Десять самых значительных образов XX века
Давайте уделим несколько минут анализу десяти рекламных образов, названных журналом Advertising Age самыми значительными за всю историю США. Если бы во время составления данного рейтинга термин «мем» уже вошел в моду, то он назывался бы не «10 самых значительных рекламных образов», а «10 самых успешных мемов*.
Обратите внимание на то, какие идеи выражают эти образы-мемы:
1. Ковбой Мальборо — сигареты «Marlboro».
2. Рональд Макдональд—рестораны быстрого
питания McDonald's.
3. Зеленый гигант Джолли — овощи Green
Giant.
4. Бетти Крокер — продукты питания Betty
Crocker.
5. Зайчик Энерджайзер — батарейки Energizer.
6. Пончик Пиллсбери — изделия из теста
Plllsbury.
7. Тетя Джемайма — смеси для выпечки блинов и сиропы Aunt Jemima.
8. Надувной человечек Мишлен — шины
Michelin.
9. Тигр Тони — хлопья KeUoggs.
10. Корова Элси — молочная продукция Borden.
Почти все рекламные кампании с этими героями завоевали признание американских покупателей задолго до того, как Ричард Докинз ввел в лексикон слово мем. Итак, каждый из вышеперечисленных образов несет в себе определенную идею. Всякий мем — это идея, но не всякая идея — мем.
Если идея очищена от всего второстепенного, выкристаллизована в самую суть, упрощена, превращена в экстракт и оформлена таким образом, что может быть передана покупателям через разнообразные медиаканалы (начиная с Интернета и заканчивая рекламным щитом), тогда она может стать мемом.
Но далеко не все-великие идеи, и тем более не все маркетинговые кампании, дают жизнь новым мемам. Для того чтобы всесторонне проанализировать эту тему, давайте рассмотрим десять рекламных слоганов, названных Advertising Аде самыми удачными маркетинговыми слоганами XX века. Некоторые из них стали мемами. Другие так и остались просто слоганами. Попробуем определить, какие из нижеперечисленных маркетинговых лозунгов можно смело считать мемами, памятуя о том, что рекламный мем всегда дает четкое представление о продвигаемых продукте или компании. Те же девизы, которым
не посчастливилось стать мемами, не создают никакого представления о рекламируемом продукте и его преимуществах.
Десять самых успешных слоганов XX века:
1. «Бриллианты вечны» (De Beers) — всего два
слова, ставшие успешным мемом.
2. «Просто сделай это!» (Nlfce) — три слова, не
ставшие мемом.
3. «Освежающая пауза» (Coca-Cola) — конечно, мем.
4. «Меньше добавок, больше вкуса» (Miller
Lite) — бесспорно, это мем.
5. «Мы стараемся больше» (Avis) — мем о самой компании.
6. «Вкусный до последней капли» (Maxwell
House) — мем о продукте.
7. «Завтрак чемпионов» (WheaHes) — еще один
успешный мем о продукте.
8. «Так она,..? Или нет?» (Clairol) — очень эффективный мем.
9. «А где же говядина?» (Wendy's) — недолго
вечный мем, если вообще мем.
10. «Когда идет дождь, с неба льется вода»
(Morton. Salt) — мем с визуальным образом.
Общественная совесть крайне редко диктует покупательское поведение человека. Как отмечает
Advertising Age, «некоторым покажется странным, а других просто шокирует то, что в рейтинг лучших рекламных кампаний попали два самых масштабных источника загрязнения окружающей среды (VW и Avis), вредная для здоровья сладкая вода (Coca-Colo), один ненавистный многим канцероген (Marlboro), два эксплуататора (DeBeers, Nike), поставщик аппетитных сердечно-сосудистых бомб замедленного действия (McDonald's), два торговца спиртным (Absolut и МШег Lite) и один охотник на невинных женщин (ClairoQ». К счастью, социально-ответственный маркетинг постепенно вступает в свои права.
Создавая свои мемы, воспользуйтесь опытом профессионалов, написавших достойные уважения рекламные слоганы:
«Смотри, мам, ни одной дырки!»
