Классификация по типу хранимой информации

БД:

1. Документальные

2. Фактографические

3. Лексикографические (различные словари)

В док-ых БД хранится слабоструктурированная информация, т.е. док свободных форматов, тексты на естественном языке.

ЕДИНИЦА ИНФОРМАЦИИ – это текстовый документ, ответ на запрос – либо сам док, либо ссылки на него.

Различаются:

а) полнотекстовые БД (хранится весь док)

б) реферативные БД ( хранится краткое описание док: аннотации и реферат)

в) библиографическая БД (хранится ссылку на документ)

фактографические БД хранят четко структурированную, согласно некоторой модели, инф в виде фактов, ответ на запрос – либо найденный факт, либо ответ, что инф отсутствует.

Они подразделяются по модели данных:

1. Реляционные (данные структурированы в виде двухмерных реляционных таблиц)

2. Иерархические

3. Сетевые

4. Объективно-ориентированные

14.11.13г

Иерархическая модель предполагает такую организацию данных, при которой связи между объектами описываются в виде дерева.

Факультет---кафедра----преподаватель, дисциплина

Причем доступ к объектам нижележащих уровней возможен только через последовательные движения вниз, начиная от корня дерева, в данном случае от объекта «факультет».

Это связано с тем, что при порождении конкретного подчиненного объекта (например, при появлении новой кафедры), в базе сразу фиксируется не только его данные, но и в объекте-родителе (записи соответствующего факультета) фиксируется ссылка (адрес) на его местонахождение. Объект может иметь только одного объекта родителя.

Сетевая модель предполагает такую организацию данных при которой связи между объектами представлена в виде графа, в котором помимо вертикальных иерархических связей есть и горизонтальные.И каждый порожденный объект может иметь более одного объекта родителя. Связи реализуются так же как в иерархической модели в виде ссылок.

Факультет---Кафедра—

--Лаборатория

Преподаватель дисциплина оборудование сотрудник

В реляционной модели, в отличие от сетевой и иерархической, связи между конкретными объектами в виде указателей не фиксируется. Они задаются неявным образом. Одна и та же предметная область может быть представлена разными моделями.

Пар 10. Жизненный цикл базы данных (ЖЦБ)

ЖЦБ – это процесс создания и использования БД, начиная с момента возникновения необходимости в данной бди заканчивается моментом отказа всех пользователей от ее использования.

Включает в себя:

1. Предварительное планирование

2. Проверка осуществимости

3. Системный анализ предметной области определение требований

4. Концептуальное моделирование БД

5. Реализация

6. Оценка и совершенствование БД

Этап 1. Предварительное планирование.

Работы:

1) В общем виде формируется цель создания БД

2) Производится предварительное изучение предметной области

3) Выявляются основные параметры предприятия, подразделения

4) Выясняются условия, в которых будет функционировать БД

5) Оговариваются стоимостные и временные ограничения на процесс создания БД

6) Изучается существующая информационная система предприятия, подразделения.

Этап 2. Проверка осуществимости

Подготовка отчета по вопросам:

1) Технологическая осуществимость: если ли технологии, необходимые для реализации запланированной БД

2) Операционная осуществимость: располагает ли фирма нужными средствами, экспертами и персоналом?

3) Экономическая целесообразность: можно ли определить издержка и выгоду? Окупится ли запланированная система?

Этап 3. Системный анализ предметной области и определение требований

Работы:

1) Конкретизация целей создания БД.

2) Сбор и анализ материалов обследования ПО.

При обследовании выясняют:

ü Структуру автоматизируемого объекта (состав и взаимосвязи подразделений),

ü Функции и хозяйственные процессы подразделений, в итоге – комплексы задач, состав входной и выходной информации, обычно в вид документов

ü Документооборот

3) Выяснение информационных потребностей сотрудников отделов и их руководителей

4) Выяснение требований к оборудованию и ПО.

К началу работ по обследованию Заказчик (организации) предоставляет набор необходимых документов.

Методы исследования ПО, позволяющие выявить и сформулировать требования к БД:

1. Изучение первичной и вторичной документации, ручных записей сотрудников

2. Опросы и анкетирование сотрудников

3. Наблюдение за действиями сотрудников

4. Анализ существующих файлов и БД

5. Изучение действующих в организации формальных интерфейсов для стандартизованного внешнего представления данных с целью упрощения меж организационного обмена данными.

