Место курсовой работы на 2 курсе среди других учебных дисциплин

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего

Профессионального образования

"Ивановский государственный университет"

Кафедра зарубежной литературы

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛИЗАЦИЮ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

По написанию, оформлению и защите курсовых работ для студентов 2 курса факультета РГФ

Иваново

Ивановский государственный университет

Составители: доктор филологических наук О. Ю. Анцыферова;

доктор филологических наук А. Н. Таганов;

доктор филологических наук Ю. Л. Цветков;

Методические указания включают материалы по написанию, оформлению и защите курсовых работ по зарубежной литературе. Предназначены студентам 2 курса факультета РГФ и студентам-старшекурсникам, специализирующимся по зарубежной литературе. Издание 2-е, исправленное и дополненное.

Печатается по решению методической комиссии

факультета романо-германской филологии

Ивановского государственного университета

Рецензент

доктор филологических наук Н. В. Капустин (ИвГУ)

© Ивановский государственный

университет, 2009



СТРУКТУРА И ОСОБЕННОСТИ

СПЕЦИАЛИЗАЦИИ ПО ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

Специализация является важнейшим моментом в формировании профессиональных навыков студентов, органично связанным с другими профилирующими дисциплинами, которые формируют круг знаний и умений будущего специалиста.

Специализация позволяет студенту сориентироваться при выборе той области филологической науки, в которой он желал бы получить более углубленные познания и навыки, дает ему возможность оптимальным и полным образом реализовать свои профессиональные интересы и личностные качества. Кроме того, специализация открывает студенту путь к научной деятельности.

Официально специализация на факультете РГФ начинается с 4 курса. С этого момента студенты, избрав направление своей работы, занимаются дифференцировано в спецкурсах и спецсеминарах как лингвистического, так и литературоведческого профиля. Однако фактическое начало специализации происходит на 2—3 курсах, так как, согласно учебным планам, все студенты второго года обучения обязаны написать курсовую работу по зарубежной литературе, все студенты третьего года обучения —по лингвистическим дисциплинам. Таким образом, пройдя через опыт написания подобного рода работ, студент получает возможность составить себе представление о специфике различных направлений филологической науки, оценить свои способности, выявить круг своих интересов с тем, чтобы на четвертом курсе сознательно, со знанием дела окончательно избрать для себя специализацию. Без оценки за курсовую работу студент не допускается к сессии.

МЕСТО КУРСОВОЙ РАБОТЫ НА 2 КУРСЕ СРЕДИ ДРУГИХ УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН

Написание курсового сочинения по зарубежной литературе на втором курсе представляет собой важный, но вместе с тем и достаточно сложный момент в учебной деятельности студентов, так как опыта подобного рода работы к этому моменту они не имеют. Между тем, именно такого плана деятельность составляет важнейшую часть специализации, именно она лежит в основании итоговой отчетной работы студента — в написании дипломной работы. В силу этого особое внимание студенты должны обратить на те специальные дисциплины и формы обучения, которые теснейшим образом связаны с написанием курсовой работы. В первом семестре второго года обучения предусматривается специальный коллоквиум (12 часов), посвященный подробному анализу всех этапов работы над курсовым сочинением, а также спецкурс “Принципы анализа художественного текста”, предполагающий детальное рассмотрение основных форм работы над художественным произведением, выявление специфики художественного текста, основных его эстетических уровней, обзор главных направлений в интерпретации текста, формирование необходимых навыков исследования различных литературных явлений.

Следует подчеркнуть, что успешное написание курсовой работы возможно лишь при условии освоения материала названных дисциплин. Только они дают тот уровень знаний и умений, который необходим при решении задач, стоящих перед студентом, пишущим курсовую работу.

Курсовая работа ни в коем случае не должна сводиться к пересказу содержания анализируемого произведения или к конспектированию литературоведческих трудов, посвященных ему!

Работа над курсовым сочинением предполагает овладение специальными литературоведческими понятиями, навыками, терминологией, которое и исследуются в рамках указанных предметов.

Кроме того, для успешного написания курсовой работы необходим определенный уровень литературоведческого кругозора, который формируется у студента литературоведческими дисциплинами, начиная с первого курса, поэтому необходимо помнить, что при работе над курсовым заданием следует использовать тот опыт, который был усвоен в ходе изучения таких предметов, как лекционные и практические курсы по античной литературе и истории зарубежной литературы, а также по введению в литературоведение и по истории отечественной литературы. Материалы этих дисциплин должны быть активно задействованы в работе над курсовым сочинением.

На протяжении всей работы над курсовым сочинением, начиная с выбора темы, студент должен активно использовать такую форму работы, как индивидуальные консультации со своим научным руководителем, при этом инициатива должна исходить, прежде всего, от студента. Консультационная работа происходит на протяжении обоих семестров вплоть до завершения к точно обозначенному сроку курсового сочинения.