(зубная паста Crest) — мем продукта.
«Позвольте своим пальцам погулять по нашим страницам» (справочник «Yellow Pages») — мем с визуальным образом.
«Тают во рту, а не в руках»
(конфеты M&Ms) — мем продукта.
«Мы делаем жизнь лучше»
(General Electric) — не совсем мем.
Мемы вокруг нас
Разглядывая тотемы прошлых веков, современные татуировки, эмблемы различных клубов, символы организаций, можно обнаружить много мемов. Многим субкультурам также присуши собственные мемы. К примеру, мем кулыуры хиппи — яркая одежда, украшенная разноцветными шнурками и вышивкой, длинные волосы, цветы. Иероглифы — мем азиатской культуры, а египетские иероглифы — очень яркий мем культуры Древнего Египта. Мемы древних культур — это петроглифы, древние наскальные изображения. Многие праздники также обладают собственными мемами. К примеру, новогодние праздники породили множество мемов, например Деда Мороза и украшенную елку. А Пасха ассоциируется с расписными яйцами, веселыми зайцами и цыплятами.
Немаркетинговые мемы
Несмотря на то что в маркетинге часто используются эффективные мемы (к примеру, корова Элси компании Borden, рука и молоток компании Arm & Hammer, лев киностудии MGM, верблюд торговой марки сигарет Camel, гора кинокомпании Paramount женщина с факелом киностудии Columbia, медведь Смоки как символ пожарной
охраны в Америке и пес Макграфф как символ предотвращения преступности), большинство мемов не имеют ничего общего с рекламой. И очень жаль, что маркетологи еще не осознали эффективности мема как способа моментально передавать свои идеи покупателям. Позвольте привести примеры самых известных немаркетинговых мемов.
Поднятый вверх большой палец как символ путешествий автостопом.
Поднятый вверх большой палец как знак одобрения.
Средний палец как знак осуждения.
Три пальца — символ организации бойскаутов Америки.
Рыба — символ христианства.
Мигающие фары автомобиля как призыв: «Будь внимателен!»
Голубь с оливковой веткой как символ мира.
Женщина с завязанными глазами, держащая весы, как символ правосудия.
Змея, обвивающая бокал, как символ медицины.
Радуга — символ Гавайев, гомосексуализма и организации Rainbow.
Якорь — символ моряков.
Фламинго — символ американского штата
Флорида.
Ястреб — символ США. Q Пурпурный — цвет высшей знати.
Розовый треугольник — символ организаций геев и лесбиянок.
И один из современных мемов — «Это ваш окончательный ответ?»
Я перечислил здесь все эти примеры, чтобы показать многообразие форм, принимаемых мемами, и разнообразие идей (далеко не всегда маркетинговых), ими олицетворяемых.
Музыкальные мемы
Мемы могут быть не только вербальными и визуальными, но и музыкальными. Ниже перечислены музыкальные фразы из рекламных роликов, которые, по мнению журнала Advertising Age, стали самыми удачными напевами XX века:
1. «You deserve a break today» («Вы сегодня за
служили перерыв») — McDonald's.
2. «Be all that you can be» («Будь тем, кем ты можешь быть») — армия США.
•то, |
3. «Pepsi-Cola hits the spot» («Pepsi-Cola что нужно») — Pepsi-Cola.
4. «Mmmm, mrnmrn, good» («Ммм, ммм, здорово!») — Campbell's.
5. «See the USA in your Chevrolet» («Смотри на
Америку из окна своего Chevrolet») — GM.
6. 'I wish I was an Oscar Meyer wiener» («Я хотел
бы быть венской сосиской Oscar Meyer») —
Oscar Meyer.
7. «Double your pleasure, double your fun»
(«Удвой свое удовольствие, удвой свою радость») — жевательная резинка Wrigley's
Doublemlnt.
8. «Winston — tastes good like a dgarette should"
(«Winston — отличный вкус, такой должна
быть сигарета»} — сигареты Winston.
9. «It's the real thing» («Первоклассная вещь») —
Coca-Colo.
