Характеристика базовых топологий вычислительных сетей
Топо-логия | Преимущества | Недостатки |
«Шина» | Простота монтажа и надежность. Возможность расширения без нарушения работы сети. Экономный расход сетевого кабеля и общая низкая стоимость. | Низкая пропускная способность при большом количестве узлов и увеличении сетевого трафика. Нарушение работы при дефектах центрального канала. |
«Кольцо» | Возможность создания сетей на больших расстояниях. Все узлы имеют равный доступ к среде передачи данных. | Нарушение работы одного узла блокирует работу сети. Высокая стоимость, необходимость установки на одном узле двух сетевых интерфейсов. Расширение сети сопровождается ее временной остановкой. |
«Звезда» | Неисправность узла не влияет на работоспособность сети. Высокая надежность. Легкость модификации и расширения. Возможность централизованного контроля и управления. | Выход из строя центрального узла выводит из строя всю сеть. Увеличение затрат, связанных с расходом сетевого кабеля и установкой концентратора. |
9 Дополнительные сервисы в интернет
Сервис – это программа, работающая на серверах, посредством которой обеспечивается доступ к информационным и вычислительным ресурсам.
Web сервис
Web сервис (www) – это технология доступа к информационному ресурсу посредством Web сайта. Это самый используемый сервис сети.
Web сайт – это набор связанных друг с другом документов. Для связи таких документов используются гиперссылки.
· Personal Web Server – это программа, с помощью которой мы можем регулировать работу Web сервиса. (В рамках локального компьютера).
· Internet Information Service – более полная версия предыдущей программы.
FTP сервис
Этот сервис обеспечивает удаленный доступ к файловой системе сервера.
Существует также понятие FTP сайт – это группа файлов, папок, находящихся в файловой системе сервера к которым обеспечивается удаленный доступ.
В составе FTP сервиса имеются средства для передачи файлов в больших объемах и возможности повторной передачи данных с того места, на котором прервалась первая передача.
Сервис электронной почты (E-mail)
Предназначен для пересылки информации конкретному пользователю глобальной сети (Internet). Каждый пользователь имеет ящик электронной почты – это папка на сервере, где хранятся сообщения пользователя.
Сервис телеконференций
Данный сервис также называют сервер групп новостей (NEWS). Он позволяет участвовать всем пользователям сети в групповых дискуссиях, в которых обсуждаются различного рода вопросы.
Группа новостей – это место, где происходит дискуссия по какой-то определенной тематике. (Это папка на жестком диске сервера, в которой хранятся сообщения участников дискуссии).
Адресация в сети Internet
Передача информации в глобальных сетях осуществляется (в основном) в пакетном режиме. Информация или файл разбиваются на пакеты и передаются независимо друг от друга, а затем снова собираются в целую информацию (файл).
Оптоволоконный канал Спутниковый канал
пакеты узел маршрутизации Радиоканал
Каждый переданный пакет должен получить подтверждение по достижении им получателя. (То есть отправитель должен получить подтверждение о том, что пакет достиг получателя).
Протокол – это набор правил и команд, определяющий передачу информации в сетях (любых).
Сетевой протокол определяет передачу на уровне пакетов (низкий уровень), а прикладной протокол определяет передачу информации на уровне сервисов (то есть информация более высокого уровня).
Адресация глобальных сетей – это система уникальных имен (адресов), позволяющая передавать информацию в определенном направлении.
Сетевая адресация позволяет нам установить местонахождение компьютера в глобальной сети.
Прикладная адресация – устанавливает местоположение единиц информации. (Примерами единиц информации являются Web сайт, FTP сайт, файл и т. д.).
17 Криптографические программы
Для обеспечения допустимого уровня риска трансакций в Интернете применяются методы шифрования, цифровой подписи и сертификации.
Шифрование. Осуществляя сделки в Сети, в первую очередь необходимо убедиться, что важная информация надежно скрыта от посторонних лиц. Этому служит технология шифрования, преобразующая простой текст в форму, которую невозможно прочитать, не обладая специальным шифровальным ключом. Благодаря этой технологии можно организовать безопасную связь по общедоступным незащищенным каналам, таким, как Интернет.
