Любителей, помещающих рядом со своим творчеством, для солидности, несколько
Любимых стихотворений Пушкина, Бродского и Пригова. Это было естественно и
Неизбежно, пока литераторы-профессионалы присутствовали в Сети исключительно
Заочно. Перелом произошел в 1997 году, когда сетевой литературный конкурс
“ТЕНЕТА” (http://www.teneta.ru/), проводившийся уже в четвертый раз,
Сформировал наряду с прежним своим жюри, состоявшим из держателей наиболее
Известных в Сети литературных страниц, жюри профессионалов, куда вошли, в
частности, Борис Стругацкий, Александр Кушнер, Виктор Кривулин... Таким
Образом, Интернет дал многим начинающим авторам возможность показать свои
работы авторитетным экспертам. В завершающихся ныне “ТЕНЕТАХ” 1998—1999 гг.
жюри профессионалов стало более специализированным: детские стихи читают
Одни эксперты, а критические статьи — другие. В то же время Александр
Житинский, приведший в “ТЕНЕТА-97” профессионалов, сформировал из
Приглянувшихся ему конкурсантов уникальное виртуальное Литературное
объединение имени Стерна (http://www.art-lito.spb.ru/), в котором под его
Руководством обмениваются мнениями, обсуждая произведения друг друга, авторы
со всех концов света. Ну и самое, быть может, главное: редакторы и издатели
Постепенно отправляются в Интернет в поисках новых интересных авторов. Из
Интернета взят ряд текстов в недавних выпусках “Митиного журнала”, вестника
молодой литературы “Вавилон”, журнала поэзии “Арион”. Строго говоря, это уже
Не встреча профессионалов с любителями — это инициация (обычно молодого)
Автора в качестве профессионала (поскольку профессионал — не тот, кто деньги
Зарабатывает, и не тот, у кого членский билет писательского союза, а тот,
Чье письмо оказывается органичной и в то же время неповторимой частью
Актуального литературного контекста). И есть основания полагать, что в самом
Близком будущем именно Интернет станет основным медиатором для
Рекрутирования новых молодых талантов, поскольку творчески и интеллектуально
Активная молодежь сегодня в значительной мере концентрируется так или иначе
Вокруг компьютера.
4. Что изменилось в Сети с приходом профессионалов?
Стало больше концептуально и дискурсивно внятных проектов. Сайт
Литератора-профессионала может быть даже подчеркнуто камерным, приватным —
как, скажем, страница поэта Александра Левина (http://levin.rinet.ru/), — но
в его содержании непременно присутствует некая внутрилитературная логика:
Скажем, представленные у Левина Всеволод Некрасов, Андрей Сергеев и Михаил
Сухотин — не просто друзья держателя страницы, а опорные фигуры некоторого
Фрагмента литературного пространства. Очень характерно различие между сайтом
“Остракон” Александра Бараша (http://members.tripod.com/~barashw/),
Представляющим русскую литературу Израиля под определенным углом зрения
(коротко говоря — как израильскую литературу на русском языке), и
Несколькими безыдейными русско-американскими сайтами, публикующими собранные
С бору по сосенке тексты оказавшихся через океан от родины авторов. Особенно
Любопытно, как всегда, то, что делает на своей странице Вячеслав Курицын
(http://www.guelman.ru/slava/): нарочито неряшливый стиль его обзоров,
Поразительный эклектизм потихоньку собираемой им антологии, где соседствуют
Солженицын, Маринина и восходящая звезда поставангарда 22-летний Данила
Давыдов, — все это внешне очень похоже на наивные контексты, порождаемые
Некоторыми сетевыми аборигенами, не обинуясь помещающими рядом Пушкина и
Пупкина и комментирующими сочинения обоих тоном героев известного
Мультсериала MTV Бивиса и Батхеда. Но то, что у других — проявление
Интеллектуальной девственности или культурной невменяемости, у Курицына —
плод многоуровневой рефлексии: его антология — для тех, кто априори понимает