Опыт, полученный при написании курсовой работы по зарубежной литературе, вполне может стать началом будущей специализации. В этом случае возникает ее оптимальный вариант, когда тема, избранная на втором курсе, разрабатывается далее на четвертом курсе (курсовая работа) и ложится в основание дипломной работы, выполняемой на пятом курсе. В этой связи особое внимание на втором курсе студентам, которые уже определили для себя выбор специализации, следует обратить на выбор тематики работы, с тем, чтобы иметь возможность продолжить исследование, начатое на этом курсе, и в дальнейшем.

ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ,

ЕЕ ОБЪЕМ И СТРУКТУРА

В первом семестре второго курса проводятся групповые занятия — коллоквиумы. Цель коллоквиума —привить навыки по сбору критической литературы, по оформлению цитат, сносок, списков использованной литературы. Окончательный итог коллоквиума — написание под руководством преподавателя реферата. На коллоквиумах проводится контроль прочитанных художественных текстов —лектура, заслушиваются и обсуждаются студенческие рефераты, написанные по конкретным темам.

Выбрав предложенную тему курсового сочинения, студент приступает к чтению одного или нескольких художественных текстов на языке оригинала или в русском переводе. На основе этих текстов будет выполняться исследовательская, или аналитическая часть курсовой работа. Если художественные произведения созданы классиками национальных литератур, то в первую очередь следует прочитать их произведения в собраниях сочинений, обращая особое внимание на комментарии и послесловия. Использовать для работы целесообразно самое позднее по году издания собрание сочинений. Тот же принцип сохраняется и при чтении произведений авторов, чьи собрания сочинений еще не изданы. Внимательно должны быть прочитаны все издания и переводы избранного произведения. В исследовательской работе следует использовать только последний перевод, так как уровень переводческого мастерства в последние десятилетия неизмеримо возрос.

После неоднократного прочтения художественного текста проводится лектура, в ходе которой проверяются все важнейшие смысловые и формальные особенности анализируемого произведения. Под руководством преподавателя конкретизируется цель исследования.

Дальнейшие усилия студента должны быть направлены на сбор библиографических материалов в кабинете зарубежной литературы (ауд. 252, 3 корпус), университетской библиотеке и в областной научной библиотеке. На основе собранного критического материала (монографии, статьи, авторефераты диссертаций) пишется реферат, объем которого должен составлять 8—12 страниц. Реферат, как и вся курсовая работа, должен быть либо набран на компьютере (кегль 13—14, интервал полуторный), либо написан от руки лично автором разборчивым почерком, пастой темного цвета. Обязательно оставлять поля, достаточно широкие, чтобы преподаватель мог делать на них свои замечания и поправки!

Работа над аналитической частью курсового сочинения (второй семестр) проводится в форме индивидуальных консультаций с научным руководителем. Такие консультации назначаются в весеннем семестре один раз в неделю по согласованию с преподавателем. На индивидуальных консультациях обговаривается развернутый план аналитической части. Это план в окончательном виде будет представлен на второй странице курсовой работы как план основной части курсового сочинения. Затем, в зависимости от конкретного материала и возможностей студентов, последовательно ведется работа над выполнением плана, отдельные пункты которого должны превратиться в законченные по мысли и форме подразделы (подглавки) аналитической части. Соединенные логикой рассуждения воедино, они станут основой текста курсовой работы. Объем этой исследовательской части должен быть не менее 15—20 страниц.

Итоговой смысловой частью курсового сочинения является заключение, занимающее 1—2 страницы. В нем формулируются основные выводы исследования.

Завершает курсовую работу список использованной литературы, свидетельствующий об объеме прочитанных источников на разных языках, уровне изучения исследуемой проблемы и о приобретенных навыках в работе с научной литературой.

Выполненную в черновом варианте курсовую работу студент отдает на просмотр руководителю. С учетом сделанных замечаний вносятся изменения и дополнения. При существенной переработке отдельных разделов руководитель может вторично проверить черновик. Одобренный преподавателем чистовой вариант законченной курсовой работы допускается к защите.

Таким образом, в каждом курсовом сочинении выделяются следующие структурные элементы:

1. Титульный лист. Цифра —1 — на нем не ставится (см.: Приложение, п.1.

2. План курсовой работы. (см.: Приложение, п.2.

3. Введение, (или реферат). Обзор творчества того или иного писателя в отечественном и зарубежном литературоведении. (см. раздел "Написание реферата").

4. Основная часть. Исследование по теме курсовой работы (см. раздел "Анализ художественного произведения").

5. Заключение (см. раздел "Заключение курсовой работы").

6. Список использованной литературы (см.: Приложение, п.5).

Наши рекомендации