10. «A little dab'll do ya> («Добавь всего чуть-
чуть») — Brylcreem.
Эти музыкальные фразы принесли огромный успех продвигаемым продуктам. Некоторые из них сопровождались визуальными образами, к примеру, напев из рекламы жевательной резинки Doublemint, но большинство все-таки были исключительно музыкальными символами. И тем не менее стали успешными мемами.
Мем — это не просто революционный способ манипулировать человеческим разумом, созданный
фантазией маркетолога, это скорее продукт эволюции человеческой психологии.
Интересно, скажете вы, а как же маркетологи проводили свои кампании в те времена, когда мы еще ничего не знали о мемах и об искусстве их создания? Ответ прост: есть люди, талантливые в музыке, изобразительном искусстве, механике, а есть гениальные маркетологи, от природы наделенные даром создавать мемы.
Мем — это способ нажать на нужную кнопку
Самые эффективные мемы в маркетинге — те, которые помогают нажать на нужные эмоциональные кнопки. Самые важные эмоциональные кнопки человека — это страх, голод и секс. Рекламный мем, способный нажать на одну из этих кнопок, изначально нацелен на успех. Однако существуют и другие сферы влияния: мечты, жадность, острая потребность в чем-либо, власть, привлекательность, успех, уход от реальности, известность, гордость, подвиг, исключительность, решение проблем, любопытство, чувство вины, материнская и отцовская любовь, романтика, семья, путешествия, мода, адреналин, возбуждение, безопасность, здоровье, молодость, веселье и многие-многие другие. У каждого человека есть такие горячие кнопки — эмоциональные, рациональные или какие-либо другие. Лучшие мемы
безошибочно попадают в цепь, нажимая на нужные кнопки.
Что бы вы ни рекламировали, никогда не создавайте мем на основе пустых и бессмысленных фраз или образов. Мемы нужны для того, чтобы донести до людей определенную информацию. Когда компания Avis, занимающаяся прокатом автомобилей, создавала свой слоган «Мы на втором месте, а потому стараемся больше» (нужно отметить, очень успешный мем), она на самом деле была на третьем месте после Hertz и National Но этот мем, по сути неправдивый, помог ей и вправду занять второе место в сфере проката автомобилей. Это не значит, что вы должны искажать правду, как это сделала компания Avis. Я лишь хочу, чтобы вы поняли, что успешный мем помог компании изменить свою репутацию, добиться того, что покупатели по-новому посмотрели на Avis и выстроились в очередь за ее услугами. Объем продаж компании значительно увеличился, хотя расценки остались прежними, не изменились и сдаваемые в аренду авто, да и уровень обслуживания был все тем же. Всю тяжелую работу сделал мем.
А теперь совет мудрым; запуская маркетинговую кампанию или новый продукт, попытайтесь представить покупателям уже известное имя — готовый мем, как это сделала компания Lean Cuisine. Эффективные, уже завоевавшие доверие покупателей бренды помогут сэкономить много
денег — вам не придется обучать потребителей, рассказывая им о том, что это за компания и чем она занимается. Известное имя говорит само за себя. К сожалению, этого не знали очень многие компании — Lucent, Oracle, DHL, Agilent. Clngular, — потратившие кучу денег на то, чтобы поведать клиентам свою историю, вместо того чтобы сказать покупателям что-то важное о них самих. Известное имя удваивает силу мема. Приведу пример. ABC — известное имя успешной сети магазинов. Но оно также послужило гарантом отличной репутации для слабенького по своей сути мема компании, производящей детские игрушки.
