Общие требования к выполнению ПКЗ
Работа выполняется в соответствии с формулированными заданиями. Несамостоятельные (заказные, покупные), идентичные работы оцениваются 0 баллов. Объем ПКЗ – 3-5 страниц.
1. Нормы современного русского литературного языка.
В зависимости от первой буквы Вашей фамилии Вы выбираете один из вариантов комплексного задания по нормам литературного языка.
Перед выполнением этого задания полезно прочитать в учебниках и учебных пособиях по русскому языку и культуре речи теоретический материал о словарях и справочниках современного русского языка.
При выполнении этого задания Вы должны пользоваться словарями и справочниками современного русского языка, как печатными, так и электронными. Электронные словари Вы можете найти в Интернете на сайтах Gramota.ru, Gramma.ru., Slovari.ru и др. При оформлении списка литературы и ссылок на электронные ресурсы пользуйтесь ГОСТ 7.80-2000 или ГОСТ Р 7.0.5 -2008 (по Вашему выбору). Информацию о ГОСТ Вы также можете найти в Интернете.
Задания должны быть выполнены по порядку их нумерации.
Вариант № 1 (буквы А, Б, Ч)
1. Поставьте ударение в словах:
накрепко тандем завсегдатай
плебисцит таможня добыча
тефтели муссировать договор
2. Одинаковы ли по значению и употреблению слова? Составьте со словами по Вашему выбору предложения.
тяготеть – тяготить гармонизировать – гармонировать
органический – органичный опий - опиум
3. Каково значение слов:
целибат - ... официоз - ... корригировать - ...
4. Являются ли слова “порох”, “пороша”, “порхать” родственными? Каково их исходное значение и происхождение?
5. Работа с терминами
5.1. Дайте определение математических терминов:
эпсилон - … окрестность - ... монотонная последовательность - ...
5.2. Напишите синонимы математических терминов:
триэдр = ... антье = ...
5.3. Многозначны ли математические термины:
одночлен - ... кривая - ... пространство - ...
6. Образуйте имена существительные, обозначающее жителя, жительницу, жителей того города (населенного пункта), в котором Вы живете.
7. Расскажите об этимологии Вашего имени и фамилии.
8. Какими словарями и справочниками Вы пользовались? Дайте полное библиографическое описание в соответствии с ГОСТ 7.80-2000 или с ГОСТ Р 7.0.5 -2008 (по выбору).
Вариант № 2 (буквы В, Г, Ш)
1. Поставьте ударение в словах:
Исповедание маслопровод благоприобретение
Уведомленный усугубить эксперт
блага воспринять (она) избрана
2. Одинаковы ли по значению и употреблению слова? Составьте со словами по Вашему выбору предложения.
тяготеть – тяготить гармонизировать – гармонировать
органический – органичный опий - опиум
3. Каково значение слов:
адюльтер - ... покетбук - ... сентенция - ...
4. Являются ли слова “манить”, “маяк”, “махать” родственными? Каково их исходное значение и происхождение?
5. Работа с терминами
5.1. Дайте определение математических терминов:
куб - … полином - ... конечные разности - ...
5.2. Напишите синонимы математических терминов:
триэдр = ... антье = ...
5.3.Многозначны ли математические термины:
одночлен - ... кривая - ... радикал - ...
6. Образуйте имена существительные, обозначающее жителя, жительницу, жителей того города (населенного пункта), в котором Вы живете.
7. Расскажите об этимологии Вашего имени и фамилии.
8. Какими словарями и справочниками Вы пользовались? Дайте полное библиографическое описание в соответствии с ГОСТ 7.80-2000 или с ГОСТ Р 7.0.5 -2008 (по выбору).
Вариант № 3 (буквы Д, Е, Ё)
1.Определите стилистическую принадлежность фразеологизмов (нейтр., книжн., разговор.):
идти на поводу - ... на широкую ногу - ... сжигать корабли - ... по последнему слову - ... встать на дыбы - ... точка зрения - ... лебединая песня - ...
2. Поставьте ударение в словах:
избаловать положила дела начаты диалог сосредоточение феномен завидно ввезено вероисповедание
3. Дайте определение слов:
эмфатический - ... денонсация - ... купюра - ...
4. Подберите синонимы к словам:
учтивый = ... кривотолки = ... ласковый = ... правописание = ...
туман = ... произведение = ...
