Как правильно использовать вопросники
Потратив время на создание хорошего вопросника, стоит подумать над тем, как вы будете его проверять, а также решить, как лучше всего им пользоваться.
1. Создавая вопросник, посоветуйтесь с другом. Всегда сначала испытайте вопросник. Для этого потребуется дополнительное время и, возможно, корректировка других планов, но дело того стоит. Вы можете просто попросить коллегу или соседа проверить, понятны ли вопросы. Однако если ваша аудитория велика, а вопросник очень важен, дайте его заполнить на пробу 10-50 человекам. Обычно это приводит к тому, что вы вносите в вопросник ценные исправления или делаете существенные замены.
2. Раздать в самом конце занятий и собрать сразу же после заполнения? Преимущество этого метода - вы очень быстро получаете обратную связь от участников, а недостаток - обратная связь может быть эмоционально окрашенной.
3. Раздайте вопросник в запечатанном подписанном конверте. Если вы даете участникам, скажем, неделю на раздумья, марка на конверте окажет психологическое воздействие: невозвращенный вопросник превратится в письмо, которое оставили без ответа.
4. Устройте лотерею! Пронумеруйте вопросники и скажите участникам, что тот, кто пришлет вопросник к указанному сроку, выиграет приз. Призом может быть важная учебная посылка, или книга, или что-нибудь более необычное.
5. Попробуйте использовать сначала очень короткий экспресс-вопросник, а спустя неделю - более пространный. Второй вопросник может включать вопросы о том, изменились ли первые впечатления участников, и если да, то каким образом.
6. Глобальный или выборочный? Как лучше - послать вопросник избранной группе клиентов или разослать его более широкому кругу? Конечно, это может зависеть от темы. Будет ли вопросник адресован конкретной группе людей или он рассчитан на широкое распространение? Если второе, то обеспечьте наличие контактного лица, берущего на себя ответственность за распространение вопросников, с которым можно будет поддерживать связь. Не забудьте о том, чтобы предоставить людям разумное время для ответа.
7. Как его надо анализировать? Это напрямую зависит от размера вопросника, а также ваших технических и финансовых возможностей. Способы анализа: вручную или с помощью специального трафарета в том случае, если ответ дан в виде отметки, сделанной ручкой или карандашом в указанной графе. А если у вас хорошие отношения с компьютером, то он может сделать это за вас.
8. Помните о синдроме -«выставки собак». Некоторые участники, испытывающие к вам добрые чувства, могут специально дать именно те ответы, которые, как они думают, вы хотели бы увидеть. Обращайте побольше внимания на критические отзывы. Затем расслабьтесь и насладитесь позитивными отзывами!
9. В некоторых случаях стоит подумать о необычных способах распространения вопросников. Это зависит от количества опрашиваемых, выделенного времени, денег, персонала и оборудования, имеющегося в вашем распоряжении. Вместо того чтобы раздавать вопросники в конце тренинга или рассылать их по почте, попробуйте послать их по электронной почте или через Интернет. Вопросники можно оставить в библиотеке, у местного врача (с его разрешения) или поместить в профессиональном журнале, местной газете и т. д.
10. Что делать дальше? Мы снова возвращаемся к началу! В чем была цель вопросника? Поможет ли вам собранная информация, когда вы будете планировать следующий тренинг или семинар? Подскажет ли она вам, какие темы выбрать? Сможете ли вы более точно определить «своих» клиентов, или будете расширять рынок? Будете ли вы публиковать результаты своего исследования или они - профессиональная тайна?
48. Что делать после окончания тренинга?
Обычные чувства после окончания тренинга - усталость и огромное облегчение (по крайней мере для нас!). Но после отдыха мы задаем себе вопрос: а что дальше?
1. Сначала поразмыслите над итогами тренинга. Личный профессиональный дневник - очень полезный инструмент. Он может выглядеть как записная книжка, которую вы храните в одном из отделений вашей сумки, или как аудиокассета, на которую вы наговариваете свои соображения. Ценность этого метода - не в способе анализа итогов, а во времени, которое вы на него потратили. Постарайтесь выделить на это время, когда составляете план тренинга.
2. Договоритесь с желающими и в дальнейшем участвовать в ваших тренингах. Спросите участников, можно ли с ними связаться в случае необходимости, и если да, то как. Если они полны энтузиазма и чувствуют, что тренинг принес им пользу, они могут попросить вас организовать дополнительные занятия, может быть, через месяц или даже через шесть. Постарайтесь сразу назначить дату и место - вы всегда сможете подтвердить или уточнить информацию позднее.
3. Продумайте содержание дополнительных занятий. Очень важно тщательно продумать, чем будут заниматься участники дополнительных занятий. Как можно скорее сообщите им дату, время и место проведения занятия. Затем за одну-две недели до встречи пошлите участникам текст с описанием приблизительного содержания занятий и постарайтесь максимально вовлечь их в его доработку.
4. Выясните степень заинтересованности участников. Чем больше изначальная заинтересованность участников в дополнительных занятиях, тем сильнее они в дальнейшем ощутят собственную причастность к происходящему. Например, вы можете попросить их провести выступления на тему «Чего я достиг с нашей последней встречи». Сообщите им, каким бы вы хотели видеть выступление по продолжительности и по форме. Если вы заметите, что перспектива выступления смущает участников, этой проблеме можно будет посвятить следующий тренинг!
5. Посоветуйте участникам группы поддерживать отношения и устраивать дружеские встречи. В первую очередь это касается тех, кто работает в одной компании или живет в одном и том же месте. Хорошо обдумайте цель таких групп и форму их деятельности. Понадобятся ли группам какие-либо правила - например, должна ли быть оговорена частота встреч?
6. Мыслите технологично! Многие организации уже сегодня связаны между собой электронной почтой или обдумывают эту возможность. Это действительно очень простой и быстрый способ поддерживать контакты с людьми из разных мест. Сеть может быть устроена таким образом, что одно сообщение автоматически отправляется каждому члену группы, причем у них есть возможность отвечать или задавать вопросы в любое время.
7. Обдумайте возможность видеоконференции. Практически с каждой минутой стоимость видеоконференций становится все ниже и ниже. Все, что нам надо: компьютер, модем, специальное программное обеспечение и камеры. В настоящее время, когда пишется эта книга, компьютер и подключение к Интернету обойдутся вам примерно в 2000 фунтов.
8. Обдумайте возможность подготовить листок новостей. Если вы сможете выпускать его быстро и дешево, это будет отличный способ поддерживать контакт с вашей группой. При наличии хороших издательских программ листок новостей можно выпускать очень быстро. Спланируйте расходы: кто будет оплачивать бумагу, печать и распространение? Стоимость может быть небольшой, особенно если листок новостей будет напечатан в формате А4.
9. Не забудьте аудиокассеты. Сделать аудиозапись - это недорого, быстро и просто. Этот способ ознакомиться с новостями может показаться участникам привлекательным -например, когда человек ведет машину или сам является пассажиром. Преимущество аудиокассеты - участник слышит живой голос. Кроме того, кассеты можно использовать несколько раз.
10. Предложите участникам получить сертификат. Если участники вашего тренинга смогут получить аккредитацию, тем лучше. Можете ли вы получить аккредитацию в качестве эксперта-консультанта, имеющего право выдавать сертификаты? За информацией и рабочими деталями обращайтесь в местные организации, которые занимаются подобными вопросами. Свяжитесь с местными колледжами или университетами.