Часть 1. Мультимедийная журналистика и ее роль

Введение

В последние годы произошла значительная трансформация системы массмедиа. Печатные версии газет, традиционное радио, эфирное телевидение сдают позиции перед Интернетом. Скорость, мобильность, универсальность, интерактивность, мультимедийность — вот ключевые слова современных СМИ. Их задача не просто собрать, получить и изложить информацию, а с помощью новых технических возможностей предложить контекст и объяснить людям новости.

Главная причина мультимедиатизации СМИ -- изменившиеся запросы потребителя. К традиционным видам коммуникации добавились блоги, социальные сети, мобильные телефоны, планшеты и т.д. Теперь потребитель может получать новости в любой ситуации: на ходу, в очереди, в личном и общественном транспорте, на работе, во время приема пищи, во время занятий спортом — лишь бы под рукой был подходящий гаджет.

Технические новинки расширяют возможности потребления медиа. Например, мини-экран Google Glass, подает информацию непосредственно на сетчатку глаза. Мы используем несколько устройств одновременно (например, телевидение и планшет). Это дает повод говорить о феномене «второго экрана», который со временем может совершенно изменить привычные процессы медиа-потребления. Футуролог и медиаэксперт Андрей Мирошниченко считает, что огромный объем контента, окружающий человека, ведет к тому, что люди от текстового мышления переходят к изобразительному и визуальным видам потребления.

Появление такого прибора, как Eye track, позволяющего отслеживать движение человеческого взгляда, совершило революцию в области процессов визуального восприятия материалов СМИ. Ведь в первую очередь человек обращает внимание на центральный визуальный элемент страницы (заголовок и фотографию), а затем начинает читать все вокруг. Подсознательно он экономит время, перепрыгивая с более длинных и перегруженных текстом элементов на визуализированные.

Среди современной аудитории медиа образовался целый пласт людей, для которых более существенную информационную роль для играет Интернет и мобильные сервисы. Для того чтобы не терять этих людей из поля зрения, традиционные СМИ были вынуждены предлагать контент, отвечающий их потребностям в привычной для них онлайновой среде. Им стал совершенно новый продукт, сочетающий в себе все возможности онлайновой среды — интерактивность, гипертекстовость, мультимедийность. Так стали появляться мультимедийные и «конвергентные» редакции средств массовой информации, построенные на базе крупных газет (к примеру, газета «Daily Telegraph» в Великобритании), информационных агентств (РИА «Новости» в России) или телерадиовещательных компаний (BBC). Сейчас, когда важна не только оперативность и эксклюзивность, но и «упаковка» информации, для профессионального журналиста необходимым становится умение работать с инструментами мультимедиа.

Объект нашего исследования — мультимедийная журналистика на современном этапе её развития.

Основная цель данной работы — проанализировать и оценить состояние мультимедийной журналистики, определить её надобность.

Рабочей гипотезой данного исследования служит утверждение о том, что сегодня инструменты для визуализации информации доступны самому широкому числу пользователей и журналистов, что несёт в себе огромный потенциал для развития мультимедийной журналистики в будущем.

Задачи работы:

1. Проанализировать используемые в современной практике СМИ определения понятий «конвергенция», «мультимедиа», «мультмедийная журналистика», «мультимедийная статья» и др. и подходы к их пониманию западными и отечественными экспертами. Выявить различия между понятиями «конвергентная журналистика» и «мультимедийная журналистика»;

2. Выявить специфические свойства интернет-СМИ, опираясь на исследования отечественных медиаэкспертов;

3. Определить качества современного мультимедийного журналиста, работающего в мультимедийной редакции на основе рекомендаций отечественных и зарубежных журналистов-практиков и медиа-исследователей;

4. Проанализировать особенности и этапы подготовки мультимедийных публикаций в современных конвергентных редакциях;

5. Подготовить обзор программного обеспечения и интернет-сервисов, позволяющих создавать мультимедийные элементы для СМИ.

Методология исследования включает такие исследовательские методы, как описательный, сравнительный методы, фронтальный просмотр, контент-анализ, рекомендательный анализ.

Структура работы включает 2 части. Первая часть посвящена актуальным понятиям «конвергентная журналистика» и «мультимедийная журналистика» с точки зрения последних представлений, четкое разграничение этих понятий. Здесь рассматриваются специфика интернет-СМИ, особенности подготовки мультимедийных журналистов и специфика работы мультимедийной редакции. Вторая часть данной работы — обзор мультимедийных инструментов — представляет собой практическое руководство для журналистов, только знакомящихся с возможностями мультимедийной журналистики.

Часть 1. Мультимедийная журналистика и ее роль

Наши рекомендации