Спецификация протоколов и координирование

В 1969 году С. Крокер (работавший тогда в UCLA) сделал ключевой шаг, основав серию публикаций "Запросы на комментарии и предложения" (Request For Comments, RFC). Эти статьи должны были служить цели неформального, быстрого распространения идей и их обсуждения с другими сетевыми специалистами. Первоначально RFC-статьи печатались на бумаге и рассылались обычной медленной почтой. После того, как начал использоваться протокол передачи файлов (File Transfer Protocol, FTP), RFC-статьи стали готовить в виде файлов и передавать посредством FTP. Сейчас, разумеется, эти документы легко доступны по Всемирной паутине, они лежат на десятках серверов во всех частях света. Стэнфордский исследовательский институт (SRI), выполняя функции Сетевого информационного центра, поддерживал оперативный доступ к каталогам. Джон Постел исполнял обязанности редактора RFC-статей. Он же занимался централизованным распределением номеров версий протоколов. Эти функции Джон выполняет и поныне.

RFC-статьи позволили создать положительную обратную связь, когда идеи и предложения, содержавшиеся в одном документе, служили отправной точкой для создания новых документов с новыми идеями, и так далее. Когда достигался определенный уровень согласия (или, по крайней мере, вырабатывался согласованный набор идей), готовились спецификации, служившие основой для реализаций, выполнявшихся несколькими командами исследователей. Со временем RFC-статьи стали посвящаться в основном стандартам протоколов ("официальным" спецификациям), хотя осталась и определенная доля информационных заметок, описывающих альтернативные подходы или идейные основы протокольных и технических решений. Сейчас RFC-статьи рассматриваются как протокол деятельности по стандартизации и реализации Интернета.

Электронная почта

Электронная почта сыграла очень важную роль во всех аспектах жизни Интернета, особенно при разработке спецификаций протоколов, технических стандартов и реализационных решений. Самые первые RFC-статьи зачастую представляли собой набор идей, предлагавшихся на всеобщее обсуждение группой исследователей из какой-то одной местности. Использование электронной почты изменило характер авторства - RFC-статьи стали представляться коллективами авторов с общими взглядами, не зависящими от территориальной принадлежности. Для выработки спецификаций протоколов в течение долгого времени использовались списки электронной почтовой рассылки, и поныне они остаются важным рабочим инструментом. Сейчас в иерархии IETF насчитывается ни много ни мало 75 тематических групп, занимающихся разными аспектами Интернета. Каждая из этих групп имеет список рассылки для обсуждения проектов разрабатываемых документов. После согласования проекта в рабочей группе он публикуется в виде RFC-документа. Быстрый нынешний рост Интернета во многом объясняется осознанием выгод от распространения информации, которое обеспечивает Сеть. При этом важно понимать, что первым видом информации, распространявшейся в Сети, были RFC-документы, описывавшие проектирование и эксплуатацию Интернета. Этот уникальный метод разработки новых сетевых средств остается решающим для дальнейшей эволюции Интернета.

Первый e-mail

"О, сколько нам открытий чудных готовит просвещенья дух!". Когда 24 мая 1844 года Сэмюэль Морзе готовился к отправке первой телеграммы, то он четко понимал, что именно в этот день ему предстоит участвовать в эпохальном действие, которое попадет в учебники истории. Именно поэтому первое сообщение, переданное кодом Морзе, состояло из пафосной фразы "What hath God wrought!" ("Что заставляет Бога содрогнуться!").

Несколько десятилетий спустя скромный Грэм Белл 10 марта 1876 года совершил первый в мире телефонный звонок. Поскольку целью его была проверка дееспособности только что изобретенного телефона, адресатом стал ассистент Белла, а фраза, впервые переданная по телефонному проводу, звучала как "Mr. Watson, come here; I want you" ("Мистер Ватсон, подойдите сюда, вы мне нужны").

Автор первого электронного сообщения Рэй Томлинсон отослал первый e-mail в 1971 году. История, да и сам "первооткрыватель", не зафиксировали точной даты, когда это случилось. В то время Томлинсон работал над проектом ARPANet, финансируемым Пентагоном. Электронной почты для сотрудников ARPANet не существовало, однако пользователи, работающие за одним терминалом, могли оставлять друг другу записки, которые, естественно, можно было прочесть только на том же терминале.

Задачей Томлинсона стало создание программы, отсылающей электронный текст на другой терминал. Сегодня более совершенная модель отправки сообщений известна нам как электронная почта. Какой же текст содержало то самое первое письмо? Достоверно известно, что его отправителем и получателем является Рэй Томлинсон, тестирующий прохождение сообщений с одного терминала на другой. По словам автора, точный текст сообщения он не припоминает, однако, скорее всего это был набор символов QWERTYUIOP.

