Классификация по типу хранимой информации
БД:
1. Документальные
2. Фактографические
3. Лексикографические (различные словари)
В док-ых БД хранится слабоструктурированная информация, т.е. док свободных форматов, тексты на естественном языке.
ЕДИНИЦА ИНФОРМАЦИИ – это текстовый документ, ответ на запрос – либо сам док, либо ссылки на него.
Различаются:
а) полнотекстовые БД (хранится весь док)
б) реферативные БД ( хранится краткое описание док: аннотации и реферат)
в) библиографическая БД (хранится ссылку на документ)
фактографические БД хранят четко структурированную, согласно некоторой модели, инф в виде фактов, ответ на запрос – либо найденный факт, либо ответ, что инф отсутствует.
Они подразделяются по модели данных:
1. Реляционные (данные структурированы в виде двухмерных реляционных таблиц)
2. Иерархические
3. Сетевые
4. Объективно-ориентированные
14.11.13г
Иерархическая модель предполагает такую организацию данных, при которой связи между объектами описываются в виде дерева.
Факультет---кафедра----преподаватель, дисциплина
Причем доступ к объектам нижележащих уровней возможен только через последовательные движения вниз, начиная от корня дерева, в данном случае от объекта «факультет».
Это связано с тем, что при порождении конкретного подчиненного объекта (например, при появлении новой кафедры), в базе сразу фиксируется не только его данные, но и в объекте-родителе (записи соответствующего факультета) фиксируется ссылка (адрес) на его местонахождение. Объект может иметь только одного объекта родителя.
Сетевая модель предполагает такую организацию данных при которой связи между объектами представлена в виде графа, в котором помимо вертикальных иерархических связей есть и горизонтальные.И каждый порожденный объект может иметь более одного объекта родителя. Связи реализуются так же как в иерархической модели в виде ссылок.
Факультет---Кафедра—
--Лаборатория
Преподаватель дисциплина оборудование сотрудник
В реляционной модели, в отличие от сетевой и иерархической, связи между конкретными объектами в виде указателей не фиксируется. Они задаются неявным образом. Одна и та же предметная область может быть представлена разными моделями.
Пар 10. Жизненный цикл базы данных (ЖЦБ)
ЖЦБ – это процесс создания и использования БД, начиная с момента возникновения необходимости в данной бди заканчивается моментом отказа всех пользователей от ее использования.
Включает в себя:
1. Предварительное планирование
2. Проверка осуществимости
3. Системный анализ предметной области определение требований
4. Концептуальное моделирование БД
5. Реализация
6. Оценка и совершенствование БД
Этап 1. Предварительное планирование.
Работы:
1) В общем виде формируется цель создания БД
2) Производится предварительное изучение предметной области
3) Выявляются основные параметры предприятия, подразделения
4) Выясняются условия, в которых будет функционировать БД
5) Оговариваются стоимостные и временные ограничения на процесс создания БД
6) Изучается существующая информационная система предприятия, подразделения.
Этап 2. Проверка осуществимости
Подготовка отчета по вопросам:
1) Технологическая осуществимость: если ли технологии, необходимые для реализации запланированной БД
2) Операционная осуществимость: располагает ли фирма нужными средствами, экспертами и персоналом?
3) Экономическая целесообразность: можно ли определить издержка и выгоду? Окупится ли запланированная система?
Этап 3. Системный анализ предметной области и определение требований
Работы:
1) Конкретизация целей создания БД.
2) Сбор и анализ материалов обследования ПО.
При обследовании выясняют:
ü Структуру автоматизируемого объекта (состав и взаимосвязи подразделений),
ü Функции и хозяйственные процессы подразделений, в итоге – комплексы задач, состав входной и выходной информации, обычно в вид документов
ü Документооборот
3) Выяснение информационных потребностей сотрудников отделов и их руководителей
4) Выяснение требований к оборудованию и ПО.
К началу работ по обследованию Заказчик (организации) предоставляет набор необходимых документов.
Методы исследования ПО, позволяющие выявить и сформулировать требования к БД:
1. Изучение первичной и вторичной документации, ручных записей сотрудников
2. Опросы и анкетирование сотрудников
3. Наблюдение за действиями сотрудников
4. Анализ существующих файлов и БД
5. Изучение действующих в организации формальных интерфейсов для стандартизованного внешнего представления данных с целью упрощения меж организационного обмена данными.