5. Работа с терминами
5.1. Дайте определение физическим терминам:
магнитная аномалия - ... сублимация - ...
5.2. Напишите, что означают физические аббревиатуры-термины:
МТС - ... СГСФ - ...
5.3. Многозначны ли физические термины:
сдвиг - ... фон - ... гироскоп - ...
6. Образуйте имена существительные, обозначающее жителя, жительницу, жителей того города (населенного пункта), в котором Вы живете.
7. Расскажите об этимологии Вашего имени и фамилии.
8. Какими словарями и справочниками Вы пользовались? Дайте полное библиографическое описание в соответствии с ГОСТ 7.80-2000 или с ГОСТ Р 7.0.5 -2008 (по выбору).
Вариант № 4 (буквы Ж, З, Щ)
1.Определите стилистическую принадлежность фразеологизмов (нейтр., книжн., разговор.):
с грехом пополам - ... на дружеской ноге - ... сжигать корабли - ... на каждом шагу - … двуликий Янус - ... точка зрения - ... сделать вид- ...
2. Поставьте ударение в словах:
избаловать положила дела начаты
диалог сосредоточение феномен
завидно ввезено вероисповедание
2. Дайте определение слов:
а капелла - ... рококо - ... клиринг - ...
4.Подберите синонимы к словам:
учтивый = ... кривотолки = ... ласковый = ... правописание = ...
туман = ... произведение = ...
5. Работа с терминами
5.1. Дайте определение физическим терминам:
индикатриса - ... акустический преобразователь - ...
5.2.Напишите, что означают физические аббревиатуры-термины:
МТС - ... СГСФ - ...
5.3.Многозначны ли физические термины:
рефлекс - ... излучение - ... атмосфера - ...
6. Образуйте имена существительные, обозначающее жителя, жительницу, жителей того города (населенного пункта), в котором Вы живете.
7.Расскажите об этимологии Вашего имени и фамилии.
8.Какими словарями и справочниками Вы пользовались? Дайте полное библиографическое описание в соответствии с ГОСТ 7.80-2000 или с ГОСТ Р 7.0.5 -2008 (по выбору).
Вариант № 5 (буквы И, К, Э)
1. Сколько значений у слов? Приведите примеры употребления в контексте.
Брать - ... житие - ... инкассатор - ...
2. Что означают слова:
наитие - ... когорта - ... ламентация - ...
3. Поставьте ударение в словах:
отозвала оторвало облегчить
надолбит оптовый соболезнование
набалованный созыв каталог
4. Как правильно произнести:
т[е]нор - т[э]нор легче: ле[х]че - ле[кш]е квинтэссенция: квинт[э]сс[е]нция - квинт[э]сс[эн]ция - квинт[е]сс[е]нция
5. Напишите антонимы слов:
правда - ... великан - ...
От чего зависит количество антонимов у каждого конкретного слова?
6. Образуйте имена существительные, обозначающее жителя, жительницу, жителей того города (населенного пункта), в котором Вы живете.
7.Расскажите об этимологии Вашего имени и фамилии.
8.Какими словарями и справочниками Вы пользовались? Дайте полное библиографическое описание в соответствии с ГОСТ 7.80-2000 или с ГОСТ Р 7.0.5 -2008 (по выбору).
Вариант № 6 (буквы Л, М, Ю)
1. Как правильно с позиции современного русского языка:
манкировать чем или кому?
жаждать почет или почета?
неверие во что или в чем?
избегать встречи или встречу?
2. Одинаково ли значение слова “класть” в следующих словосочетаниях? Если нет, то почему?
Класть деньги в банк; класть румяна на лицо; класть клеймо; класть печь; класть кого-либо в больницу.
Напишите синоним слова “класть”
3. Поставьте ударение в словах:
втридорога вероисповедание гаубица изоглосса муссировать пакостить пополудни ходатайствовать
4. Сколько значений имеет латинское выражение “ex officio”? В каком значении оно употребляется в словосочетании: “написать письма ex officio”?
5. Переведите с арго на русский:
Взросляк взял рыжики. Мойка. Выбить бубну.
6. Образуйте имена существительные, обозначающее жителя, жительницу, жителей того города (населенного пункта), в котором Вы живете.
7.Расскажите об этимологии Вашего имени и фамилии.
8.Какими словарями и справочниками Вы пользовались? Дайте полное библиографическое описание в соответствии с ГОСТ 7.80-2000 или с ГОСТ Р 7.0.5 -2008 (по выбору).