Любая система шифрования работает по определенной методологии. Она состоит из одного или более алгоритмов шифрования (математических формул), ключей, используемых этими алгоритмами шифрования, а также системы управления ключами. Согласно методологии шифрования сначала к тексту применяются алгоритм шифрования и ключ для получения из него шифрованного текста. Затем шифрованный текст передается к месту назначения, где тот же самый алгоритм используется для его расшифровки, чтобы получить первоначальный текст. В методологию шифрования также входят процедуры создания ключей и их распространения.
Наиболее распространенными алгоритмами шифрования являются алгоритмы, объединяющие ключ с текстом. Безопасность систем шифрования такого типа зависит от конфиденциальности ключа, используемого в алгоритме шифрования, а не от конфиденциальности самого алгоритма. Многие алгоритмы шифрования общедоступны и благодаря этому хорошо проверены. Но основная проблема, связанная с этими методами, состоит в безопасности процедуры генерации и передачи ключей участникам взаимодействия.
В настоящее время существуют два основных типа криптографических алгоритмов, регламентируемыми стандартами:
- классические, или симметричные, алгоритмы, основанные на использовании закрытых, секретных ключей, когда и шифрование, и дешифрирование производятся с помощью одного и того же ключа;
- алгоритмы с открытым ключом, в которых используются один открытый и один закрытый ключ. Эти алгоритмы называются также асимметричными.
Для решения проблемы распространения ключей в симметричных методах шифрования на основе результатов, полученных классической и современной алгеброй, были предложены системы с открытым ключом, или асимметричные криптосистемы. Суть их состоит в том, что каждым адресатом генерируются два ключа, связанных между собой по определенному правилу. Хотя каждый из пары ключей подходит как для шифрования, так и для дешифрирования, данные, зашифрованные одним ключом, могут быть расшифрованы только другим ключом. Один ключ объявляется открытым, а другой – закрытым. Открытый ключ публикуется и доступен любому, кто желает послать сообщение адресату. Секретный ключ сохраняется в тайне. Исходный текст шифруется открытым ключом адресата и передается ему. Зашифрованный текст не может быть расшифрован тем же открытым ключом. Дешифрирование сообщения возможно только с использованием закрытого ключа, известного только самому адресату.
Криптографические системы с открытым ключом используют так называемые необратимые, или односторонние функции.
Алгоритмы шифрования с открытым ключом получили широкое распространение в современных информационных системах. Известно несколько криптосистем с открытым ключом. Наиболее разработана на сегодня система RSA, предложенная еще в 1978 г. Алгоритм RSA назван по первым буквам фамилий его авторов: Р.Л. Райвеста (R.L. Rivest), А. Шамира (A. Shamir) и Л. Адлема-на (L. Adleman). Этот алгоритм стал де-факто мировым стандартом для открытых систем и рекомендован МККТТ (Международным консультативным комитетом по телефонии и телеграфии).
Цифровая подпись. Шифрование передаваемых через Интернет данных позволяет защитить их от посторонних лиц. Однако для полной безопасности должна быть уверенность в том, что второй участник трансакции является тем лицом, за которое он себя выдает. В бизнесе наиболее важным идентификатором личности заказчика является его подпись. В электронной коммерции применяется электронный эквивалент традиционной подписи – цифровая подпись. С ее помощью можно доказать не только что трансакция была инициирована определенным источником, но и что информация не была испорчена во время передачи. Как и в шифровании, технология электронной подписи использует либо секретный (в этом случае оба участника сделки применяют один и тот же ключ), либо открытый ключ (при этом требуется пара ключей – открытый и личный). И в данном случае более простые в использовании методы с открытым ключом (такие, как RSA) более популярны.
При аутентификации личности отправителя открытый и личный ключи играют роли, противоположные тем, что они выполняли при шифровании. Так, в технологии шифрования открытый ключ используется для зашифровки, а личный – для расшифровки. При аутентификации с помощью подписи все наоборот. Кроме того, подпись гарантирует только целостность и подлинность сообщения, но не защиту его от посторонних глаз. Для этого предназначены алгоритмы шифрования. Например, стандартная технология проверки подлинности электронных документов DSS (Digital Signature Standard) применяется в США компаниями, работающими с государственными учреждениями. Однако у технологии RSA более широкие возможности в силу того, что она служит как для генерации подписи, так и для шифрования самого сообщения. Цифровая подпись позволяет проверить подлинность личности отправителя: она основана на использовании личного ключа автора сообщения и обеспечивает самый высокий уровень сохранности информации.