Первое использование знака @

Рэю Томлинсону достается приз и за первое применение символа "@" в электронном сообщении. В момент создания им программы для отсылки электронных сообщений с терминала на терминал сети ARPANet необходимость разделения имени адресата и терминала, на котором он работал, стала очевидной. Поразмыслив, Рэй решил, что для этой цели весьма подходит знак "@", не применяющийся в именах и во многих случаях читаемый англоязычными пользователями как предлог "at". Теперь электронный адрес можно было произносить как user-at-terminal, а при написании имя пользователя и терминала разделялось столь удобным символом.

Первый смайлик

В сентябре 2002 года исследовательский отдел корпорации Microsoft (группа Microsoft Research) на "раскопках" Internet обнаружила первое письмо, использующее забавный символ :-), который при повороте головы влево на 90 градусов превращается в изображение улыбающегося человечка. Официальным днем рождения смайлика исследователи Microsoft назвали 19 сентября 1982 года. А первооткрывателем "индикатора эмоций" является Скотт Фальман, в то время студент крупнейшего американского компьютерного университета Carnegie Mellon.

Сообщение Фальмана было отослано в группу по обмену анекдотами. "Я предлагаю следующие символы для тех, кто присылает шутки :-). Читайте это, наклонив голову. Вообще, учитывая характер последних сообщений, следовало бы добавить и следующий символ :-(".

На своей странице, посвященной смайликам, Скотт утверждает, что многие люди отсылали в онлайн-конференцию саркастические замечания, которые без должного графического оформления воспринимались другими пользователями как серьезные.

Последовательность :-) показалась Фальману наиболее элегантной, и с этим согласились другие участники группы обсуждения.

На той же странице Фальман, однако, обращает внимание публики на тот факт, что впервые потребность в смайлике была отмечена Владимиром Набоковым, который в одном из интервью высказал мнение о необходимости ввода нового типографического знака, обозначавшего бы молчаливую улыбку.

Первый Internet-баннер

Первый баннер на просторах Web появился в 1994 году. Телефонная компания AT&T разместила четырехугольный рекламный блок размером 468 x 60 пикселов на сайте HotWired. Баннер вел на сайт телефонной корпорации.

В апреле 1994 года два скромных юриста из штата Аризона обрели мировую известность и вошли в историю Глобальной Сети. Лоренс Кантер и Марта Сигель, которые, несмотря на разные фамилии, являются мужем и женой, разослали по конференциям Usenet рекламное сообщение о предоставлении адвокатских услуг желающим подать заявки на американскую иммиграционную лотерею Green Card. Ящик Пандоры был открыт - в Internet появился спам.

Кстати, Кантор и Сигель - авторы двух книг. Первая имеет отношение к профессии обоих членов семьи и переживает свое девятое издание - "U.S. Immigration Made Easy", а вот вторая - "Как заработать на информационной магистрали - путеводитель по Internet-маркетингу" - так и не стала бестселлером.

15 марта 1985 года Symbolics Technology зарегистрировала первое доменное имя в зоне .com, естественно, symbolics.com. Второй домен в истории зоны .com был зарегистрирован компаний BBN, а вот первое доменное имя в образовательной зоне .edu досталось университету Carnegie Mellon. Доменная система в том виде, в котором мы ее знаем сегодня, получила путевку в жизнь в 1984 году.

Первые Web-серверы

Первый Web-сервер (исключая сайт, принадлежавший создателю WWW - Тиму Бернерсу-Ли), www.slac.stanford.edu, отличался крайне лаконичным дизайном и служил только научным целям .

В 1991 году на свет появились первые серверы, демонстрирующие информацию пользователям World Wide Web. Концепция гипертекста, до этого обсуждаемая в научных кругах, была воплощена Тимом Бернерсом-Ли. В сентябре 1991 года Пол Кунц из Стэнфордского центра линейного ускорения беседовал со своим другом Тимом Бернерсом-Ли, когда тот показал ему примитивный Web-броузер и Web-сервер швейцарского института CERN. По приезде в Калифорнию Кунц запустил первый Web-сервер на американской земле, который сегодня можно найти по адресу www.slac.stanford.edu.

В течение некоторого времени эти два Web-сервера и определяли все материалы в World Wide Web. Физики из CERN ходили на страницу SLAC, а специалисты из SLAC посещали сервер CERN.

Первый Internet-"червь"

К 1988 году Глобальная Сеть постепенно приобретала все больше клиентов, а во многих случаях становилась незаменимым каналом для передачи сообщений. 2 ноября 1988 года в Internet был выпущен первый "червь", заражавший собой компьютеры VAX и рабочие станции от Sun. "Червю" удалось "уложить" около 6 тыс. хостов из 60 тыс., подключенных к Сети в конце 80-х годов. "Червь" искал доступные по Сети компьютеры и затем использовал прореху в системе безопасности операционной системы Unix для своего дальнейшего распространения.

"Червю" дали имя "Internet Worm" ввиду его узкой направленности.

Наши рекомендации