Параметры подшипников и условий работы

При анализе работоспособности подшипников используют следующие параметры (рисунок 1).

Размеры подшипника:

Параметры подшипников и условий работы - student2.ru - внутренний диаметр подшипника (вкладышей);

Параметры подшипников и условий работы - student2.ru –диаметр вала;

Параметры подшипников и условий работы - student2.ru – длина подшипника (ширина вкладыша);

Параметры подшипников и условий работы - student2.ru – конструктивный коэффициент ( Параметры подшипников и условий работы - student2.ru ).

Зазор в подшипнике:

Параметры подшипников и условий работы - student2.ru – диаметральный зазор;

Параметры подшипников и условий работы - student2.ru – радиальный зазор ( Параметры подшипников и условий работы - student2.ru );

Параметры подшипников и условий работы - student2.ru – относительный зазор ( Параметры подшипников и условий работы - student2.ru ).

Параметры положения центра вала относительно центра подшипника:

Параметры подшипников и условий работы - student2.ru – эксцентриситет;

Параметры подшипников и условий работы - student2.ru – относительный эксцентриситет ( Параметры подшипников и условий работы - student2.ru );

Параметры подшипников и условий работы - student2.ru – минимальная толщина смазочного слоя;

Параметры подшипников и условий работы - student2.ru – угол смещения оси эксцентриситета о направления нагрузки.

Скоростной режим:

Параметры подшипников и условий работы - student2.ru - частота вращения вала;

Параметры подшипников и условий работы - student2.ru – угловая скорость вала, ( Параметры подшипников и условий работы - student2.ru = Параметры подшипников и условий работы - student2.ru /60).

Нагрузочный режим:

Параметры подшипников и условий работы - student2.ru – нагрузка на подшипник;

Параметры подшипников и условий работы - student2.ru – давление в подшипнике ( Параметры подшипников и условий работы - student2.ru = Параметры подшипников и условий работы - student2.ru / Параметры подшипников и условий работы - student2.ru Параметры подшипников и условий работы - student2.ru ).

Характеристика смазочного материала:

Параметры подшипников и условий работы - student2.ru - динамическая вязкость масла.

Шероховатость поверхностей трущихся деталей:

Параметры подшипников и условий работы - student2.ru - высота неровностей профиля по десяти точкам поверхности вала;

Параметры подшипников и условий работы - student2.ru - высота неровностей профиля по десяти точкам поверхности вкладышей.

Работа подшипника скольжения в условиях граничной и гидродинамической смазки показана на схеме рисунка 1.

Параметры подшипников и условий работы - student2.ru

Рисунок 1 – Схема работы подшипника скольжения в условиях граничной смазки (а) и в условиях гидродинамической смазки (б)

При неработающем двигателе и при запуске (рисунок 1, а), когда угловая скорость вала Параметры подшипников и условий работы - student2.ru равна или близка к нулю, центр Параметры подшипников и условий работы - student2.ru вала лежит на линии действия внешней силы Параметры подшипников и условий работы - student2.ru на подшипник под его центром Параметры подшипников и условий работы - student2.ru , при этом эксцентриситет Параметры подшипников и условий работы - student2.ru равен радиальному зазору в подшипнике Параметры подшипников и условий работы - student2.ru . Это соответствует граничной смазке.

По мере увеличения частоты вращения поверхность вала затягивает масло в сторону вращения, что вызывает всплытие вала на слое масла и смещение центра вала также в сторону вращения. Между трущимися поверх­ностями образуется непрерывный смазочный слой, отделяющий эти поверхности друг от друга (рисунок 1б). Центр вала из точки Параметры подшипников и условий работы - student2.ru смещается в сторону вращения в точку Параметры подшипников и условий работы - student2.ru и между поверхно­стями подшипника и вала возникает клиновый зазор. Смазочный слой, заполняющий этот зазор, называют масляным клином. Когда угловая скорость Параметры подшипников и условий работы - student2.ru примет значение, соответствующее переходу в режим гидродинамической смазки, поверхности полностью будут разделены слоем смазки (рисунок 2).

Расчёт подшипников скольжения, работающих в режиме жид­костного трения, основан на гидродинамической теории смазки. Исходные положения этой теории были сформулированы русским учёным Н. П. Петровым в 1883 году. Дальнейшее развитие гидродина­мическая теория смазки получила в трудах О. Рейнольдса, Н. Е. Жуковского и С. А. Чаплыгина других учёных.

Петров Н.М. установил, что поток движущейся жидкости, взаимодействуя с наклонной пластиной, образует масляный клин и создаёт подъёмную си­лу. В подшипнике, при смещении вала под действием нагрузки на величину эксцентриситета, также образуется изогнутый масляный клин и возникает подъёмная сила, которая при жидкостном трении уравновешивает реакцию опоры, и вал вращается, не касаясь подшипников (рисунок 2). Гидродинамическое давление может развивать­ся только в клиновом зазоре (эпюра на рисунке 1).

Параметры подшипников и условий работы - student2.ru

Рисунок 2 – Масляный слой при установившемся режиме работы подшипника в режиме гидродинамической смазки

В положении вала по схеме рисунка 1б минимальные и максимальные величины радиального зазора расположены на прямой, проходящей через центры вала и вкладыша. Эта линия называется линией центров. Минимальная толщина масляного слоя Параметры подшипников и условий работы - student2.ru находится на линии центров Параметры подшипников и условий работы - student2.ru .Толщина масляного слоя зависит от большого числа факторов (нагрузки, угловой скорости, вязкости масла и других).

Наши рекомендации