Вариант № 7 (буквы Н, О, Я)
1. Исправьте орфографические ошибки:
аппиляция принебрегать подстать
опостылить как бы то ни было
вшестером во вне по-одиночке
2. Как правильно? Подчеркните правильный вариант.
залезай - залазь он волочёт - он волокёт (от гл. волочь)
баллада про Робин Гуда - баллада о Робин Гуде
3. Есть ли разница между значением и употреблением слов:
мистика - мистицизм освоить - усвоить
4. Есть ли ошибка в предложении?
Питательные вещества не могут быть освоены корневой системой.
5. Каково значение терминов вычислительной техники:
нотация Лукасевича - ... посылка - ... Кобол - ...
6. Образуйте имена существительные, обозначающее жителя, жительницу, жителей того города (населенного пункта), в котором Вы живете.
7.Расскажите об этимологии Вашего имени и фамилии.
8.Какими словарями и справочниками Вы пользовались? Дайте полное библиографическое описание в соответствии с ГОСТ 7.80-2000 или с ГОСТ Р 7.0.5 -2008 (по выбору).
Вариант № 8 (буквы П, Р)
1. Дайте толкование фразеологизмов:
содом и гоморра - ... последний из могикан - ... гордиев узел - ...
аннибалова клятва - ... между Сциллой и Харибдой - ...
Составьте 2-3 предложения с фразеологизмами по выбору.
2. Как правильно? Подчеркните правильный вариант.
шестерен - шестерней толчешься - толкешься (от гл. толочься)
лазаю - лазию (от гл. лазать) клала - клала
3. Дайте определение слов:
промульгация - ... фолиант - ... референт - ...
4. В каком значении употреблено иноязычное выражение в предложении:
В программу кандидата вошли следующие вопросы: равноправие граждан, habeas corpus и свобода слова.
5. Дайте толкование физических терминов:
массопередача - ... радиометрология - ... токи - ...
6. Образуйте имена существительные, обозначающее жителя, жительницу, жителей того города (населенного пункта), в котором Вы живете.
7.Расскажите об этимологии Вашего имени и фамилии.
8.Какими словарями и справочниками Вы пользовались? Дайте полное библиографическое описание в соответствии с ГОСТ 7.80-2000 или с ГОСТ Р 7.0.5 -2008 (по выбору).
Вариант № 9 (буквы С, Т)
1. Запишите синонимические ряды:
идти = ... глупость = ... обязательно = ...
2. Как правильно? Подчеркните правильный вариант.
выскрести - выскребсти она нАчала - она началА
нет тОртов - нет тортОв сЕрьгам - серьгАм
3.1. Исправьте ошибки во фразеологизмах:
содомы и гоморры подводный камень
ахиллесова пятка бабушки надвое сказали
3.2. Дайте определение фразеологизмов:
пальма первенства - ... звонить во все колокола - ...
4. Каково значение слов:
фортель - ... узус - ... императивный - ...
5. Работа с терминами
5.1. Дайте определение терминов информатики:
автоматная логика - ... динамическая память - ...
5.2. Есть ли синонимы у терминов информатики?
контексто-зависимая грамматика = ... стек = ... веер = ...
6. Образуйте имена существительные, обозначающее жителя, жительницу, жителей того города (населенного пункта), в котором Вы живете.
7.Расскажите об этимологии Вашего имени и фамилии.
8.Какими словарями и справочниками Вы пользовались? Дайте полное библиографическое описание в соответствии с ГОСТ 7.80-2000 или с ГОСТ Р 7.0.5 -2008 (по выбору).
Вариант № 10 (буквы У, Ф)
1. Напишите фразеологизмы-синонимы:
водить за нос = пускать пыль в глаза.
звонить во все колокола = дать огласку.
с первого взгляда = немедленно.
ни то ни се = никакой.
2. Дайте определение фразеологизмов:
гусь лапчатый - Гусь лапчатый – человек, который легко выходит из трудных ситуаций, избегает наказаний за свои поступки или ведёт себя так, словно не хочет нести ответственность за свои пороки. Употребляется в шутливой, ироничной форме по отношению к ловкачам и хитрецам. Значение фразеологизма относится к выражению «как с гуся вода», то есть, обозначающее персону, которой нипочём любые тяжести жизни. Как известно, гуси и гусыни носят особое оперение, покрытое жировой прослойкой. Именно она позволяет отталкивать воду и даёт птицам возможность плавать и нырять, но при этом не мокнуть. Очевидно, к гусям относится и выражение «выйти сухим из воды». Эта группа фразеологизмов берёт начало из заговоров знахарей: «С гуся вода, с тебя – худоба».
