Логистические каналы распределения товаров.
Каналы товародвижения — совокупность различных организаций и отдельных лиц (потребителей), связанных с передвижением и обменом товаров. Каналы распределения независимо от количества уровней можно объединить в три группы:
1) прямые, т. е. когда хозяйственные связи между фирмами-контрагентами непосредственны;
2) косвенные, т. е. когда между ними находится один или несколько посредников;
3) смешанные, т. е. когда с определенной группой потребителей устанавливаются прямые связи, а с остальными — косвенные, или когда по одним видам продукции контакты с заказчиком непосредственные, а по другим — опосредованные.
Каналы товародвижения выполняют очень важные функции, проводят маркетинговые исследования:
1) сбор информации, необходимой для планирования и облегчения обмена;
2) определяют условия закупки и продажи продукции (по факту, предоплата, консигнация);
3) стимулируют сбыт;
4) налаживают и поддерживают контакты с постоянными покупателями;
5) согласуют цены.
Какой будет выбран канал товародвижения, зависит от финансового состояния фирмы, ее имиджа, производственных возможностей. Влияние на выбор канала оказывает число конкурентов, потребители, их отношение к приобретению товаров, их требования к ассортименту и качеству товара, платежеспособность потребителей, характеристики самого товара. Большое значение имеет качетвенный уровень организации посреднической деятельности в отдельном регионе или в стране в целом. В этой связи целесообразно оценивать результативность посреднической деятельности на основе совокупности факторов, определяющих эффективность производственно-хозяйственной деятельности в отдельных территориальных образованиях.
9. Электронная коммерция (от англ. e-commerce) — это сфера экономики, которая включает в себя все финансовые и торговые трансакции, осуществляемые при помощикомпьютерных сетей
, и бизнес-процессы, связанные с проведением таких трансакций.К электронной коммерции относят:
§ электронный обмен информацией (Electroniс Data Interchange, EDI),
§ электронное движение капитала (Electronic Funds Transfer, EFS),
§ электронную торговлю (e-trade),
§ электронные деньги (e-cash),
§ электронный маркетинг (e-marketing),
§ электронный банкинг (e-banking),
§ электронные страховые услуги (e-insurance).
Своим рождением первые системы и методы электронной коммерции обязаны появлению технологий автоматизации продаж и внедрению автоматизированных систем управления корпоративными ресурсами. В 1960 американские компании American Airlines и IBM приступают к созданию системы автоматизации процедуры резервирования мест на авиарейсы. Таким образом, система SABRE (Semi-Automatic Business Research Environment) делает воздушные перелёты более доступными для рядовых пассажиров, помогая им ориентироваться в тарифах и рейсах, число которых постоянно растет. За счёт автоматизации процесса расчёта тарифов при резервировании мест снижается стоимость услуг. Это являет собой самый первый опыт создания системы электронной коммерции.
Наиболее динамично рынок электронной коммерции развивается в течение последних 20 лет, что обусловлено стремительным ростом количества интернет-пользователей, увеличением влияния социальных сетей и других интерактивных онлайн платформ, динамичным развитием систем электронных платежей, и переходом ведущих веб-сервисов от технологической платформы Web 1.0 к Web 2.0.
Виды электронной коммерции
Существует несколько общепризнанных категорий, на которые подразделяется электронная коммерция. Как правило, такое размежевание проводится по целевой группе потребителей.
Схема B2B или бизнес-бизнес
Принцип осуществления подобного взаимодействия очень прост: предприятие торгует с другим предприятием. B2B — одно из наиболее перспективных и активно развивающихся направлений электронной коммерции на сегодняшний день. Интернет-платформы дают возможность значительно упростить проведение операций на всех этапах, сделать торговлю более оперативной и прозрачной. Часто, в таких случаях представитель стороны заказчика имеет возможность интерактивного контроля процесса выполнения заказа путем работы с базами данных продавца. Пример сделки B2B — продажа шаблонов для сайта компаниям для последующего использования в качестве основы дизайна собственного веб-ресурса компании. Безусловно, сюда относятся любые взаимодействия, включающие в себя оптовые поставки товара или аналогичное выполнение заказов.
