Структура и навигационные функции

Семинарское занятие № 2.

Система оценки сайтов

Задания:

1. Что такое «сайт»? – Найти определение и указать режим доступа.

Создайте свой набор критериев (не менее 10), которые вы, как пользователь, используете при оценке сайта.

3. Какие критерии предлагаются специалистами для оценки качества сайта? Для этого необходимо выявить ресурсы удалённого доступа, которые содержат данную информацию. Необходимо указать режим доступа к ним.

Выделите маркером из перечня те критерии, которые поддаются формализации достаточно просто и те, которые требуют пояснения.

5. Выберите один из «сложных» критериев и опишите его (самостоятельно или с использованием ресурсов удалённого доступа)

6. Ознакомиться с разделом «Типология сайтов». Какие ещё типы сайтов, помимо указанных, вы знаете?

Осуществите выбор двух сайтов, относящихся к одному типу.

8. Проведите сравнительный анализ двух сайтов в соответствии с определёнными вами параметрами.

- В качестве образца приводится таблица, которая должна быть скорректирована / изменена с учётом ваших критериев.

- Составьте собственную таблицу и проведите сравнение.

* * *

Типология сайтов

По своим функциям и свойствам сайты бывают: визитками, промоакциями, электронными магазинами, информационными сайта­ми, корпоративными представительствами, порталами, системами управления предприятием.

1. Визитка— краткий, компактный, лаконичный сайт, содержа­щий общую информацию о компании и роде оказываемых услуг.

Цель такого сайта презентационная.

Свойства:

• характеристика контента — логотип, контакты, персоналии, история, род деятельности и предоставляемые услуги.

• количество страниц — менее 15;

• тип и характеристика дизайна — несложный деловой дизайн;

• система навигации — максимально прозрачная и простая;

• частота и необходимость обновления — по мере необходимости;

• посетители — целевая аудитория и партнеры;

• наличие баннеров — не рекомендуются (презентационный проект не должен сам зарабатывать деньги);

• рекламная кампания — индексация в поисковых системах, обмен ссылками с дружескими сайтами.

Задачи:

• дать общее представление о компании;

• максимально заинтересовать в покупке или иных формах ком­муникаций с компанией;

• привлечь клиентов и партнеров;

• обеспечить запоминаемость и узнаваемость у потенциальных клиентов и партнеров.

2. Промоушн-сайт — сайт, являющийся прямой рекламой от­дельно взятого товара или события.

Цель — рекламно-маркетинговая. Свойства:

• характеристика контента — яркий и динамичный сайт, как правило, с использованием flash-технологий, содержит ин­формацию о продукте, явлении, действии, услугах, координа­ты и информацию о путях их получения;

• количество страниц — 10—15;

• тип и характеристика дизайна — яркий рекламный дизайн с элементами flash, запоминающийся и бросающийся в глаза;

• система навигации — самая простая;

• частота и необходимость обновления — не нуждается в обнов­лении, так как создается на период рекламы того или иного продукта, товара или услуги;

• посетители — целевая аудитория;

• наличие баннеров — возможно;

• рекламная кампания — отображается на основном сайте компании и индексируется в поисковиках.

Задачи:

• проинформировать пользователя об услугах, действии или явлении;

• привлечь новых клиентов;

• заинтересовать общественность;

• повысить известность и популярность компании.

3. Электронный магазин — сайт, предназначенный для продажи товаров, услуг через интернет. Как правило, содержит каталог продукции, прайс-листы, систему заказов.

Цель — маркетинговая. Свойства:

• характеристика контента — система заказа, подробное описание условий заказа, а также описание товара, как правило, в системе каталога, возможно наличие кабинета пользователя, хорошо организованная система поиска;

• количество страниц — от 100;

• тип и характеристика дизайна — деловой дизайн;

• система навигации — максимально удобная и простая система навигации;

• частота и необходимость обновления — частое обновление;

• наличие баннеров — баннерная система;

• рекламная кампания — широко развита рекламная кампания, возможно использование услуг веб-студий по продвижению и раскрутке сайтов.

Задачи:

• обеспечить возможность покупки;

• привлечь покупателей;

4. Информационный сайт — сайт, который содержит исчерпывающую информацию по некоторой предметной области. Сайты это­го типа, как правило, содержат множество статей различных авторов, а также такие услуги, как опросы, голосование, рассылки. Сайт носит в основном некоммерческий характер.

Цель — информационная и коммуникативная.

Свойства:

• характеристика контента — статьи и публикации, интерактивные сервисы: опросы, голосование, чат;

• количество страниц — от 50;

• тип и характеристика дизайна — в зависимости от специфики информационного наполнения может быть как креативным, так и строго деловым;

• система навигации — сложная;

• частота и необходимость обновления — частое (оперативное) обновление;

• наличие баннеров — баннерная система обеспечивает финансовую поддержку сайта;

• рекламная кампания — в зависимости от задач заказчика.

Задачи:

• дать максимальную и исчерпывающую информацию;

• обеспечить запоминаемость.

5. Корпоративное представительство— автоматизация деятель­ности компании. Может включать электронный магазин, систему заказов, коммуникационные сервисы, электронный обмен докумен­тами, переговоры в режиме онлайн и т.д.

