Социальные сети. История создания.

Социальная сеть– (social networking service) — платформа, он-лайн сервис или веб-сайт, предназначенные для построения, отражения и организации социальных взаимоотношений, визуализацией которых являются социальные графы.

К отличительным возможностям социальных сетей можно отнести:

· предоставление практически полного спектра возможностей для обмена информацией (фото + видео + сервис блогов + сервис микроблогов + сообщества + ЛС/чат + возможность отметить местоположение и т. п.);

· создание профилей, в которых требуется указать реальные ФИО и максимальное количество информации о себе;

· подавляющее большинство друзей пользователя в социальной сети — это не виртуальные друзья по интересам, а реальные друзья, родственники, коллеги, одноклассники и однокурсники.

Появление социальных сетей является естественным следствием развития интернета, хотя их пусть к тому, в каком виде они существуют сегодня и был долгим. Пользователи всемирной паутины всегда стремились к общению, обмену информацией и распространению новостей, а первым решением этих потребностей стали сайты-доски объявлений. Их можно сравнить с современными форумами, но гораздо более примитивными – в них не было такого явления как он-лайн общение: надо было оставить сообщение и ждать пока на него придет от кого-нибудь ответ.Со временем в США появились такие он-лайн–сервисы, как CompuServe и Prodigy. Первый включал в себя такую услугу, как чат. По тем временам это было дорогое удовольствие – от 6 до 30 долларов в час в зависимости от места проживания. Наконец, в 1988 году была создана система IRC (Internet Relay Chat), которая позволяла мгновенно обмениваться сообщениями, файлами и ссылками, это стало большим прорывом в средствах общения. Недостаток IRC был лишь в том, что она была разработана для систем на основе UNIX, поэтому не получила широкого распространения, однако, до сих пор многие пользователи интернета вспоминают «Ирку» добрым словом. Именно IRC стала прародителем ICQ (I seek You) – централизованной службы мгновенного обмена сообщениями в интернете, которая появилась в середине 90–х годов и быстро завоевала любовь миллионов интернет пользователей. Немного позже стали появляться сайты, на которых можно было создать личный профиль, вводить данные и общаться с другими посетителями, но их возможности были неразвитыми.

Первый серьезный шаг, ориентированный на объединение людей, связанных не только профессиональными интересами, был сделан только в 1995 году – им стало создание ресурса Classmates . Сеть благополучно существует и сегодня, в Канаде и США она насчитывает около 50 миллионов пользователей. Замысел ресурса состоял в предоставлении людям возможности установить контакт со своими одноклассниками, однокурсниками, бывшими сослуживцами, старыми друзьями. довольно долго Classmates не предоставлял возможности создания профилей – пользователь мог только установить контакт со своим учебным заведением и получить список нужных ему людей, поэтому полноценно функциональной соцсетью принято считать не Classmates, а запущенный в 1997-м году проект SixDegress.com. На тот момент уже многие службы (AIM, ICQ) предлагали возможность создания личного профиля и списка друзей, но по отдельности, независимо друг от друга. SixDegress стал первым сервисом, объединившим эти функции в одном ресурсе, а спустя год дополнительно внедрил такую возможность, как поиск друзей. Правда, проект, по словам его создателя, несколько опередил свое время – в тот период доступ к Интернету имело не настолько большое количество людей, чтобы сделать общение с помощью такого ресурса интересным, поэтому сайт просуществовал четыре года, после чего закрылся.

В 1999-м году был запущен Livejournal.com, в России чаще именуемый «ЖЖ- живым журналом», предоставлявший возможность создания куда более детализированного профиля, чем его предшественники. Это было начало эпохи соцсетей, которая наступила после 2000 года. Именно в этот период были созданы наиболее популярные сайты различной тематики, на которых пользователи могли оперативно общаться, находить старых и заводить новых друзей, а также занимать свое свободное время.

Главную роль в широком распространении современных социальных сетей сыграло появление в 2004 году системы Facebook. Первоначально она создавалась как средство общения для студентов Гарвардского университета, однако стала развиваться настолько быстро, что через пару лет охватила множество университетов, школ и других организаций. В 2008 году Facebook стала самой популярной сетью в мире, ведь там разрешалось делать все, что угодно – выкладывать фото, видео, менять свой профиль, общаться в чате и многое другое.

После Facebook развитие социальных сетей обрело поистине глобальные масштабы, практически в каждой стране стали появляться свои аналоги (В России это «Вконтакте» и «Одноклассники»), даже такой гигант как Google создал свою социальную сеть Google+.

Помимо глобальных систем общения существуют своего рода ответвления от классических соцсетей, имеющие несколько меньшую численность и объединяющие аудиторию определенной направленности и взглядов. Именно в них ярче всего проявляются современные интернет тренды, в данной работе будут рассмотрены такие ресурсы как Look at Me, Twitter, Tumblr и Instagram.

