Рекомендации к подготовке теоретической части
РАЗРАБОТКА ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ
Общие рекомендации к подготовке текстовых материалов, графики и видеоматериалов
Практика работы на персональных компьютерах показывает, что чтение текстовых материалов с экрана доставляет в какой-то мере неудобство пользователю и происходит медленнее, нежели при чтении не электронных материалов. В связи с этим написание текстов для использования в Интернет имеет свою специфику согласно [3, 4, 6]. Анализ литературы показывает, что можно систематизировать и сгруппировать следующие рекомендации:
1. К текстовым материалам:
- Краткость и четкость формулировок. Сводная информация по рассматриваемому вопросу должна размещаться в начале страницы. Наиболее важные сведения следует помещать в верхней части страницы, раздела, абзаца, основываясь на так называемом „принципе перевернутой пирамиды”;
- Структурированность. Следует придерживаться правила „один абзац – одна законченная мысль” и чаще использовать различные списки (нумерованный и маркированный) для организации структуры материала;
- Доступность:структура предложений должна быть максимально простой;
2. К графическим объектам:
- Единство стиля (цвет, форма и т.п.): стиль в рамках одного курса должен быть единым;
- Простота: Стиль должен быть интуитивно понятным, т.е. элементы оформления практически никогда не должны иметь дополнительных описаний по их назначению;
- Фото, а не клипарт: использование стандартных клипартов необходимо свести к минимуму. Хорошим вариантом является использование фотообразов, не забывая при этом о Законе „Об авторском праве и смежных правах”;
- Цвет: необходимо отказываться от черно-белых рисунков. При оформлении рисунков целесообразно обращать внимание на сочетаемость цветов. Для этого можно использовать различные утилиты разработки цветовых схем.
3. К видеоматериалам. На данный момент в большинстве случаев при создании курсов используются уже готовые видеоматериалы. Для этой цели можно порекомендовать следующее:
- расположение: видеоматериалы не должны находиться на главной странице курса и основных страницах теоретической части. Их необходимо располагать на дополнительных страницах, переход на которые осуществляется по желанию слушателя, например, с помощью ссылки. При этом при оформлении ссылки необходимо явно указывать размер страницы (в Мб), которая откроется, чтобы слушатель представлял, какие временные и денежные затраты даст ему открытие данной страницы.
Рекомендации к подготовке теоретической части
Разрабатываемая преподавателем теоретическая часть по дистанционному курсу, как правило, включает:
лингвистическое описание содержательной части курса (вступительную часть, основные понятия, изложение курса, вопросы и т.п.);
графо-аналитическое описание курса (рисунки, таблицы, блок-схемы, формулы и т.п.).
При этом весь теоретический материал должен состоять из модулей, а каждый модуль разбивается на темы. В конце модуля целесообразно располагать страницы с такими элементами деятельности, как: вопросы для самопроверки знаний, практическое задание, тест и т.п. Вопросы не должны выходить за рамки уже изученных теоретических материалов. Наилучший вариант, если ответ на вопрос содержится в теме.
Название модуля теоретической части: формулируется одной фразой, кратко (до 5 слов), уникально.
Оптимальный объем модуля теоретической части: до 5 тем.
Рекомендации по темам теоретической части.
1. Краткость и наглядность: текст необходимо излагать кратко и иллюстрировать наглядным материалом (схемы, таблицы и т.п.);
2. Размер: размер одной темы не должен превышать двух экранов размером 1280х1024 (стандартный жидкокристаллический монитор);
3. Обоснованность: каждый анимационный и/или интерактивный инструмент должен использоваться обоснованно. Не должно быть „мультимедиа ради мультимедиа”.
4. Акцентирование: рекомендуется использовать дополнительное оформление для примеров и замечаний.
5. Дополнительный материал: регулировать размер темы можно вынесением необязательного для изучения материала в дополнительный. При этом еще одна очень важная функция дополнительного материала: выстраивание индивидуальной образовательной траектории – слушатель сам выбирает глубину погружения в тему. Дополнительный материал целесообразно преподносить слушателю в виде гиперссылок на собственные базы данных или на используемые Интернет-ресурсы.