Результаты работ этапов 1-3 оформляются в виде документов:

1. Технико-экономическая обоснование (ТЭО)

2. Техническое задание (ТЗ)

В ТЭО сформулировано:

v Что получит заказчик, если согласится финансировать проект:

v Описание выполняемых системой функций

v Возможности развития системы

v Требования к программным и информационным ресурсам, требования к СУБД

v Обслуживающий персонал и пользователи системы

v ….

v Когда он получит готовый продукт (график выполнения работ)

v Ограничения, риски, критические факторы, которые могут повлиять на успешность проекта

v Что не будет реализовано, в рамках проекта

v Сколько это будет стоить ( для крупных проектов должен быть составлен график финансирования на разных этапах работ)

v Ожидание обобщение показатели экономической эффективности ИС.

В ТЗ указывается:

1. Описание назначения системы: какая деятельность автоматизируется, и на каких объектах.

2. Цель создания БД: требуемые значения показателей деятельности объекта автоматизации, которые должны быть достигнуты в результате внедрения БД

3. Характеристика объекта автоматизации.

4. Требования к системе в целом:

1) Требования к системе в целом (перечень подсистем, требования к персоналу, надежности, безопасности, эксплуатации, восстановлению при отказах…)

2) Требования к функциям (задачам), выполняемым системой (задачи группируются по подсистемам, указываются требования к качеству реализации, формы выходной информации-виды документов,…)

3) Требования к технологическому, организационному и др. обеспечениям.

4) Порядок контроля и приемки системы

5) Требования к документированию.

ТЗ отвечает

28.11.13г

ЖЦБ – это процесс создания и использования БД, начиная с момента возникновения необходимостив данной БД, и заканчивается моментом отказавсех пользователей от ее использования.

Включает в себя:

Этап 4. Концептуальное (семантическое) моделирование

-представление предметной области в виде схем, понятных как специалистам предметной области, там и программистам.

Ее назначение: обеспечить взаимопонимание заказчика и разработчика БД.

§ В км объединены все требования пользователей.

§ Км основывается на результатах предметной области и использует словесное описание

§ Чтобы создать км не нужно быть программистом, нужно быть человеком компетентным в предметной области.

§ На этом этапе не заботятся о том, как и каким образом, будет организована база и приложения ее обслуживающие.

§ Км не является обязательным этапом

§ Применяется при использовании автоматизированных систем проектирования (CASE- систем), которые позволяют на основе схем автоматически создать реляционную БД в необходимой СУБД и даже экранные формы.

5. этап. Реализация

1. создание. Технического проекта – документа, отвечающий на вопрос: КАК ДОЛЖНА ФУНКЦИОНИРОВАТЬ СИСТЕМА?

В нем содержатся:

a) Постановка всех задач: алгоритмы их решения, входная и выходная информация, входные и выходные документы (отчеты), экранные формы и др.

b) Схема БД

c) Характеристика архитектуры ИС (информационной системы)

- какая архитектура: «файл-сервер» или «клиент-сервер»

- будет ли БД централизованной или распределенной. Если БД будет распределенной, и какие механизмы поддержки согласованности и актуальности данных будут использоваться

- будут ли все серверные СУБД продуктами одного и того же производителя. Если не будут, то какое ПО будет использовано для обмена данными между СУБД разных производителей (уже существующие или разработанное специально как часть проекта);

2. Выбор и приобретение СУБД

3. Создание в среде СУБД реляционных таблиц и схемы.

4. Заполнение БД тестовым набором

5. Создание приложения для пользователей (запросов, экранных форм, отчетов,…)

6. Автономное тестирование отдельных задач и комплексное тестирование приложения в целом

7. Приемо-сдаточное испытание

8. Обучение пользователей

Результат этапа реализации:

§ Технический проект

§ БД

§ Приложения

§ Инструкции пользователями

Замечание: при создании ИС взаимоотношения между заказчиком и исполнителем.

Состав и содержание необходимых при этом документов (ТЭО, ТЗ, технических проект,…)

Регламентируется государственными стандартами (ГОСТами)

Наши рекомендации