халиф на час - Калиф на час говорят про руководителей или начальников, которые оказались у власти на время или случайно, чье положение в руководящем кресле непрочное и недолгое. Как правило, это какие-нибудь заместители, исполняющие обязанности первого лица на время его отсутствия.
3. Составьте конструкции с синтаксическим управлением. Приведите примеры.
ходатайствовать - ... партнер - ... вслед - ... подозрение - ...
4. Одинаковы ли по значению и употреблению слова? Составьте 2 предложения по выбору.
конъектура - конъюнктура микрокосм - микрокосмос
5. Каково значение иноязычных выражений?
Ваш любимый девиз - De omnibus dubitandum (Маркс. Исповедь) Ex vi termini
6. Как называется жители (он, она, они) Карасука, Тогучина, Ставрополя, Минеральных вод?
7.Расскажите об этимологии Вашего имени и фамилии.
8.Какими словарями и справочниками Вы пользовались? Дайте полное библиографическое описание в соответствии с ГОСТ 7.80-2000 или с ГОСТ Р 7.0.5 -2008 (по выбору).
Вариант № 11 (буквы Х, Ц)
1. Составьте конструкции с управлением (выбором нужной падежной формы и предлога):
скучать ... алчный ... импонировать ... хлопоты ...
2. Дайте определение слов:
конформизм - ... пертурбация - ... сентенция - ... унификация - ...
Составьте 2-3 предложения со словами (по выбору).
3. Исправьте ошибки, если они есть. Объясните причину их возникновения.
Виноватых нужно строго обсудить. Техника до сих пор не установлена на хранение. Жилой фонд города постоянно растет.
4. Определите стилистическую принадлежность синонимов (нейтр., книж., разг. и др.):
открыть - ... развернуть - ... разинуть - ... раззявить - ...
5. Запишите нейтральный синоним просторечного слова “слабина”.
6. Образуйте имена существительные, обозначающее жителя, жительницу, жителей того города (населенного пункта), в котором Вы живете.
7.Расскажите об этимологии Вашего имени и фамилии.
8.Какими словарями и справочниками Вы пользовались? Дайте полное библиографическое описание в соответствии с ГОСТ 7.80-2000 или с ГОСТ Р 7.0.5 -2008 (по выбору).
Часть 2. Функциональные стили современного русского языка.
(выполняют все студенты)
Познакомьтесь с теоретическим материалом по предложенной теме.
Задание № 1. Научный стиль.
Напишите аннотацию, реферат- резюме (или рецензию) научной статьи по Вашей специальности из научного журнала.
Объем статьи 1-2 страницы. Первичный текст перепечатывать не нужно.
Правила оформления аннотации и реферата, образцы клишированных аннотаций и рефератов можно посмотреть в электронной библиотеке в СДО «Прометей» в книге «Русский язык и культура речи: учебное пособие для очного обучения» в разделе «Материалы к лекции «Аннотация. Реферат» практические занятия 3№ и №4. Библиографическое описание первоисточника оформите в соответствии с ГОСТ 7.80-2000 или с ГОСТ Р 7.0.5 -2008 (по Вашему выбору).
Задание № 2. Официально-деловой стиль.
Составьте текст резюме. Проверяется ваше знание специфики жанра и отбора речевых средств. Фактические сведения о студенте интересуют нас в последнюю очередь, поэтому, если вы считаете эту информацию конфиденциальной, фантазируйте! Образец документа можно посмотреть в указанном пособии на странице 106.
Задание № 3.
2.3. Публицистический стиль.
Напишите небольшое по объему эссе (до 1 страницы) на одну из предложенных тем:
1. Я на государственной службе.
Испокон веков на Руси была
служба трудная, но почетная,
Государевой в старину звалась,
Государственной вновь нареченная.
(А. Поливцев)
2. Каким я вижу праздник День русского языка (6 июня).
3. Россия через 50 лет.
4. Мой взгляд на реформу образования.
ПКЗ разработала к.п. н., доцент кафедры ГОГС СибАГС
Г.В. Дроздецкая.