Получение маркетинговой информации о посетителях web-сайта
– наблюдение – форма маркетинговых исследований, с помощью которых осуществляется систематическое, планомерное изучение поведения того или иного объекта или субъекта.
Отличия наблюдения от опроса:
– не зависит от готовности наблюдаемого объекта сообщать информацию и
– является процессом открытого или скрытого сбора и регистрации событий или особых моментов, связанных с его поведением. Предметом наблюдения могут быть, например, характеристики и поведение покупателей;
– возможность сбора ценной информации без привлечения посетителей к активным действиям.
В Интернете можно осуществлять сбор данных о поведении посетителей, очередности их переходов по страницам или статистике посещений web-сервера. В случае размещения на сайте поисковой системы, дополнительно могут собираться и анализироваться вводимые пользователями запросы.
Исследования такого рода проводятся фирмами при наличии у них собственного web-сервера. Они состоят в сборе и последующем анализе данных, получаемых из файлов журналов (log files) web-сервера или благодаря использованию технологий с применением файлов cookie.
Для сбора информации в Интернете используется специальное программное обеспечение, методы идентификации пользователей, методы получения статистических данных.
В первую очередь следует рассмотреть методы идентификации пользователей, поскольку именно они определяют точность проведения или оценки тех или иных мероприятий.
Методы идентификации пользователей
Существует три основных способа идентификации пользователей:
– по IP-адресу компьютера посетителя;
– по файлам cookies.
– при обязательной регистрации пользователей.
На данный момент самым распространенным является идентификация уникальных пользователей по IP-адресу, что делается либо по файлам журналов сайта, либо по показаниям различных счетчиков. Вместе с этим, растет число систем, позволяющих идентифицировать пользователей при помощи файлов cookie.
Методы получения и обработки статистических данных о поведении посетителей
Основные методы сбора статистической информации:
– счетчики
– использование статистики, получаемой поставщиком услуг Интернета.
Поставщик услуг Интернета обладает возможностью установки программного обеспечения, которое производит статистический анализ данных и может автоматически составлять ежедневные, еженедельные или ежемесячные отчеты с последующей отправкой их по электронной почте владельцу сервера. Использование этого программного обеспечения позволяет получить ответы на следующие вопросы:
– Какие страницы пользуются наибольшей популярностью?
– Как на основе статистических данных об использовании источников входа на сервер увеличить количество его посетителей?
– Какова демография посетителей?
– Для какого вида браузера необходимо оптимизировать web-страницы?
– Какие поисковые машины создают наибольший трафик к серверу?
– Какая баннерная реклама привлекает наибольшее число посетителей?
– Какие ошибки или неправильные ссылки существуют на web-страницах сервера?
Особенности применения Интернет-технологий в комплексе маркетинга
Товарная политика
– Товар. Информационные технологии могут трансформировать товар и его физическую форму (информация, музыка, книги, справочники), а также обеспечивают возможность создания принципиально новых продуктов (Internet Security)
– Основная потребительская ценность товара не является самодостаточной. Товар с подкреплением при использовании Интернет может включать: предоставление информации о товаре и инструментов для проведения сравнительного анализа его характеристик с аналогами; возможность приобретения товара через Интернет; создание имиджа, формирование интернет-бренда; организация пред- и послепродажного обслуживания; формирование общественного мнения и создание удовлетворенности покупателя от приобретения и использования данного товара.
– Сервисное обслуживание. Сервис и поддержка потребителей могут быть расширены за счет применения Интернета путем представления максимальной информации продукте, эксплуатационной документации, представления ответов на часто задаваемые вопросы, проведения консультаций.
– Разработка новых товаров состоит из следующих этапов: поиск идей о новых товарах; их отбор; экономический анализ коммерциализации идеи нового товара; разработка товара; его испытание в условиях рынка; внедрение товара на рынок. Использование средств Интернета позволяет повысить гибкость этого процесса и ускорить его, усилить обратную связь с потребителями, построить эффективную систему взаимодействия между всеми подразделениями компании.
– Услуга. Интернет, во-первых, преобразует способы предоставления услуг, во-вторых, способствует появлению новых услуг. Например, наблюдается быстрый рост финансовых услуг, оказываемых через Интернет: банковское обслуживание через Интернет, услуги по работе через Интернет на фондовом и валютном рынках и интернет-страхование.
Ценовая политика
Основные направления влияния Интернет на ценовую политику состоит в следующем:
1. За счет кастомизации маркетинга можно делать более обоснованные рыночные предложения клиентам, в том числе за счет предложения специальных скидок с учетом интересов и степени лояльности клиентов.
2. Снижения цен на товары возможно за счет также обеспечиваются за счет более низких издержек и уменьшения числа посредников.
3. Интернет можно использовать как инструмент оценки спроса, например, интернет-аукционы. По сравнению с традиционной формой проведения имеются следующие преимущества:
- участниками интернет-аукциона могут быть все желающие независимо от их физического местонахождения,
- расширение числа участников приводит к увеличению числа подаваемых заявок, что повышает эффективность аукционной формы торговли;
- возможно выставление на аукцион большего числа предметов;
- участникам аукциона доступна самая подробная информация о выставляемых на продажу товарах;
- покупатели могут при помощи электронной почты или других средств коммуникации связываться с продавцом, для получения дополнительной информации.