Сертификаты. Как было сказано выше, основной проблемой криптографических систем является распространение ключей. В случае симметричных методов шифрования эта проблема стоит наиболее остро, поэтому при шифровании данных для передачи ключей через Интернет чаще всего используются асимметричные методы шифрования.
Асимметричные методы более приспособлены для открытой архитектуры Интернета, однако и здесь использование открытых ключей требует их дополнительной защиты и идентификации для определения связи с секретным ключом. Без такой дополнительной защиты злоумышленник может выдать себя за отправителя подписанных данных или за получателя зашифрованных данных, заменив значение открытого ключа или нарушив его идентификацию. В этом случае каждый может выдать себя за другое лицо. Все это приводит к необходимости верификации открытого ключа. Для этих целей используются электронные сертификаты.
Электронный сертификат представляет собой цифровой документ, который связывает открытый ключ с определенным пользователем или приложением. Для заверения электронного сертификата используется электронная цифровая подпись доверенного центра – Центра сертификации (ЦС). Исходя из функций, которые выполняет ЦС, он является основным компонентом всей инфраструктуры открытых ключей (ИОК, или PKI – Public Key Infrastructure). Используя открытый ключ ЦС, каждый пользователь может проверить достоверность электронного сертификата, выпущенного ЦС, и воспользоваться его содержимым. Для того чтобы сертификатам можно было доверять, независимая организация, выполняющая функции ЦС и являющаяся источником сертификатов, должна быть достаточно авторитетной. В настоящее время наиболее известным источником сертификатов являются компании Thawte (www.thawte.com) и VeriSign (www.verisign.com), однако существуют и другие системы сертификации, такие, как World Registry (IBM),
Cyber Trust (GTE) и Entrust (Nortel). В России дистрибьютором SSL-сертификатов компании Thawte сегодня является РосБизнесКонсалтинг (www.rbc.ru).
21 Обеспечение безопасности в сети Интернет. Обзор основных средств. Способы аутентификации.
Понятие «информационная безопасность» можно определить как состояние устойчивости информационной системы к случайным или преднамеренным воздействиям, исключающее недопустимые риски уничтожения, искажения и раскрытия информации, которые приводят к материальному ущербу владельца или пользователя информации. Поскольку Сеть является полностью открытой для внешнего доступа, то роль этих методов очень велика.
Согласно проводимым исследованиям, одной из основных причин медленного роста электронной коммерции является озабоченность покупателей надежностью средств, применяемых при выполнении платежей в Интернете с использованием кредитных карт, которая выражается следующим:
- недостаточная гарантированность конфиденциальности – кто-либо может перехватить передаваемые данные и попытаться извлечь ценную информацию, например данные о кредитных картах;
- недостаточный уровень проверки (аутентификации) участников операции – покупатель, посещая электронный магазин, не уверен, что представленная в нем компания именно та, за кого она себя выдает, а у продавца нет возможности проверить, что покупатель, сделавший заказ, является законным обладателем кредитной карты;
- недостаточная гарантированность целостности данных – даже если отправитель данных идентифицирован, третья сторона может изменить данные во время их передачи.
Для обеспечения допустимого уровня риска трансакций в Интернете применяются методы шифрования, цифровой подписи и сертификации.
Шифрование. Осуществляя сделки в Сети, в первую очередь необходимо убедиться, что важная информация надежно скрыта от посторонних лиц. Этому служит технология шифрования, преобразующая простой текст в форму, которую невозможно прочитать, не обладая специальным шифровальным ключом. Благодаря этой технологии можно организовать безопасную связь по общедоступным незащищенным каналам, таким, как Интернет.
Любая система шифрования работает по определенной методологии. Она состоит из одного или более алгоритмов шифрования (математических формул), ключей, используемых этими алгоритмами шифрования, а также системы управления ключами. Согласно методологии шифрования сначала к тексту применяются алгоритм шифрования и ключ для получения из него шифрованного текста. Затем шифрованный текст передается к месту назначения, где тот же самый алгоритм используется для его расшифровки, чтобы получить первоначальный текст. В методологию шифрования также входят процедуры создания ключей и их распространения.
