. Процесс преобразования посетителя в клиента (покупателя, игрока, читателя и т.д.) называется конверсией.

На конверсию влияют: впечатление, юзабилити (удобство использования) и контент (УТП) сайта.

Задача интернет-маркетолога – организовать создание сайта, отвечающего целям бизнеса и предпочтениям целевой аудитории (ЦА). А также обеспечить (так или иначе) процесс его жизнедеятельности (обновление контента и функциональное развитие).

Поддержка пользователей

Привлекли пользователей на сайт? Отлично! Но им, как и всем нам, требуется забота и поддержка. Она может выражаться по-разному: ответами на вопросы в форуме и по mail, реакцией на комментарий в корпоративном блоге, консультацией по ICQ и т.д. и т.п.

Важно, чтобы посетители вашего сайта (клиенты) почувствовали, что за «той стороной» монитора находится не только бесчувственный сервер с индифферентной ко всему базой данной, но и живая компания (коллектив), которая любит и ценит своих клиентов. И готова всегда выслушать и протянуть руку помощи. Это действительно очень важно.

Именно по этому, в ряде случаев директор по интернет-маркетингу курирует службу поддержки клиентов. Старые истинны, что привлечь нового клиента в разы дороже, чем удержать старого и, что обиженный расскажет десятерым – все также действенны для Интернета. А учитывая связанность пользователей посредствам блогосферы - втройне!

Специальные акции

Задача специальных акций – поддержание интереса к продукту и стимулирование потребления. Это может быть что угодно: от банальных скидок до всевозможных конкурсов и многоходовых программ повышения лояльности! Главное действовать с фантазией, но не отрываться от действительности, т.е. целевой аудитории (иначе клиенты вас не поймут).

Наши рекомендации