Совместные конкурсы и аукционы.

ОТКРЫТЫЙ КОНКУРС.

Открытый конкурс. Его характерной особенностью является то, что информация о закупке сообщается неограниченному кругу потенциальных поставщиков либо исполнителей, причем ко всем участникам применяются одинаковые критерии отбора. Данные о конкурсе размещаются в единой системе за 20 дней до даты вскрытия конвертов с заявками.

Конкурс с ограниченным участием. Этот конкурс проводится среди неограниченного числа участников, к которым применяются единые и одинаковые критерии, однако перед непосредственным участием в конкурсе участники должны пройти квалификационный отбор.

Двухэтапный конкурс. На первом этапе вся информация о конкурсе размещается в свободном доступе, чтобы желающие могли принять в нем участие, однако затем к победителям выдвигают дополнительные требования. И участник, который предоставил наилучшие условия на втором этапе, объявляется победителем.

ЗАКРЫТЫЙ КОНКУРС.

Закрытый конкурс – информация о нем не размещается в открытом доступе в интернете либо в средствах массовой информации. На конкурсах такого типа предметом являются объекты, представляющие собой государственную тайну. Выигрывает закрытый аукцион участник, предложивший самую низкую цену за свою продукцию.

Закрытый конкурс с ограниченным участием. Этот тип конкурса предусматривает ознакомление с его условиями лишь круга лиц, которые занимаются выпуском конкретной продукции. Выигрывает право на осуществление поставок либо проведение работ тот участник, который вначале прошел квалификационный отбор, а затем предложил лучшие условия.

Закрытый двухэтапный конкурс предусматривает отбор участников в два этапа. Сначала информация о предмете закупки отправляется ограниченному кругу лиц, которые могут выполнить условия контракта, затем по результатам второго тура определяется победитель, представивший лучшее предложение.

АУКЦИОНЫ

Открытый аукцион позволяет реализовать госзаказ посредством подачи заявки через Интернет. Контракт на госзаказ, предусматривающий предоставление товаров, работ или услуг, называется лотом. Основным критерием определения победителя любого аукциона является цена. Поэтому победителем аукциона признается лицо, предложившее наиболее низкую цену государственного или муниципального контракта.

Ставки на аукционе могут быть дискретными (с определенным шагом)и непрерывными. Аукцион может состоять из нескольких раундов, на каждом из которых участники имеют возможность делать новую ставку. Если по завершению раунда новые ставки не сделаны, аукцион завершается.

Для подтверждения серьезности намерений участников аукциона, обычно с них берется невозвратный денежный взнос, залог или иное обеспечение заявок.

Электронный аукцион. Открытый аукцион в электронной форме (ОАЭФ) - это аукцион в электронной форме на сайте электронных торговых площадках, аккредитованных Министерством экономического развития РФ. Его порядок регулируется главой 3.1. Федерального закона № 94-ФЗ и постановлениями правительства.

Помимо экономии бюджетных средств и снижения риска коррупции, ОАЭФ обеспечивают широкий доступ к государственному заказу для мелких и средних предприятий, расширяя рынки сбыта для производимых ими товаров и оказываемых услуг. В числе преимуществ электронных аукционов, по сравнению с обычными аукционами и конкурсами, можно назвать следующие:

-Короткие сроки проведения;

-Экономия бюджетных средств на организации и проведении торгов;

-Прозрачность и открытость процесса закупок;

-Честная конкуренция, исключающая неценовые методы ведения борьбы;

-Равные права всех поставщиков товаров, работ и услуг;

-Участие в торгах возможно из любой точки мира, не выходя из своего офиса;

-Высокий уровень безопасности и защиты, применение средств электронной цифровой подписи;

-Доступность для представителей среднего и малого бизнеса, которые раньше не могли войти область государственных закупок.

Закрытый аукцион. Извещение о проведении закрытого аукциона, документация об аукционе, изменения, внесенные в нее, а также разъяснения документации об аукционе не подлежат опубликованию в средствах массовой информации и размещению в Интернете. Заказчик, уполномоченный орган не позднее чем за двадцать дней до окончания срока подачи заявок на участие в аукционе направляют в письменной форме приглашения принять участие в закрытом аукционе лицам, которые удовлетворяют требованиям закона, имеют доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, и способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом аукциона.

Закрытые аукционы чаще всего используются для снижения рисков заказчика, в первую очередь связанных с возможным сговором участников. Однако если в закрытых конкурсах правила точно такие же, как и в открытых, но к участию допускается ограниченный круг поставщиков, то в закрытых аукционах таких ограничений нет. Отличие закрытых аукционов состоит лишь в том, что аукционеры не знают заявок других участников, так как они подаются в запечатанных конвертах, тогда как в открытых аукционах каждая заявка становится известной всем участникам.

Однако покупать на аукционе можно только отдельные категории товаров или работ, услуг. Их перечень утвержден Правительством РФ, и он достаточно объемный.

К аукциону предъявляются такие критерии:

-точное, четкое и подробное описание объекта закупки;

-выбор победителя должен быть основан только на количественной и денежной оценке.

ЗАПРОС КОТИРОВОК.

Запрос котировок - это способ размещения заказа, при котором информация о потребностях в товарах, работах, услугах для государственных или муниципальных нужд сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения на официальном сайте извещения о проведении запроса котировок. Порядок проведения запроса котировок регламентируется главой 4 федерального закона № 94-ФЗ от 21 июля 2005 года.