Наиболее распространенными алгоритмами шифрования являются алгоритмы, объединяющие ключ с текстом. Безопасность систем шифрования такого типа зависит от конфиденциальности ключа, используемого в алгоритме шифрования, а не от конфиденциальности самого алгоритма. Многие алгоритмы шифрования общедоступны и благодаря этому хорошо проверены. Но основная проблема, связанная с этими методами, состоит в безопасности процедуры генерации и передачи ключей участникам взаимодействия.
В настоящее время существуют два основных типа криптографических алгоритмов, регламентируемыми стандартами:
- классические, или симметричные, алгоритмы, основанные на использовании закрытых, секретных ключей, когда и шифрование, и дешифрирование производятся с помощью одного и того же ключа;
- алгоритмы с открытым ключом, в которых используются один открытый и один закрытый ключ. Эти алгоритмы называются также асимметричными.
Для решения проблемы распространения ключей в симметричных методах шифрования на основе результатов, полученных классической и современной алгеброй, были предложены системы с открытым ключом, или асимметричные криптосистемы. Суть их состоит в том, что каждым адресатом генерируются два ключа, связанных между собой по определенному правилу. Хотя каждый из пары ключей подходит как для шифрования, так и для дешифрирования, данные, зашифрованные одним ключом, могут быть расшифрованы только другим ключом. Один ключ объявляется открытым, а другой – закрытым. Открытый ключ публикуется и доступен любому, кто желает послать сообщение адресату. Секретный ключ сохраняется в тайне. Исходный текст шифруется открытым ключом адресата и передается ему. Зашифрованный текст не может быть расшифрован тем же открытым ключом. Дешифрирование сообщения возможно только с использованием закрытого ключа, известного только самому адресату.
Криптографические системы с открытым ключом используют так называемые необратимые, или односторонние функции.
Алгоритмы шифрования с открытым ключом получили широкое распространение в современных информационных системах. Известно несколько криптосистем с открытым ключом. Наиболее разработана на сегодня система RSA, предложенная еще в 1978 г. Алгоритм RSA назван по первым буквам фамилий его авторов: Р.Л. Райвеста (R.L. Rivest), А. Шамира (A. Shamir) и Л. Адлема-на (L. Adleman). Этот алгоритм стал де-факто мировым стандартом для открытых систем и рекомендован МККТТ (Международным консультативным комитетом по телефонии и телеграфии).
Цифровая подпись. Шифрование передаваемых через Интернет данных позволяет защитить их от посторонних лиц. Однако для полной безопасности должна быть уверенность в том, что второй участник трансакции является тем лицом, за которое он себя выдает. В бизнесе наиболее важным идентификатором личности заказчика является его подпись. В электронной коммерции применяется электронный эквивалент традиционной подписи – цифровая подпись. С ее помощью можно доказать не только что трансакция была инициирована определенным источником, но и что информация не была испорчена во время передачи. Как и в шифровании, технология электронной подписи использует либо секретный (в этом случае оба участника сделки применяют один и тот же ключ), либо открытый ключ (при этом требуется пара ключей – открытый и личный). И в данном случае более простые в использовании методы с открытым ключом (такие, как RSA) более популярны.
При аутентификации личности отправителя открытый и личный ключи играют роли, противоположные тем, что они выполняли при шифровании. Так, в технологии шифрования открытый ключ используется для зашифровки, а личный – для расшифровки. При аутентификации с помощью подписи все наоборот. Кроме того, подпись гарантирует только целостность и подлинность сообщения, но не защиту его от посторонних глаз. Для этого предназначены алгоритмы шифрования. Например, стандартная технология проверки подлинности электронных документов DSS (Digital Signature Standard) применяется в США компаниями, работающими с государственными учреждениями. Однако у технологии RSA более широкие возможности в силу того, что она служит как для генерации подписи, так и для шифрования самого сообщения. Цифровая подпись позволяет проверить подлинность личности отправителя: она основана на использовании личного ключа автора сообщения и обеспечивает самый высокий уровень сохранности информации.
