Виды приложений и доступные услуги
СПК «Югра» имеет два вида приложений: социальные и банковские. Платежное (банковское) приложение позволяет использовать социально-платежную карту «Югра» как банковскую карту. CПК «Югра» не имеет привязки к конкретному банку. Система открыта для всех кредитных организаций, при выполнении ими определенных условий. В настоящее время в проекте «Социально-платежная карта «Югра» участвуют банки-эмитенты:
· ОАО «Сберегательный банк Российской Федерации».
· ОАО «Ханты-Мансийский банк».
· ЗАО «Сургутнефтегазбанк».
· ОАО «Аккобанк».
· ОАО «Газпромбанк».
Социальное приложение обеспечивает предоставление держателям СПК «Югра» государственных услуг, включая: меры социальной поддержки, информацию, дополнительные функции и сервисы, а также учет предоставленных операций.
На сегодняшний день, с помощью СПК «Югра» можно получить доступ к своим персональным данным, содержащихся в следующих ведомственных базах данных:
· Пенсионного фонда Российской Федерации.
· Федеральной налоговой службы.
· Фонда социального страхования Российской Федерации.
· Департамента жилищно-коммунального хозяйства.
· Управления социальной защиты населения.
Обширный список социальных услуг, предоставляемых держателям карты, представлен на официальном сайте системы СПК «Югра».
С помощью социально-платежной карты «Югра» ее держатель может получить следующие банковские услуги:
· получать на карту пенсию;
· получать на карту выплаты социальной защиты населения и другие социальные выплаты;
· пополнять счет карты;
· снимать деньги с карты;
· получать процент на остаток денежных средств по карте в соответствии с тарифами банка;
· оплачивать с помощью карты товары и услуги и т.д.
Обширный список социальных услуг, предоставляемых держателям карты, представлен на официальном сайте системы СПК «Югра».
5.2.4 Способы использования СПК «Югра»
Воспользоваться социально-платежной картой «Югра» можно двумя способами:
1. Информационные киоски.
2. Интернет-портал системы. На компьютере должен быть установлен инсталляционный комплект пользователя, который можно купить в любом пункте приема-выдачи карт (услуга в стадии разработки).
Информационные киоски установлены в наиболее посещаемых местах. Как правило, данные киоски отмечены логотипом Учреждения «Югорский социальный регистр». Интерактивный портал системы информационной поддержки населения СПК «Югра» выглядит следующим образом:
Рис. 3. Интерфейс пользователя информационного киоска (инфомата).
Для подключения к системе через компьютер необходимо выполнить следующие условия:
· операционная система – как минимум Windows XP;
· обозреватель – Internet Explorer версии не ниже 6;
· на компьютере установлен инсталляционный комплект пользователя системы «СПК «Югра» (ИКП «СПК «Югра»);
· к компьютеру подключено устройство для чтения карт (считыватель карт);
· СПК «Югра» помещена в устройство для чтения карт.
Установка ИКП «СПК «Югра» выполняется с носителя данных (магнитный диск, флеш-карта и т.д.) на компьютере держателя карты. На сайте СПК «Югра» размещена ссылка для загрузки данного программного обеспечения. Процесс установки представляет собой хорошо знакомый многим пользователям ПК, стандартный комплекс действий, совершаемых при инсталляции большинства приложений в системе Windows. Вначале запустить файл «Setup.exe» с носителя данных. Затем в отображаемых окнах нажимать кнопки «Далее», «Установить» и «Завершить». При правильно настроенной системе никаких дополнительных действий не потребуется.
5.2.5 Официальный портал системы СПК «Югра»
Познакомимся с интернет – сайтом системы СПК «Югра». Набираем в адресной строке браузера http://www.spkugra.ru. Открывается Главная страница портала системы. В «шапке» портала название системы и ссылки на тематические разделы. В левой части страницы расположена форма для входа в Личный кабинет держателя карты, а также ссылки на информацию о том, как получить СПК «Югра» и программное обеспечение для использования карт – ридера.
Рассмотрим подробнее разделы портала.
Раздел «Услуги «СПК «Югра» представляет собой каталог государственных услуг, предоставляемых держателям карты. При выборе кнопки «Услуги «СПК Югра» появляется ряд ссылок на каталогизированные списки услуг:
· Социальное обеспечение.
· Здравоохранение.
· Пенсионное обеспечение.
· Налоги и сборы.
· Жилищно – коммунальное хозяйство.
· Управление СПК «Югра».
· Электронный дневник.
В разделе «Социальная информация» содержится справочник Управлений социальной защиты населения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры с адресами, контактными телефонами и информацией о руководителях подразделений. Здесь же размещена информация о льготных категориях граждан. Виды льгот по различным социальным группам и основание для предоставления.