Этот способ обычно используется в тех случаях, когда речь идет о серийной, стандартной продукции, например, о компьютерах, канцелярских товарах, горюче-смазочные материалах, некоторых видах строительных работ, аренде помещений и т. д. Победителем признается участник, предложивший самую низкую цену контракта.

Способ запроса котировок - самый простой и быстрый из конкурентных процедур. В этом случае не нужно разрабатывать конкурсную документацию и критерии оценки заявок, а поскольку чаще всего закупается серийная продукция, оценка котировочных заявок, с учетом всех согласований, происходит примерно за 1-7 дней.

Однако стоит учесть, что запрос котировок можно проводить лишь в том случае, если стоимость контракта не превышает 500 тысяч рублей. Кроме этого, есть еще одно ограничение для заказчика по данному виду торгов – годовой объем закупок, осуществляемый подобным способом, не может превышать 10% от всего годового объема закупок заказчика и при этом не может быть больше, чем 100 млн рублей в год.

Недостатком способа запроса котировок является возможность заинтересованных лиц влиять на исход закупки, т.к. все предложенные цены известны организаторам до окончания срока приема заявок.

ЗАПРОС ПРЕДЛОЖЕНИЙ.

Победителем такого конкурса становится участник, предложивший заказчику товар или услугу, которая оптимально соответствует параметрам запроса.

Проводить выбор поставщика методом запроса предложений можно только в следующих случаях:

-для обеспечения спортивных команд инвентарем, экипировкой, оборудованием;

-для лечения россиян за границей;

- для обеспечения лекарственными препаратами;

-для закупок предметов народного промысла;

-при заключении контрактов для защиты интересов граждан или государства в иностранных судебных органах.

Дисциплина: «Государственным и Муниципальным заказом»

Преподаватель: Матвеева Надежда Сергеевна.

Доклад №14: «Совместные конкурсы и аукционы. Централизованные закупки»

СОВМЕСТНЫЕ КОНКУРСЫ И АУКЦИОНЫ.

Порядок проведения совместных закупок прописан в ст. 25 «Закона о контрактной системе» и в соответствующем правительственном постановлении от 28 ноября 2013 года № 1088 «Об утверждении Правил проведения совместных конкурсов и аукционов».

При осуществлении двумя и более заказчиками закупок одних и тех же товаров, работ, услуг такие заказчики вправе проводить совместные конкурсы или аукционы. Права, обязанности и ответственность заказчиков при проведении совместных конкурсов или аукционов определяются соглашением сторон, заключенным в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом. Контракт с победителем либо победителями совместных конкурса или аукциона заключается каждым заказчиком.

Организатор совместных конкурса или аукциона утверждает состав комиссии по осуществлению закупок, в которую включаются представители сторон соглашения пропорционально объему закупок, осуществляемых каждым заказчиком, в общем объеме закупок, если иное не предусмотрено соглашением.

Стороны соглашения несут расходы на проведение совместных конкурса или аукциона пропорционально доле начальной (максимальной) цены контракта каждого заказчика в общей сумме начальных (максимальных) цен контрактов, в целях заключения которых проводятся совместные конкурс или аукцион.

Согласно целям Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее –Закон № 44-ФЗ), заказчику надо приобретать качественную продукцию по разумной цене при минимальных собственных затратах времени и ресурсов. Но проведение любой закупочной процедуры предполагает финансовые затраты со стороны заказчика (рабочее время сотрудников, услуги спецорганизации и т. д.). При этом задача проведения эффективной закупки должна выполняться квалифицированными специалистами контрактных служб и закупочных комиссий.

Поэтому не является новостью тот факт, что для большого числа заказчиков, имеющих относительно небольшие объемы закупок, выполнение данных требований весьма затруднительно. Из ограниченного числа работников необходимо назначить контрактного управляющего (или создать контрактную службу), сформировать комиссию. Небольшой объем закупаемой продукции может привести также к отсутствию интереса к заключению контракта со стороны участников закупки, что в свою очередь приведет и к снижению эффективности закупки. Все эти проблемы и явились причинами появления законодательных норм по оптимизации организационных схем и процессов.

Закон № 44-ФЗ содержит следующие направления такой оптимизации:

1) передача части полномочий заказчика уполномоченному органу;

2) проведение совместных закупок (естественно, что речь идет в первую очередь о торгах ввиду их относительно высокой стоимости).

Возможность для заказчика передать свои функции другому лицу регулируется статьей 26 Закона № 44-ФЗ. Альтернативная схема построения системы закупок регулируется статьей 25 Закона № 44-ФЗ

Организатор совместного конкурса или аукциона выполняет несколько функций:

-согласовывает состав комиссии по осуществлению закупок.

В такую комиссию входят представители от каждой компании-заказчика пропорционально объему закупок, осуществляемых каждым заказчиком, в общем объеме закупок.

-организатор должен подготовить и опубликовать в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки. Подготовка конкурсной документации по госзакупкам, и, в случае необходимости, внесение в нее изменений - тоже задача организатора. При необходимости именно организатор вносит изменения в извещение об осуществлении закупки и (или) документацию.

-организатор обязан подготовить и разослать приглашение для участия в закрытом конкурсе или аукционе. Предоставить всем участникам закупки информацию о проводимом конкурсе или аукционе - тоже задача организатора закупки. Кроме того, он должен разослать копии протоколов, составленных в ходе проведения совместного конкурса или аукциона, каждой стороне соглашения и в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в течение одного дня после их подписания.

Дальнейшая перспектива практики проведения совместных конкурсов и аукционов в значительной мере будет зависеть от нормативно-методических разработок соответствующих органов исполнительной власти (в первую очередь Минэкономразвития России).

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки.

Наши рекомендации