Сертификаты. Как было сказано выше, основной проблемой криптографических систем является распространение ключей. В случае симметричных методов шифрования эта проблема стоит наиболее остро, поэтому при шифровании данных для передачи ключей через Интернет чаще всего используются асимметричные методы шифрования.
Асимметричные методы более приспособлены для открытой архитектуры Интернета, однако и здесь использование открытых ключей требует их дополнительной защиты и идентификации для определения связи с секретным ключом. Без такой дополнительной защиты злоумышленник может выдать себя за отправителя подписанных данных или за получателя зашифрованных данных, заменив значение открытого ключа или нарушив его идентификацию. В этом случае каждый может выдать себя за другое лицо. Все это приводит к необходимости верификации открытого ключа. Для этих целей используются электронные сертификаты.
Электронный сертификат представляет собой цифровой документ, который связывает открытый ключ с определенным пользователем или приложением. Для заверения электронного сертификата используется электронная цифровая подпись доверенного центра – Центра сертификации (ЦС). Исходя из функций, которые выполняет ЦС, он является основным компонентом всей инфраструктуры открытых ключей (ИОК, или PKI – Public Key Infrastructure). Используя открытый ключ ЦС, каждый пользователь может проверить достоверность электронного сертификата, выпущенного ЦС, и воспользоваться его содержимым. Для того чтобы сертификатам можно было доверять, независимая организация, выполняющая функции ЦС и являющаяся источником сертификатов, должна быть достаточно авторитетной.
23 Электронный бизнес, электронная коммерция
Развитие компьютерных информационных систем и телекоммуникационных технологий привело к формированию нового вида экономической деятельности – электронного бизнеса
Электронный бизнес – это любая деловая активность, использующая возможности глобальных информационных сетей для преобразования внутренних и внешних связей с целью создания прибыли.
Электронная коммерция является важнейшим составным элементом электронного бизнеса. Под электронной коммерцией (e-commerce) подразумеваются любые формы деловых сделок, при которых взаимодействие сторон осуществляется электронным способом вместо физического обмена или непосредственного физического контакта, и в результате которого право собственности или право пользования товаром или услугой передается от одного лица другому.
Электронный бизнес имеет четыре основных этапа использования: маркетинг, производство, продажи и платежи, а степень использования информационных и коммуникационных технологий и систем служит мерой, по которой бизнес может считаться электронным. Степень использования телекоммуникационных технологий определяется использованием глобальной сети Интернет как инструмента организации единого информационного пространства электронного бизнеса.
Вся же информация хранится на web-серверах – компьютерах, принадлежащих организациям, осуществляющим интернет-услуги. Доступ к информации осуществляется по запросам из программ-браузеров клиентов сети.
Продвижение e-commerce в Интернет обеспечивает доступ производителей к максимальному числу потребителей и их многообразным предпочтениям и предоставляет возможность клиентам вводить свои заказы в систему управления предприятием.
Электронную коммерцию принято делить на следующие категории:
- business-to-business (B2B). Данное направление включает в себя все уровни взаимодействия между компаниями. При этом могут использоваться специальные технологии и стандарты электронного обмена данными, например такие, как EDI;
- business-to-consumer (B2C). Основу этого направления составляет электронная розничная торговля;
- business-to-administration (B2A). Взаимодействие бизнеса и администрации включает деловые связи коммерческих структур с государственными организациями, начиная от местных властей и заканчивая международными организациями;
- consumer-to-administration (C2A). Это направление наименее развито, однако имеет достаточно высокий потенциал, который может быть использован для организации взаимодействия государственных структур и потребителей, особенно в социальной и налоговой сфере;
- consumer-to-consumer (C2C). Подразумевается возможность взаимодействия потребителей для обмена коммерческой информацией. Это может быть обмен опытом приобретения того или иного товара, обмен опытом взаимодействия с той или иной фирмой и многое другое.
Первые системы электронной коммерции возникли в 1960-х гг. в США. Первоначально электронная коммерция велась по сетям, использующим собственные протоколы обмена данными, что объективно сдерживало e-commerce. Для развития электронной коммерции были созданы стандарты электронного обмена данными между организациями (Electronic Data Interchange, EDI) – наборы правил электронного оформления типовых деловых документов: заказов, накладных, таможенных деклараций, страховых форм, счетов и т.д.