Хипстеры как субкультура.

«И именно неизбежность того, что власть в 2020 году отойдет хипстерам и страшит свору кремлевских шавок-блогеров. Потому что нормального хипстера не заманишь на концерт столь любимого Путиным г-на Расторгуева. Потому что нормальному хипстеру не впаришь православно-националистическую шизофрению. Потому что нормального хипстера не научишь ненавидеть Запад. Вот и брызжут они своей ядовитой слюной, а нам нельзя идти у них на поводу. Хипстер - это звучит гордо.»

Илья Клишин. «Хипстеры наносят ответный удар»

(Манифест хипстеров)

Понятие «хипстер» появилось еще в 1940-х годах в США и произошло от жаргонного словосочетания «to be hip», что переводится приблизительно как «быть в теме».

Термин хипстеры стал распространяться среди представителей "бит поколения" и обозначал джазовых музыкантов, а затем и богемную контркультуру, которая формировалась вокруг них. Бит-поколением(«разбитым поколением»), в свою очередь, принято было называть американских писателей и деятелей искусства конца 50-х – начала 60-х годов, а также порожденное ими культурное движение именуемое «битничество». Впервые термин битник был использован Гербом Каэном в статье в San Francisco Chronicle, он возник благодаря присоединению к названию «beat generation» русского суффикса «-ник» («-nik»), позаимствованного им из названия «Спутника-1». Керуак после этого выпустил ряд статей, в которых выступал против подобного ярлыка, однако они остались проигнорированы критиками движения.

Согласно стереотипу, «битники» отвергали традиционную мораль и общепринятые социальные ценности, а радикализм бит-поколения нередко проявлялся в нарушении элементарных норм человеческого существования.

В своей статье "Происхождение разбитого поколения" Джек Керуак так описывает аутентичных хипстеров: “Как и для моего деда, моя настоящая Америка заключалась в ощущении дикой самоуверенной индивидуальности. Но к концу Второй Мировой Войны, с гибелью стольких клевых парней (думаю, где-то с полдюжины только в моем собственном окружении) это чувство стало исчезать…Однако чуть позже совершенно неожиданно оно всплыло вновь снова - появились хипстеры, фланирующие по улицам, потрясая благопристойных граждан, которые с сокрушенным видом качали головой и вопили вслед: “Эй ты, псих!!!”

<...> «Впервые я увидел хипстеров, слоняющихся вокруг Таймс Сквер, в 1944 году, и, честно говоря, в особый восторг они меня тогда не привели. Один из них, Хянчке из Чикаго, подошел ко мне и сказал:“Чувак, я разбитый…"»

<...> «Так или иначе, хипстеры, чьей музыкой был боп, выглядели как бандиты; но они говорили между собой о тех же вещах, которые интересовали и меня: длинные зарисовки личного опыта и видения, исповеди на всю ночь, полные страстей, запрещенных и подавляемых Войной; суматоха и шумные сумасбродства, брожение молодого духа (так похожего на древний человеческий дух)… И когда Хянчке, с лучистым светом, брызнувшим из его полных отчаяния глаз, появился среди нас и просто сказал: “Чувак, я разбитый…” - то прозвучало словечко, заимствованное, вероятно, из лексикона каких-нибудь карнавалов (на Среднем Западе) или из наркоманских кафешек… Это был новый язык, настоящий жаргон черных; слово, лаконично выражавшее массу вещей (я разбит, я выпал, я офигел и т.д.) и оно быстро прилипало к тебе, также как и “подвешенный”.»

Известный романист Норман Мейлер в своем эссе «Белый негр (Беглые размышления о хипстере)» раскрывает иную точку зрения на хипстеров: «В своих поисках героев поколения мы подошли к типу хипстера. Это enfant terrible[1], вывернутый наизнанку. В согласии с духом времени он старается отомстить конформистам исподтишка... С хипстером нельзя беседовать откровенно, потому что главное для него — это остаться в стороне от общества, которое, по его ощущению, стремится подчинить каждого своим меркам. Хипстер курит марихуану, так как она позволяет ему испытать ощущения, о которых понятия не имеют "добропорядочные". Он может щегольнуть широкополой шляпой или курткой до самых колен, но предпочитает существовать незаметно. Среди хипстеров не редкость музыканты-джазисты, но мало художников и почти не бывает писателей. Чтобы прокормиться, хипстеры становятся мелкими ворами, бродягами, иной раз помогают устроителям карнавалов, а то попросту шатаются по Гринич-вилледж, перебиваясь случайными заработками, однако некоторые из них сумели сделаться комическими актерами на телевидении или кинозвездами, так что числятся среди вполне обеспеченных ...»

