Средства работы с табличными базами данных

Современные базы данных представляют собой набор таблиц, имеющих между собой сложные связи. Excel позволяет создавать базы данных непосредственно на рабочем листе. В первом приближении база данных представляет собой самую обычную таблицу, называемую списком. Столбцы списка называют полями, а строки списка − записями. MSExcel обладает мощными средствами по работе со списками: консолидация, фильтрация, промежуточные итоги и сводные таблицы.

Консолидация рабочих листов

При консолидации рабочих листов происходит обобщение однородных данных из разных источников, причем, предназначенные для консолидации рабочие листы совсем не обязаны иметь одну и ту же структуру.

Например, рассмотрим обработку данных об объемах продаж фирмы «BP» за первый квартал текущего года.

Средства работы с табличными базами данных - student2.ru Средства работы с табличными базами данных - student2.ru
Средства работы с табличными базами данных - student2.ru  

Для консолидации данных на отдельном рабочем листе надо выполнить следующие действия:

1. Указать диапазон назначения, где должны располагаться консолидируемые данные. Можно указать не весь диапазон, а только его левую верхнюю ячейку, например, A1.

2. Выбрать команду Данные| Работа с данными| Консолидация. На экране отобразится диалоговое окно Консолидация.

3. В списке функция выбираем функцию, с помощью которой будет производиться консолидация. В данном случае выбираем Сумма.

4. В поле Ссылка указать исходный диапазон данных (непосредственно с помощью мыши), который должен быть консолидирован. В данном случае Январь!$A$1:$B$7. В результате диапазон будет добавлен в Список диапазонов.

5. Повторяем пп. 3, 4 для других консолидируемых диапазонов Февраль!$A$1:$B$7 и Март!$A$1:$B$7.

6. Определяем способ консолидации данных: согласно расположению в диапазоне или согласно заголовкам строк и столбцов. Если консолидация происходит по расположению, снимаем флажки Подписи верхней строки и Значения левого столбца. В данном случае устанавливаем оба флажка.

7. Указываем, что должен содержать диапазон назначения: фиксированные значения, которые в дальнейшем не будут изменяться при изменениях в исходных данных, или связанные величины, обновляющиеся при изменениях в исходных данных. Если фиксированные значения, то снимаем флажок Создавать связи с исходными данными. В данном случае этот флажок надо установить.

8. Нажимаем кнопку ОК.

Средства работы с табличными базами данных - student2.ru

В результате получаем рабочий лист Консолидация.

Средства работы с табличными базами данных - student2.ru

Сортировка данных

Сортировка позволяет выстраивать данные в алфавитном или цифровом порядке по возрастанию или убыванию. MSExcel может упорядочивать строки списков и баз данных, а также столбцы рабочих листов.

Рассмотрим пошаговое описание сортировки на примере зачетной ведомости студентов двух групп, которые надо объединить в один алфавитный список.

Средства работы с табличными базами данных - student2.ru

Для этого выделяем сортируемый список вместе с заголовкам и выполняем команды: Данные| Сортировка и фильтр. На экран выводится диалоговое окно Сортировка. В этом олне можно задать дополнительные прараметры (сортировать столбцы), порядок сортировки отдельно для каждого из полей, а также имеется ли в этом списке строка заголовка. При этом в списках Сортировать по и Затем по определяется, по каким полям диапазона будет идти сортировка

Средства работы с табличными базами данных - student2.ru

В результате получаем список

Средства работы с табличными базами данных - student2.ru

Замечание. В диалоговом окне параметры сортировки можно задать особый параметр сортировки, например, по дням недели или потребовать учета регистра символа. При учете регистра и при сортировке по возрастанию символы нижнего регистра предшествуют тем же символам верхнего.

Удаление повторяющихся значений

Удалить повторяющиеся данные из выделенного диапазона можно выполнив команду Данные| Работа с данными| Удалить дубликаты. На экране отобразится диалоговое окно Предупреждение об удалении дубликатов.

Средства работы с табличными базами данных - student2.ru

После выполнения команды Удалить дубликаты, появиться диалоговое окно, содержащее ряд с обрабатываемыми данными.