К концу 1960-х гг. в США уже существовали четыре индустриальных стандарта для обмена данными в системах управления авиационным, железнодорожным и автомобильным транспортом.
Примерно в те же годы аналогичные события произошли и в Англии. Выработанный здесь набор спецификаций Tradacoms был принят Европейской экономической комиссией ООН (United Nations Economic Commission for Europe, UNECE) в качестве стандарта обмена данными в международных торговых организациях. Этот набор форматов и протоколов получил название GTDI (General-purpose Trade Data Interchange).
В 1980-х гг. начались работы по объединению европейских и американских спецификаций. На базе GTDI международная организация по стандартизации ISO сформировала новый стандарт Electronic Data Interchange for Administration, Commerce and Transport (EDIFACT, ISO 9735), использующий в качестве транспортного протокол электронной почты Х400, что дало новый толчок для увеличения оборотов электронной коммерции и числа вовлеченных в нее компаний. В 1996 г., когда торговля через Интернет была еще в зачаточном состоянии, посредством EDI-трансакций было совершено операций на 300 млрд долларов, а в 1999 г. – уже на 1,1 трлн долларов. В 2003 г., по оценкам компании IDC, этот показатель достиг 2,3 трлн долларов.
Главным положительным свойством EDI, привнесенным в мир электронной коммерции, является стандартизация всех процедур документооборота между компаниями.
Еще один немаловажный фактор состоит в том, что EDI является удобным и безопасным интерфейсом, надежность которого была проверена в течение многих лет эксплуатации.
Привлекательность Интернета для e-commerce обусловлена прежде всего низкой себестоимостью передачи данных
24 Виртуальные и коммерческие посредники. Модель коммерческих трансакций. Модель сбора информации на электронном рынке.
Информационные посредники на рынке электронной коммерции.
Одно из наиболее существенных преимуществ электронной коммерции состоит в уменьшении числа посредников и их роли в цепочке от производителя до потребителя товаров/услуг (этот процесс получил название дезинтермедиации, disintermediation). В сегменте «бизнес — потребитель» (business — consumer, B2C) появляется реальная возможность обходиться без участия всевозможных реселлеров, дистрибьюторов и дилеров: виртуальный розничный магазин заказывает товары непосредственно у производителя, а покупатели приобретают их прямо «с сайта». В сегменте «бизнес — бизнес» (business — business, B2B) также происходит сокращение числа звеньев в системе материально-технического обеспечения основного и вспомогательного производства: Интернет-технологии позволяют доводить до совершенства механизм поставок «как раз вовремя» (just-in-time), что означает снижение зависимости поставщиков и заказчиков от транспортных и складских фирм.
Однако «новая» экономика, способствуя вытеснению традиционных компаний-посредников, одновременно стимулирует появление и стремительное развитие посредников совершенно иного типа. Речь идет об Интернет-компаниях, занятых сбором и распределением информации на рынке электронной коммерции. В англоязычной литературе такие компании получили название infomediaries (от словосочетания information intermediaries, то есть информационные посредники, или инфопосредники).
Сегмент B2C: порталы-инфопосредники
Наиболее известными и популярными «новыми» посредниками являются поисковые порталы, с помощью которых посетители киберпространства могут достаточно просто и быстро найти необходимые им сайты и/или получить краткую информацию об их профиле. Со своей стороны, компании-владельцы торговых сайтов также заинтересованы в наличии поисковых механизмов, поскольку в связи с лавинообразным расширением ассортимента электронных магазинов продавцам становится все труднее продвигать свои торговые марки и находить покупателей.
В настоящее время происходит активное формирование рынка услуг, предоставляемых информационными посредниками в сегменте B2C. «Располагаясь» между виртуальными торговцами и заказчиками товаров/услуг, поисковые порталы вынуждены подстраиваться под запросы и тех и других. Если в начальный период существования рынка электронной коммерции продавцы и потребители не требовали от поисковых порталов ничего, кроме выполнения функций «информационного сводничества», то теперь давление на посредников заметно увеличилось.