Раздел «О карте» содержит подробное описание СПК «Югра». Какие услуги может получить пользователь с помощью карты. Как и где можно воспользоваться СПК «Югра». Информация о банках – эмитентах карты. Как получить карту и что делать в случае её потери. Здесь размещён номер Единого телефона для жителей Югры, по которому можно обратиться по всем вопросам получения и использования СПК «Югра».
Раздел «Подключение» содержит инструкции по применению СПК «Югра» посредством карт-ридера и технические требования к персональному компьютеру, на котором пользователь работает с системой СПК «Югра».
В разделе «Удостоверяющий центр» размещена информация об услугах Удостоверяющего центра АУ «Югорский социальный регистр». Нормативно-правовые документы касательно ЭЦП, защите информации и обработки персональных данных. Контактная информация.
В разделе «Участники» представлена блок-схема, схематично описывающая направления развития системы СПК «Югра». Показаны учреждения и ведомства, участвующие в проекте. Пользователи системы информируются об эксплуатирующей организации АУ «Югорский социальный регистр», которая обеспечивает и поддерживает работоспособность программно-технического комплекса системы «СПК «Югра». Описываются общие принципы развития политики безопасности. В разделе размещены ссылки на распоряжения Губернатора и Правительства ХМАО – Югры, регламентирующие создание и функционирование АУ «Югорский социальный регистр».
Раздел «Термины» содержит обширный перечень полезных определений. Информация из этого раздела поможет держателю карты, в процессе использования СПК «Югра», избавиться от массы лишних вопросов по различным техническим терминам.
5.2.6 Персональный раздел системы СПК «Югра»
Для получения услуги необходимо авторизоваться в Личном кабинете. Это персональная страница пользователя системы. Для успешного входа в персональный раздел системы выполните следующие действия:
1. Установите в систему Вашего компьютера комплект программ «СПК «Югра». Его можно скачать с официального портала системы СПК «Югра»
2. Проверьте версию интернет-браузера (Internet Explorer 6 и выше). Произведите настройку интернет-браузера
3. Нажмите кнопку «Вход для держателей карты». Откроется окно «Определение параметров вашей системы»
4. Если проверка параметров системы прошла успешно и получено сообщение «Проверка завершена», нажмите на кнопку «Авторизоваться» (если определение параметров системы завершилось ошибкой, то необходимо проверить версию браузера и его настройки, наличие в системе ИКП «Югра» и проверить надёжность подключения карт-ридера)
5. Затем выберите сертификат с Вашим именем и нажмите OK
6. Введите свой ПИН-код и нажмите OK. Откроется окно Вашего персонального раздела
5.2.7 Примеры получения государственных услуг в системе СПК «Югра»
I. Выписка о состоянии индивидуального лицевого счета из Пенсионного фонда РФ.
Предварительно подключив карт-ридер с картой и настроив систему, запускаем интернет-браузер и в адресной строке набираем http://www.spkugra.ru. Откроется главная страница официального портала системы СПК «Югра». Нажимаем на кнопку «Вход для держателей карты». Проходим процесс авторизации в личном кабинете. Затем выбираем услугу.
В разделе «Услуги «СПК «Югра» идём по ссылке «Пенсионное обеспечение». Здесь в списке услуг выбираем искомую.
В рамках получения услуги держатель социально-платежной карты «Югра» может:
Ø получить информацию о своем лицевом счете:
o наименование управляющей компании;
o состав специальной части индивидуального лицевого счета;
o состав общей части индивидуального лицевого счета;
Ø распечатать выписку о состоянии лицевого счета, содержащую следующие сведения;
o наименование управляющей компании;
o размер страховых взносов в пенсионный фонд и негосударственный пенсионный фонд;
o доход от инвестиционной деятельности управляющей компании;
o периоды трудовой и иной деятельности.
Получить услугу можно через официальный портал системы либо через информационный киоск.
II. Прием заявлений и организация предоставления гражданам субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.
Предварительно подключив карт-ридер с картой и настроив систему, запускаем интернет-браузер и в адресной строке набираем http://www.spkugra.ru. Откроется главная страница официального портала системы СПК «Югра». Нажимаем на кнопку «Вход для держателей карты». Проходим процесс авторизации в личном кабинете. Затем выбираем услугу.
В разделе «Услуги «СПК «Югра» идём по ссылке «Социальное обеспечение». Здесь в списке услуг выбираем искомую.