Большая часть недоразумений, связанных с хипстерами и “разбитым поколением”, возникала из-за того, что существовало два различных типа хипстеризма: “cool” (спокойные, безразличные) - бородатые недружелюбные молчуны, погруженные в свои проблемы, с видом язвительного глубокомыслия на лице сидящие в кабаке, устремив взгляд в пригубленный стакан; и “hot” -эмоциональные, взрывные, сумасшедшие, общительные, сумасбродные чудаки с горящими глазами, которые бегут из бара в бар в поисках знакомых, подбивающие “сделать это” (”Do It”) безразличных битников, которые стараются не замечать этих типов. Большинство писателей “Разбитого Поколения” принадлежит к “взрывной школе”, но все же в большинстве своем соотношение“hot” и “cool” - пятьдесят на пятьдесят.

К хипстерам того времени был прочно прикреплен ярлык «beat», что они все ненавидели, поскольку слово “beat” изначально относилось к человеку не имущему, смертельно уставшему, выброшенному за борт жизни; и, как правило, означало печального бродягу, бомжа, засыпающего в подземке. Позже это слово приобрело официальный статус и стало применяться по отношению к людям, которые общаются между собой на новом языке, при помощи новых жестов и отличаются совершенно другими нравами. “Разбитое Поколение” просто стало лозунгом и ширмой для революции нравов в Америке.

Но хипстеры битниковского поколения долго не просуществовали, возможно, из-за отсутствия каналов распространения информации о субкультуре.

Хипстеры вновь появились в начале 2000-х, выделившись из представителей среднего класса в возрасте от 14 до 30 лет. Они стремятся остаться в стороне от общества, которое, по их мнению, пытается подчинить всех своим меркам. В основу субкультуры лег особый внешний вид, по наличию которого оценивается достойность окружающих. На заре своего возрождения хипстеры старались походить на своих предшественников, но глобализация современной жизни превратила специфическое малочисленное движение в массовую культуру последних 5 лет. Часто в сленге хипстеров употреблялось в негативном значении слово «мэйнстрим» (mainstream), которое обозначает какие-либо популярные, массовых тенденции в культуре, искусстве сравниваясь для контраста с альтернативой, андеграундом, немассовым, элитарным направлением. Для хипстеров было важным отличаться от окружающих, иметь эксклюзивные вещи, слушать неизвестных исполнителей и смотреть фестивальное кино, но всемирная паутина сыграла с ними злую шутку и спустя несколько лет после возрождения субкультуры – хипстеры стали мэйнстримом, героями мемов, саркастических песен и шуток в молодежной среде.

Стоит отметить, что современные хипстеры, как правило, индифферентны и отстранены: они не вскрывают вены как эмо, не гуляют по кладбищам как готы, но молодежная субкультура хипстеров также представляет собой опасность. Опасна она потерей личности и заменой ее на аксессуары, вещи и модные тренды. Этим людям ничего не нужно, они ничего ни создают, ни изобретают. Лучшее времяпрепровождение для них – встречи в кафе и барах. Обсуждения одежды, журналов и путешествий. Хипстеры – это первая в истории субкультура члены которой ни о чем ни мечтают, ни протестуют, ни бунтуют и ни пытаются изменить мир. Они просто есть, это их кредо.

Чтобы представить классический образ хипстера 2000-х выделим несколько отличительных пунктов данной субкультуры:

· Социальный аспект: молодые люди и девушки в возрасте от 15 до 30 лет, большинство из них имеет высшее образование или получает его

· Вид занятий: чаще всего бездельники и люди творческих профессий: свободные фотографы, художники, писатели, музыканты, работники сферы моды, журналисты, рекламисты. Большинству хипстеров не удается осуществить мечту о креативной профессии и они работают в сфере обслуживания, но идеология не исчезает, поэтому если хипстер продавец – то только в модном магазине или книжной лавке. Если официант – то в уютненькой кофейне, атмосферном баре или богемном клубе.

· Места обитания: Большинство хипстеров живет предпочтительно в больших городах, миллионниках и столицах – таких, которые принято называть «культурными центрами». Потому как хипстеры, как правило, из обеспеченных слоев общества, очень любят ходить на выставки фотографии и живописи, презентации, смотреть арт-хаусные фильмы и следить за модными новинками.

· Медиа и интернет-ресурсы:культовый интернет портал Look at me, глянцевый журнал Афиша, видеохостинг Vimeo, система коротких сообщений Twitter, приложения для смартфонов Instagram и Foursquare, множество блогов, в частности сервисы Tumblr и Flickr.

· Музыкальные предпочтения:главное музыкальное направление для хипстеров это инди-музыка, в частности инди-рок, но также представители данной субкультуры могут слушать нью-рейв, вонки, новое диско и другие замысловатые стили, часто условием выбора исполнителя является его андеграудность и малоизвестность.