Средства работы с табличными базами данных - student2.ru

После нажатия кнопки ОКна экран будет выведена информация о количестве удаленных повторений.

Средства работы с табличными базами данных - student2.ru

Использование автофильтра

Автофильтр позволяет произвести фильтрацию данных в списке очень простым и легким в использовании методом − строка заголовка базы данных преобразуется в группу раскрывающихся списков, позволяющих задать условие фильтрации для каждого из полей. Автофильтр производит скрытие строк, не удовлетворяющих критерию. Стоит помнить, что Excel скрывает при этом всю строку, и данные находящиеся слева или справа от списка, могут стать недоступными после фильтрации.

Для того чтобы применить средство автофильтрации для списка необходимо:

1. Выбрать список, выделив диапазон либо ячейку, принадлежащую списку.

2. Выполнить команду Данные| Сортировка и фильтр| Фильтр.

3. Открыть раскрывающийся список в заголовке поля, для того чтобы задать условие фильтрации для поля со списком.

4. Выбрать в этом списке необходимый способ фильтрации. Данные будут отфильтрованы в соответствии с выбранным вариантом.

Средства работы с табличными базами данных - student2.ru

Промежуточные итоги

Прежде чем подводить прмежуточные итого надо отсортировать записи по тем параметрам, по которым будут подводиться итоги.

Для поведения простых промежуточных итогов надо сделать следующее:

1. Выделить диапазон, подлежащий обработке.

2. Выполнить команду Данные| Структура| Промежуточный итог.

3. В открывшемся диалоговом окне Промежуточные итоги

Установить в качестве значения поля При каждом изменении в названии нужного столбца таблицы;

В поле Операция задать производимую операцию;

В поле Добавить итоги по установите флажки против названий тех столбцов таблицы, к которым будет применяться операция, заданная в поле Операция.

4. Установить флажок Заменить текущие итоги.

5. При необходимости установить флажок Конец страницы между группами − если требуется, чтобы конец страницы (при печати) не разрывал данные по одной группе.

6. Установите флажок Итоги под данными − в этом случае окончательные итоги будут выведены в нижней части таблицы

7. Нажать ОК.

Например, найдем средний бал в каждой группе групп.

Средства работы с табличными базами данных - student2.ru

Окончательно, будем иметь:

Средства работы с табличными базами данных - student2.ru

Применение функций базы данных

В Excel существует ряд функций базы данных, которые можно использовать для подсчета статистических значений. Список функций и их синтаксис можно найти в Мастере функций, для доступа к которому нужно выполнить: Формулы| Вставить функцию.

Средства работы с табличными базами данных - student2.ru

Функции базы данных независимо от различий в названиях и выполняемых вычислений, используют аргументы

имя_функции(база_данных, поле, критерий).

Аргументы функции базы данных предоставляют следующую информацию:

база_данных − это аргумент, который определяет диапазон, содержащий таблицу и обязательно включающий верхнюю строку с названием полей;

поле − аргумент, определяющий поле, значения в котором будут подсчитываться с помощью функции базы данных;

критерий − аргумент, определяющий адрес диапазона с критерием, который используется при определении подсчитываемых значений. В этот диапазон должно быть включено хотя бы одно название поля, которое задает поле, значения в котором будут оцениваться, и одна ячейка со значениями или выражением, используемым при оценке.

Например, имеется таблица, содержащая данные о количестве деталей.

Средства работы с табличными базами данных - student2.ru

Используя функцию БДСУММ найдем суммы качественных и бракованных деталей каждого вида для цеха № 1. Предварительно на рабочем листе создадим критерии:

Средства работы с табличными базами данных - student2.ru

Затем, заполняем таблицу для цеха № 1.

Средства работы с табличными базами данных - student2.ru

Сводная таблица

Сводные таблицы являются одним из наиболее мощных средств MSExcel по анализу баз данных, помещенных в таблицыили списки. Сводная таблица не просто группирует и обобщает данные, но и дает возможность провести глубокий анализ имеющейся информации.