Результаты работ этапов 1-3 оформляются в виде документов:
1. Технико-экономическая обоснование (ТЭО)
2. Техническое задание (ТЗ)
В ТЭО сформулировано:
v Что получит заказчик, если согласится финансировать проект:
v Описание выполняемых системой функций
v Возможности развития системы
v Требования к программным и информационным ресурсам, требования к СУБД
v Обслуживающий персонал и пользователи системы
v ….
v Когда он получит готовый продукт (график выполнения работ)
v Ограничения, риски, критические факторы, которые могут повлиять на успешность проекта
v Что не будет реализовано, в рамках проекта
v Сколько это будет стоить ( для крупных проектов должен быть составлен график финансирования на разных этапах работ)
v Ожидание обобщение показатели экономической эффективности ИС.
В ТЗ указывается:
1. Описание назначения системы: какая деятельность автоматизируется, и на каких объектах.
2. Цель создания БД: требуемые значения показателей деятельности объекта автоматизации, которые должны быть достигнуты в результате внедрения БД
3. Характеристика объекта автоматизации.
4. Требования к системе в целом:
1) Требования к системе в целом (перечень подсистем, требования к персоналу, надежности, безопасности, эксплуатации, восстановлению при отказах…)
2) Требования к функциям (задачам), выполняемым системой (задачи группируются по подсистемам, указываются требования к качеству реализации, формы выходной информации-виды документов,…)
3) Требования к технологическому, организационному и др. обеспечениям.
4) Порядок контроля и приемки системы
5) Требования к документированию.
ТЗ отвечает
28.11.13г
ЖЦБ – это процесс создания и использования БД, начиная с момента возникновения необходимостив данной БД, и заканчивается моментом отказавсех пользователей от ее использования.
Включает в себя:
Этап 4. Концептуальное (семантическое) моделирование
-представление предметной области в виде схем, понятных как специалистам предметной области, там и программистам.
Ее назначение: обеспечить взаимопонимание заказчика и разработчика БД.
§ В км объединены все требования пользователей.
§ Км основывается на результатах предметной области и использует словесное описание
§ Чтобы создать км не нужно быть программистом, нужно быть человеком компетентным в предметной области.
§ На этом этапе не заботятся о том, как и каким образом, будет организована база и приложения ее обслуживающие.
§ Км не является обязательным этапом
§ Применяется при использовании автоматизированных систем проектирования (CASE- систем), которые позволяют на основе схем автоматически создать реляционную БД в необходимой СУБД и даже экранные формы.
5. этап. Реализация
1. создание. Технического проекта – документа, отвечающий на вопрос: КАК ДОЛЖНА ФУНКЦИОНИРОВАТЬ СИСТЕМА?
В нем содержатся:
a) Постановка всех задач: алгоритмы их решения, входная и выходная информация, входные и выходные документы (отчеты), экранные формы и др.
b) Схема БД
c) Характеристика архитектуры ИС (информационной системы)
- какая архитектура: «файл-сервер» или «клиент-сервер»
- будет ли БД централизованной или распределенной. Если БД будет распределенной, и какие механизмы поддержки согласованности и актуальности данных будут использоваться
- будут ли все серверные СУБД продуктами одного и того же производителя. Если не будут, то какое ПО будет использовано для обмена данными между СУБД разных производителей (уже существующие или разработанное специально как часть проекта);
2. Выбор и приобретение СУБД
3. Создание в среде СУБД реляционных таблиц и схемы.
4. Заполнение БД тестовым набором
5. Создание приложения для пользователей (запросов, экранных форм, отчетов,…)
6. Автономное тестирование отдельных задач и комплексное тестирование приложения в целом
7. Приемо-сдаточное испытание
8. Обучение пользователей
Результат этапа реализации:
§ Технический проект
§ БД
§ Приложения
§ Инструкции пользователями
Замечание: при создании ИС взаимоотношения между заказчиком и исполнителем.
Состав и содержание необходимых при этом документов (ТЭО, ТЗ, технических проект,…)
Регламентируется государственными стандартами (ГОСТами)