· Внешний вид:основа стиля это узкие джинсы, в народе именуемые «скинни» и полностью обтягивающие погруженные в них части тела, плюс майка с разнообразным принтом. Обувью хипстеров чаще считаются кеды, конечно, они должны быть исключительно марки «Converse», хотя это не столь обязательный атрибут и многие представители данной субкультуры предпочитают другие виды обуви, но не менее известных брендов. И завершением внешнего облика, несомненно, должны являться ставшие уже анекдотичными очки в толстой пластиковой оправе, желательно марки RayBan.

· Дополнительные атрибуты:

1) фотоаппарат, в идеале – ломограф, модный пленочный фотоаппарат, обладающий различными дополнениями, вроде фишая или цветной вспышки. Ломокамера является предметом гордости хипстера потому что она сделана под дорогую среднеформатную пленку 120 мм, в катушке которой обычно всего 16 кадров, что автоматически делает полученные фотографии предметом искусства. Фотографировать можно все: себя, свои ноги, друзей или «арт-объекты», как общепризнанные, так и собственноручно сотворенные.

2)Блокнот Moleskine. Дерматиновый блокнот на резинке, в которые необходимо записывать свои гениальные мысли или накидывать будущие посты в блог. Чаще всего подобный блокнот служит аксессуаром для фотосессий или Lookов[2].

3) Продукция компании Apple. Это может быть ipod, iphone или macbook, а если все вместе – идеально. Хипстеры покупают «яблочную» продукцию не для того, чтобы слушать, звонить, работать, а чтобы окружающие видели, что они обладают техникой самого классного бренда в мире.

· Культовые места: Для мировых хипстеров это Лондон. Каждый представитель данной субкультуры мечтает уехать в столицу Англии хотя бы на месяц, а в идеале – навсегда, потому что Лондон – это место где сам воздух пропитан свободой, водостоки мироточат самореализацией, а по выходным идет дождь из вдохновения. У локальных хипстеров, конечно, есть свои культовые места. Так для москвичей это проект, преобразовавший бывшие цеха шоколадной фабрики в арт-кластер, оставив лишь прежнее название – «Красный октябрь», клуб «Солянка» и Центр современного искусства «Винзавод», а для петербуржцев одним из мест встреч прожженных хипстеров служит бар на набережной Фонтанки «Mishka bar». Массовым собранием хипстером можно назвать летний пикник «Афиши» - музыкальный фестиваль, ежегодно проводимый в Москве хипстерским глянцем и собирающий как известных исполнителей, так и начинающие таланты.

Также стоит отметить некоторые отличия российских хипстеров от европейских. Если сравнивать западные Интернет-ресурсы, то там хипстерам уделяется не так много внимания, как в России; в отечественных сетях они стали своего рода «мем-культурой». По популярности шутки и пародии на них смогли обойти только шутки на представителей нашумевшей когда-то эмо-культуры. В западном обществе во внешнем виде хипстеры более схожи с самыми обычными студентами или подростками, одеваясь в кардиганы и узкие джинсы. В нашей же стране были лишь западные тенденции, поэтому в России хипстеры приобрели более чёткие рамки, поскольку они заметны и отличаются от обычных городских жителей. Также, в силу национальных особенностей и вследствие сложившейся политической ситуации, хипстеры, живущие в России, все же проявляют периодически общественную активность, высказывая оппозиционные настроения по отношению к российским властям.

Если рассматривать субкультуру хипстеров на современной стадии развития, то можно выделить следующие направления, как в самоопределении хипстеров, так и в отношении сторонних людей, не входящих в описываемую группу. Во-первых, стоит отметить достаточно негативное отношение к хипстерам, сложившееся в последние годы. Их критикуют за тунеядство, прожигание жизни, отсутствие четкой жизненной позиции. Юрий Сапрыкин, журналист и шеф-редактор объединённой компании «Рамблер-Афиша», так описывает нынешнее отношение общественности к хипстерам: «Не успев еще толком разобраться, что за зверь имеется в виду, общественность нутром чует: хипстер — это плохо. Он превращает протестное движение в цирк, занимается продажной и бездарной хренотенью, выдаваемой за искусство, спаивает девок в «Солянке». Слово «хипстер» из пусть иронического, но все же обозначения пусть хилой, но все же субкультуры стремительно превращается в ругательство. Хочешь человека обидеть — назови его хипстером.»

Хипстеры, как уже говорилось ранее, стали некоторым народным мемом, заменившим поднадоевших эмо, песня «Хипстер» группы Padla Bear Outfit сразу задала задала комический образ тогда еще малоизвестному только зарождающемуся движению хипстерства. Вскоре появились столь популярные в последние годы мемы(см.приложение), враз разлетающиеся по сети, что в какой-то мере отражает получившийся пародокс: несмотря на увеличение травли хипстеров, появляется все больше их последователей в стиле одежды и поведения.


Наши рекомендации