Понятие об информационных технологиях в туризме
Любые управленческие информационные процессы включают в себя процедуры:
· регистрации,
· сбора,
· передачи,
· хранения,
· обработки,
· выдачи информации;
· принятия управленческих решений.
Информационные технологии представляют собой те средства и методы, с помощью которых реализуются эти процедуры в различных информационных системах.
В туристическом бизнесе наиболее распространены автоматизированные информационные технологии, в которых выработка управляющего воздействия возложена на человека — лицо, принимающее решение (ЛПР).
Т.к. современные информационные системы очень сложны, их делят на подсистемы:
· Подсистема технического обеспечения.
· Подсистема программного обеспечения.
· Подсистема информационного обеспечения.
· Подсистема организационного обеспечения.
· Подсистема правового обеспечения.
· Подсистема эргономического обеспечения.
Техническое обеспечение представляет собой комплекс технических средств, обеспечивающих функционирование информационной системы.
В него входят персональные компьютеры, периферийное оборудование (принтеры, сканеры, плоттеры и т.д.), средства коммуникации и связи (модемы, сетевые платы и т.д.), а также средства оргтехники (ксероксы, факсы и т.д.).
Программное обеспечение — это совокупность программ и документации на них, реализующих основные функции информационной системы.
Рынок программного обеспечения, предназначенный для реализации задач в области туризма, достаточно обширен. Необходимость разработки собственного программного обеспечения возникает только при решении уникальных задач.
Современные информационные системы предполагают, как правило, слияние различных программных продуктов.
В состав информационной системы входят:
· средства ведения документооборота;
· информационного обеспечения управления,
· информационной поддержки туризма,
· коммуникационное программное обеспечение,
· средства организации коллективной работы сотрудников.
Информационное обеспечение представляет собой совокупность информационной базы предметной области и средств и методов ее обработки. Создание информационной базы в области туризма является одной из сложнейших проблем. Прежде всего встают вопросы проектирования информационной базы, которые являются определяющим условием успешной работы всей системы в будущем. Не менее трудоемкой задачей является наполнение информационной базы конкретными данными.
Организационное обеспечение представляет собой комплекс методов и правил организации работы с информационной системой, а также описание должностных инструкций пользователей информационной системы
Несоблюдение правил пользования информационной системой и невыполнение должностных инструкций могут привести к неадекватности базы данных и, как следствие, к принятию неправильных управленческих решений.
Пример. В системах управления гостиничными комплексами несвоевременный ввод информации о состоянии номерного фонда может привести к снижению эффективности работы всей гостиницы.
Правовое обеспечение включает в себя комплекс правовых норм и прав пользователей информационной системы. Эта подсистема обеспечивает ограничение доступа к данным различных категорий пользователей, как правило, путем организации парольного доступа.
Кроме того, в настоящее время одними из важнейших вопросов становятся проблемы защиты информации от несанкционированного доступа.
Эргономическое обеспечение предполагает разработку рекомендаций и норм правильной организации рабочего места пользователя системы, в том числе правильное расположение компьютеров в помещении, соблюдение необходимого уровня освещенности, установление нормирования работы пользователя за компьютером и т. п.
2.Назначение информационно – вычислительных сетей (ИВС). Классификация ИВС по географическим масштабам. Классификация ИВС по способу передачи информации.
Назначение
Компьютерные (информационно – вычислительные) сетиобеспечивают:
· высокую скорость обработки информации;
· удобные средства ее хранения и передачи.
Компьютерные (информационно – вычислительные) сети – это совокупность ПК, объединенных посредством телефонной сети, а также специализированными сетями передачи данных.
Абоненты сети – объекты, генерирующие или потребляющие информацию в сети. Это: отдельные ЭВМ, комплексы ЭВМ, терминалы, промышленные роботы, станки с ЧПУ. Любой объект подключается к станции.
Станция– аппаратура, которая выполняет функции, связанные с передачей и приемом информации.
Абонентская система- это совокупность абонента и станции.
ЭВМ, подключенные к сети, делят на рабочие станции и сервера.
Сервер – это мощный компьютер, который используется для хранения информации в сети (более 140 млн.).
Физическая передающая среда– линия связи, по которой распространяются электрические сигналы и аппаратура для передачи данных. В качестве линий связи используют: телефонные линии, пары проводов, коаксильные кабели, оптоволоконные кабели, беспроводное подключение с помощью радиоволн.