Нет места бессмысленности
Я уже упоминал о том, что на рынок часто выходят компании, название которых ни о чем не говорит покупателям. Точно так же создается масса бессмысленных мемов. Вот вам пример. На огромном рекламном щите изображен автомобиль, припаркованный прямо на пляже. Надпись гласит: «Паркуйтесь, где вам угодно!' Звучит, как мем, и наверняка оказывает на покупателей такое же влияние. Но это не мем, потому что на билборде Jeep Wrangler выглядит точно так же, как все остальные внедорожники. Значит, эта реклама продвигает все четырех приводные автомобили,
а не только Jeep Wrangler. Это именно тот случай, когда маркетологи стремятся поразить всех своим умом и находчивостью, но совсем забывают об основной задаче — укрепить свой бренд и оказать определенное влияние на поведение покупателей. Создатели этого билборда сделали отличную рекламу, но забыли включить в нее свой продукт. Jeep Wrangler в данном случае не часть мема, а некоторая приставка к нему. Да, много лет назад джип представлял собой просто четырехприводный автомобиль. Но эти времена давно прошли, и сегодня нельзя продать машину только потому, что она оснащена приводом на четыре колеса. Партизаны никогда не живут вчерашним днем.
Партизаны маркетинга используют мемы как основу всей рекламы, как отправную точку своих кампаний. Однако они никогда не забывают о том, что процесс создания мема всегда начинается со стратегии, а лишь затем подключается идея. Ваща задача состоит в том, чтобы как можно проще выразить эту -идею. Чтобы помочь вам в поисках эффективной идеи Джефф Эйлинг создал следующий мем: «Когда вам нужен мем, на помощь придет TEAM*». TEAM — аббревиатура от английских слов «превратить», «усилить», «адаптировать» и «изменить».
* Команда (англ.}. — Примеч. пер.
Превратить — взять какой-нибудь немем и сделать из него мем. Я столкнулся с этим приемом в рекламном агентстве Leo Burnett. На совещании руководство попросило каждого члена креативной группы предложить свой вариант рекламного обращения для авиакомпании. Один из копирайте-ров зачитал незамысловатый сценарий рекламы, который заканчивался такими словами: «Итак, если вы хотите лететь в доброжелательных небесах с компанией United Airlines, убедитесь в том...' Начальник перебил его и сказал: «Том. прочитай эту фразу еще раз». Том вновь начал читать свое предложение, и глаза шефа засветились от восторга: «Доброжелательные небеса United Airlines. Слишком хорошая фраза, чтобы делать из нее рекламный ролик. Давайте построим вокруг нее всю кампанию!» Так он превратил обрывок фразы в настоящий мем.
Усилить — приукрасить какой-либо простой факт при помощи романтических элементов. Так поступила компания Burger King, раскрутив свою маркетинговую кампанию вокруг традиционного метода приготовления гамбургеров на открытом огне.
Адаптировать—использовать уже существующую концепцию в своих целях. Во многих американских супермаркетах администрация вешает таблички с надписью: «Не мните свежие овощи и фрукты». Компания по производству дорогих тканей Charmin решила воспользоваться этой
фразой, чтобы обратить внимание покупателей на утонченность своей продукции. Новый мем «Не мните, пожалуйста, Charmim вознес уже существующий бренд на вершины успеха.
Изменить — видоизменить всем известную фразу или образ и поставить ее на службу собственной торговой марке. Все мы знаем значение фразы «держать удар». Компания по производству часов Timex проложила себе дорогу к славе, несколько изменив известное выражение и использовав его для описания способности своих часов пройти любой «тест на прочность». Теперь мем компании Timex звучит так: 'Держит удар и продолжает тикать!-.
Мемы в кино
Дам вам еще один совет по поводу того, где черпать идеи для своих мемов. Поразмышляйте над тем. как создаются рекламные кампании кинофильмов. Чаще всего вся реклама основывается на ключевом кадре фильма, представляющем собой мем всего фильма — образ, за которым стоит идея. Подумайте о ключевой характеристике вашего товара или услуги и попробуйте превратить ее в мем.
Не рассчитывайте найти много мемов в средствах массовой информации. Вы вряд ли найдете успешные мемы в сети Интернет, не много их на телевидении и в ежедневных газетах. Это
одна из причин, по которым большинство рекламных объявлений остаются незамеченными, а маркетинговые бюджеты тратятся впустую. Рекламные заголовки должны интриговать, информировать — хотя бы закладывать семя для будущего мема. Однако редкие заголовки сегодня несут в себе интригу или ценную информацию. В них только рифмы, мишура и шаблонные фразы. Такую рекламу очень легко не заметить.