В рамках получения услуги держатель социально-платежной карты «Югра» может:
- получить информацию о субсидии на оплату жилых помещений и коммунальных услуг;
- заполнить заявление на назначение субсидии на оплату жилых помещений и коммунальных услуг;
- загрузить документы в виде скан-копии или заполненной формы;
- просмотреть и\или сохранить заявление;
- отправить заявление с прикрепленными документами на проверку в УСЗН;
- отследить статус рассмотрения заявления и документов сотрудником УСЗН;
- получить рекомендации по предоставленному заявлению и документам;
- после одобрения заявления и комплекта документов подать в УСЗН оригиналы документов в приоритетном порядке.
Получить услугу можно только через портал системы. Информация по субсидиям, назначенным управлением социальной защиты населения, а также возможность подать заявление на получение услуги, доступна держателю карты с момента постановки на учет в УСЗН и подключения услуги в персональном разделе системы «СПК «Югра».
В настоящее время получение услуги доступно только в тестовом режиме.
5.2.8 Как получить социально-платежную карту "Югра"
Для записи на оформление СПК «Югра» необходимо обратиться по телефону информационно-справочной службы сопровождения системы «Социально-платежная карта «Югра» 8-800-101-0001 (звонки с домашнего телефона бесплатные) или заполнить заявление на официальном сайте Учреждения Ханты-Мансийского автономного округа – Югра «Югорский социальный регистр» www.spkugra.ru.
Для оформления карты Вам понадобятся следующие документы:
· паспорт гражданина Российской Федерации;
· свидетельство о наличии идентификационного номера налогоплательщика (ИНН);
· медицинский полис обязательного медицинского страхования (полис ОМС);
· страховое свидетельство государственного пенсионного страхования;
· удостоверение, подтверждающее льготную категорию (при наличии).
После подачи заявления Вы получите карту не позднее чем через 15 рабочих дней. Сотрудник информационно-справочной службы известит Вас по телефону о том, что карта готова и пригласит за получением в удобное для вас время.
В случае утери или кражи СПК «Югра» необходимо немедленно сообщить о факте пропажи в информационно-справочную службу и в свой банк. Оператору нужно сообщить: номер утерянной карты, имя держателя, и кодовое слово, которое было указано при оформлении заявления на выдачу СПК «Югра». При получении информации об утере, карта немедленно блокируется, что исключит возможность несанкционированного доступа к персональным данным держателя карты и использованию денежных средств лицевого счета карты. После этого, в десятидневный срок, необходимо обратиться в пункт приёма-выдачи карт службы «Единое окно» и оформить заявление на перевыпуск карты.
Список использованных сокращений
СМЭВ – система межведомственного взаимодействия.
ИКТ – информационно-коммуникационные технологии.
ЕПСС «УЭК» – единая платёжно-сервисная система «Универсальная электронная карта.
ЭП – электронная подпись.
ЦПОК – центр продаж и обслуживания клиентов.
СНИЛС – страховой номер индивидуального лицевого счета
ИНН – идентификационный номер налогоплательщика.
СПК – социально-платёжная карта.
ОМС – обязательное медицинское страхование.
ИКП – инсталляционный комплект пользователя.
Список источников и литературы
1. Федеральный Закон №210-ФЗ (редакция от 01.07.2011г.) «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». URL: http://210fz.ru/mdx/index.php?id=66
2. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 20 октября 2010 г. № 1815-р о государственной программе Российской Федерации «Информационное общество (2011 - 2020 годы)». URL: http://government.ru/gov/results/12932
3. Распоряжение Правительства РФ от 06.05.2008 № 632-р (вместе с "Концепцией формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 года"). URL: http://government.consultant.ru/page.aspx?961636
4. Федеральный закон Российской Федерации от 6 апреля 2011 г. N 63-ФЗ "Об электронной подписи". URL: http://www.rg.ru/2011/04/08/podpis-dok.html
5. Технологический портал СМЭВ. URL: http://smev.gosuslugi.ru/portal/
6. Единый портал государственных и муниципальных услуг. URL: http://www.gosuslugi.ru
7. Интернет-сайт «Электронная цифровая подпись». URL: электронная подпись.org
8. Единый портал ЭЦП в РФ. URL: http://iecp.ru/
9. Официальный портал системы СПК «Югра». URL: http://www.spkugra.ru/
10. Официальный веб-сайт органов государственной власти ХМАО-Югры (раздел «Региональная информатизация» - «Внедрение универсальной электронной карты»). URL: http://www2.admhmao.ru/inform/index.htm
11. Доклад о реализации в 2011 году Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. Фрез Г.В., 2012 г. URL: http://www.admhmao.ru/wps/portal/hmao/dokumenty/obsuzhdenie