Цель — организационно-менеджерская.

Свойства:

• характеристика контента — магазин, информационный сайт, система управления предприятием, сайт-визитка. Как правило, при­сутствует кабинет пользователя, объемное количество сервисов, предназначенных для решения задач компании;

• количество страниц — варьируется в зависимости от наполнения; как правило, от 50 страниц;

• тип и характеристика дизайна — деловой, зависимый от специфики компании, отражающий фирменный стиль компании;

• частота и необходимость обновления — по мере необходимости;

• наличие баннеров — баннеры на корпоративном сайте считаются плохим тоном;

• рекламная кампания — в зависимости от задач компании.

Задачи:

• автоматизация предприятия;

• предоставление информационных услуг;

• сервисное обслуживание клиентов и посетителей;

• учет бухгалтерии, заказов, изменений через веб-ресурс.

6. Портал — крупный веб-ресурс, предназначенный для форми­рования некоего интернет-сообщества. Портал может объединять множество различных сервисов, предоставлять клиентам возможность покупки товаров, партнерам — обмен информацией.

Цель — коммуникативная.

Свойства:

• характеристика контента — широкий спектр услуг: опросы, форумы, голосование, чат, онлайн-операторы для оказания консультацион­ной помощи, большое количество информации, служба поддержки;

• количество страниц — от 100;

• тип и характеристика дизайна — самый разнообразный, в зави­симости от специфики портала и политики компании;

• система навигации — сложная;

• частота и необходимость обновления — обновление происходит
по разделам или какой-то небольшой информации, но системно и регулярно;

• наличие баннеров — баннерная система;

• рекламная кампания — в идеале портал работает как самоорганизую­щаяся и саморазворачивающаяся система и не требует раскрутки.

Задачи:

• постоянное развитие ресурса;

• дополнительный заработок на предоставлении рекламных мест другим компаниям (при условии высокой посещаемости ресурса).

7. Система управления предприятием— сайт, интегрированный в корпоративную информационную систему управления предприятием (интернет + интранет).

Цель — информационная и организационно-менеджерская.

Свойства:

• характеристика контента — наличие встроенной системы управления предприятием в веб-ресурс, система санкционированного доступа, система защиты информации;

• количество страниц — более 50;

• тип и характеристика дизайна — деловой;

• система навигации — сложная;

• частота и необходимость обновления — частое;

• посетители — сотрудники предприятия, клиенты, партнеры;

• наличие баннеров — не рекомендуется;

• рекламная кампания — любая.

Задачи:

• информационная поддержка деятельности предприятия;

• презентация компании в интернете;

• сервис и поддержка клиентов;

• оказание услуг;

• учет товара, услуг, заказов, действий пользователей через веб-ресурс.

Как правило, компании не афишируют наличие такой встроен­ной системы управления на сайте.

* * *

Для определения месторасположения сервера, используйте следующие ресурсы:

http://www.pr-cy.ru/analysis

http://www.ripn.net/nic/whois/

http://toolbar.netcraft.com/

Сравнительная таблица *

  Критерии Сайт
Эталон - max №1 №2
Критерий Дизайн Оформление    
Удобство    
Размещение    
Итого    
Текстовое наполнение Содержание    
Правильность языка    
Актуальность    
Итого    
Структурирование Свойства текста    
Структура информации    
Итого    
Навигация Простота    
Понятность    
Удобство    
Итого    
Итого    

____________

* Предполагается сравнение сайтов одного типа.

№1 –

№2 -

* * *

Система оценки сайтов.

На настоящее время нельзя говорить о существовании общепринятой системы оценки сайтов. Существует множество различных вариантов оценки, включающих разные критерии. В зависимости от их авторства их можно систематизировать следующим образом:

- конкурсные системы оценок

- системы оценок, предлагаемые фирмами, создающими сайты

- системы оценок, предлагаемые фирмами, в комплекс услуг которых входит оценка сайтов

- авторские системы оценок, созданные в научных целях.

Систематизация систем оценки сайтов по авторству хорошо коррелирует с распределением данных систем по целям их создания, глубине анализа, степени проработки и качеству [1].

Мы рассмотрим систему оценки, предложенную учредителями Интернет-премии международной специализированной выставки ТИБО. Она является профессиональной премией, ежегодно присуждаемой сетевым работам, созданным в белорусском секторе Интернет, за весомые социо-культурные, технологические и художественные достижения в области информации, культуры, искусства и образования.

Жюри руководствуется следующими критериями:

Содержание.

Содержание — весь объем информации, представленной на сайте. Информационное наполнение должно привлекать внимание посетителя и отвечать теме сайта, его форма должна соответствовать аудитории — материалы должны быть ясны, кратки и действенны в среде Интернет.

При оценке содержания следует учитывать его соответствие законодательству Республики Беларусь, в частности, статье 5 Закона Республики Беларусь «О печати и других средствах массовой информации» (недопустимость злоупотребления свободой массовой информации).

Структура и навигационные функции.

Структура и навигационные функции характеризуют организацию информации на сайте и возможности перемещения между его разделами. Навигационные возможности должны предоставить возможность быстро получить требуемую информацию.

Визуальное оформление.

Наши рекомендации