Схема B2C или бизнес-потребитель
В этом случае предприятие торгует уже напрямую с клиентом (не юридическим, а физическим лицом). Как правило, здесь речь идет о розничной реализации товаров. Клиенту такой способ совершения коммерческой операции дает возможность упростить и ускорить процедуру покупки. Ему не приходится идти в магазин, чтобы выбрать нужный товар: достаточно просмотреть характеристики на сайте поставщика, выбрать нужную конфигурацию и заказать продукт с доставкой. Коммерсанту же возможности Интернета позволяют оперативнее отслеживать спрос (помимо экономии на помещении и кадрах). Примеры этого вида торговли — традиционные Интернет-магазины, направленные на целевую группу непосредственных потребителей товаров. В конце 2000-х начала развитие так называемая социальная коммерция, или сфера продаж товаров и услуг в социальных сетях.
Схема С2С или потребитель-потребитель
Такой способ осуществления электронной коммерции предполагает совершение сделок между двумя потребителями, ни один из которых не является предпринимателем в юридическом смысле слова. Интернет-площадки для подобной торговли являются чем-то средним между рынком-толкучкой и колонкой объявлений в газете. Как правило, коммерция по схеме С2С осуществляется на сайтах Интернет-аукционов, приобретающих все большую популярность в наше время. Для клиентов таких систем основное удобство заключается в несколько более низкой цене товара, по сравнению с его стоимостью в магазинах.
Помимо описанных выше наиболее распространенных схем электронной коммерции, существует и несколько других. Они не столь популярны, но, все же, применяются в некоторых специфических случаях. Речь идет о взаимодействии как предпринимателей, так и потребителей с государственными структурами. В последнее время многие операции по взиманию налогов, заполнению анкет, форм для заказа поставок, работа с таможней стали проводиться при помощи Интернет-технологий. Это позволяет значительно облегчить работу государственных служащих с одной стороны и дать возможность плательщикам избавиться от некоторой доли бумажной волокиты — с другой.
Преимущества электронной коммерции
Для организаций
§ Глобальный масштаб
§ Сокращение издержек
§ Улучшение цепочек поставок
§ Бизнес всегда открыт (24/7/365)
§ Персонализация
§ Быстрый вывод товара на рынок
§ Низкая стоимость распространения цифровых продуктов
Для потребителей
§ Повсеместность
§ Анонимность
§ Большой выбор товаров и услуг
§ Персонализация
§ Более дешевые продукты и услуги
§ Оперативная доставка
§ Электронная социализация
Для общества
§ Широкий перечень предоставляемых услуг (например, образование, здравоохранение, коммунальное обслуживание)
§ Повышение уровня жизни
§ Повышение национальной безопасности
§ Уменьшение «цифрового» разрыва
§ Онлайн продажа/заказ товаров/услуг уменьшает автомобильный трафик и снижает загрязнение окружающей среды
Недостатки электронной коммерции
Для организаций
§ Возможные сомнения сторон по поводу принадлежности того или иного проекта к компании (негативная анонимность)
§ Некоторая сложность в ведении и узаконивании деятельности предприятия в интернете
Для потребителей
§ Недоверие потребителя к услугам, продаваемым посредством интернета
§ Невозможность «потрогать» товар руками
§ Ожидание доставки приобретенной продукции
Для общества
§ Привлекательная платформа для мошенничества (снижение уровня сетевой безопасности)
§ Вытеснение с рынка коммерческих оффлайн предприятий
Для государства
§ Недополучение в бюджет государства налоговых выплат при ведении «серых» схем учета
Электронная коммерция в мире
По данным агентства Invesp.com, в 2011 году объем продаж в сфере электронной коммерции в мире составляет 680,6$ млрд. долларов США. По прогнозам этого агентства, данная сумма будет только расти, и к 2015 году достигнет отметки в 1,5 трлн. долларов США.[4]