При создании сводной таблицы пользователь распределяет информацию, указывая, какие элементы и в каких полях сводной таблицы будет содержаться. Поле − это некоторая совокупность данных, собранных по одному признаку. Элемент − отдельное значение, содержащееся в поле. Обычные таблицы могут быть только двумерными. Сводная таблица является многомерной. Её можно сравнить со стопкой листов: виден только верхний лист, но в любой момент можно вытащить наверх любой необходимый. Сводная таблица всегда связана с источником данных. Сама она предназначена только для чтения, а изменения нужно вносить в исходные таблицы.

Опишем пошаговый процесс создания сводной таблицы на примере таблицы, содержащей данные о качестве деталей. В данном случае назначение сводной таблицы − подвести итоги по типам (болты, винты, гайки), качеству деталей и по цехам.

Сводные таблицы создаются одним из следующих способов:

с помощью средства Мастер сводных таблиц и диаграмм;

командой на ленте Вставка| Таблицы| Сводная таблица| сводная таблица.

Использование команды Мастер сводных таблиц и диаграмм более удобно и предоставляет больше возможностей. Сначала поместим мастер сводных таблиц и диаграмм на Панель быстрого доступа. Для этого надо

1. Перейти на вкладку Файл;

2. Открыть Параметры;

3. Выбрать Настройки;

4. В раскрывшемся списке Выбрать команды из выберети пункт Все команды, и в нем команду Мастер сводных таблиц и диаграмм;

5. Нажать кнопку Добавить

6. Нажать ОК.

Для того чтобы создать сводную таблицу:

1. На панели быстрого доступа в поле Вставка щелкнуть левой кнопкой мыши по значку Мастер сводных таблици диаграмм. На экране появится окно Мастер сводных таблици диаграмм - шаг 1 из 3. Установите переключатели так, как это показано на рисунке и нажмите кнопку Далее.

Средства работы с табличными базами данных - student2.ru

2. На втором шаге выбираем диапазон данных на основе которых будет создана сводная таблица.

Средства работы с табличными базами данных - student2.ru

3.На третьем шаге выбираем расположение таблицы на новый лист

Средства работы с табличными базами данных - student2.ru

После выполнения описанных действий на рабочем листе появится пустой макет новой сводной таблицы.

Средства работы с табличными базами данных - student2.ru

Замечание 1. Для создания сводной таблицы средствами ленты выполняем команды: Вставка| Таблицы| Сводная таблица| Сводная таблица. В открывшемся окне Создание сводной таблицы указываем диапозон и затем нажимаем ОК.

Замечание 2. Если структура сводной таблицы не отобразится, то следует выполнить команды: Работа со сводными таблицами| Параметры| Сводная таблица| Параметры. В диалоговом окне Параметры сводной таблицы перейти на вкладку Вывод и установить флажок Классический макет сводной таблицы (разрешено перетаскивание полей).

Средства работы с табличными базами данных - student2.ru

Далее переходим к заполению полей сводной таблицы. Для настройки структуры сводной таблицы в нашем примере нужно сделать следующее:

1. Перетащить поле Цех в область Названия строк. Тем самым задаем групировку по цехам.

2. Перетащить поле Квартал в область Названия столбцов (задаем группировку по кварталам);

3. Перетащить поле Деталь в область Фильтр отчета. В результате сводная таблица будет либо представлять данные по отдельной детали (выбранной в списке), либо сразу по всем деталям, если выбран вариант Все.

4. Перетащить поля Качественные, Брак и Всего в область ∑ Значения.

Полученный результат показан на рисунке.

Средства работы с табличными базами данных - student2.ru

При создании сводной таблицы в графе Общий итог подсчитывается сумма значений из поля данных.

Чтобы изменить название поля или элемента, выделяем необходимую ячейку и набираем новое имя.

Чтобы удалить поле строки, столбца или страницы, надо перетащить удаляемое поле за пределы сводной таблицы.

Если в исходную таблицу были внесены какие либо изменения, то результаты в сводной таблице не изменятся до тех пор, пока не будет произведено обновление. Для обнавления сводной таблицы нажимаем кнопку Обновить в группе инструментов Данные на вкладке Параметры. При обнавлении таблицы учитываются:

изменения данных в поле данных;

появление новых или изменение существующих элементов;

удаление полей данных.

Наши рекомендации