Во-первых, владельцы Web-магазинов стремятся заставить инфопосредников доводить до потенциальных клиентов не только названия сайтов, но и подробный перечень продаваемых товаров и/или предоставляемых услуг. Во-вторых, виртуальные продавцы пытаются оказать давление на поисковые порталы в вопросах сбора маркетинговой информации о покупателях. В-третьих, электронные торговые точки не прочь использовать информационных посредников для сбора данных о конкурентах.
Что касается конечных потребителей на рынке электронной коммерции, они также надеются получить от поисковых порталов как можно более полную информацию об интересующих их онлайн-торговцах. Причем эта информация, по мнению пользователей, должна предоставляться быстро и в максимально удобной форме. Один из результатов такого давления — появление индивидуализированных Web-страничек на поисковых серверах типа My Yahoo!.
Кроме того, запросы посетителей глобальной Сети заставляют информационных посредников диверсифицировать свою деятельность и вводить все новые и новые виды услуг. Ведущие поисковые порталы уже превратились в онлайновые справочники, которые выдают в режиме реального времени самые разные сведения — начиная с цен на акции и заканчивая прогнозами погоды во всех уголках земного шара.
Очевидно, что поисковые порталы отнюдь не собираются исчезать с рынка электронной коммерции, ибо экономическая целесообразность их существования основывается на потребности в их услугах со стороны как электронных продавцов, так и конечных потребителей. Попытавшись смоделировать дальнейшее развитие ситуации на рынке услуг порталов-посредников, нацеленных на сегмент B2C, можно указать следующие ключевые моменты.
1. Как и на большинстве «физических» рынков, в онлайн-сегменте B2C для крупнейших поисковых порталов будет характерно сочетание тенденций к концентрации ресурсов и к углублению специализации, т. е. к регулярному появлению новых порталов-посредников в специфических нишах. Относительно немногие универсальные информационные посредники, сумевшие приспособиться к разнообразным требованиям киберпродавцов и киберпокупателей, станут превращаться в мощные глобальные информационные «навигаторы». Получат дальнейшее развитие и небольшие порталы-посредники «по интересам», предоставляющие достаточно детальную информацию о содержании сайтов в какой-либо конкретной области или в конкретном регионе (типа Yandex в Рунете).
В целом рынок «поисковых» услуг в сфере B2C постепенно станет все больше сегментироваться — в зависимости от потребностей продавцов и покупателей. Для продавцов товаров/услуг на рынке электронной коммерции значительный интерес будут представлять маркетинговые посредники — компании, занимающиеся сбором и анализом информации о различных группах потенциальных потребителей.
2. Еще одна «пара» противоположных тенденций — диверсификация услуг и их индивидуализация — также отчетливо проявится в бизнес-моделях, используемых поисковыми порталами в сегменте B2C. В настоящее время инфопосредники постепенно «оккупируют» рынок справочных услуг, тем самым освобождая посетителей Сети от необходимости искать такие сведения на других сайтах. Но чем более широкий набор сведений дают поисковые порталы, тем более громоздкими они становятся. Поэтому стремление к предоставлению персонально настроенных услуг (customization) становится одним из самых важных направлений в деятельности таких посредников. В данном плане создание регулярно обновляемых пользовательских страничек на собственных серверах выглядит достаточно удачным решением проблемы, хотя вряд ли можно утверждать, что эти странички останутся единственной формой индивидуализации услуг, предоставляемых информационными механизмами.
3. По мере расширения сегмента B2C за счет роста числа виртуальных торговцев и покупателей давление на инфопосредников станет увеличиваться. Бизнес-модели, используемые поисковыми порталами в условиях пребывания «между молотом и наковальней» (т. е. между неодинаковыми экономическими интересами продавцов и потребителей), должны будут отличаться завидной гибкостью, поскольку в противном случае они не смогут выполнять запросы и тех и других.
Инфопосредники в B2B: почем достоверная информация?
В сентябре 1999 г. американский онлайновый журнал Business 2.0, анализируя роль компаний-инфопосредников в сегменте B2B, предрек, что в 2002 г. на них будет приходиться около 25% межфирменных продаж на рынке электронной коммерции, а их доходы составят порядка 10,5 млрд долл. Неизвестно, насколько точным окажется этот прогноз, но факт остается фактом: каждый год в сфере B2B появляются все новые и новые виды информационных посредников, а используемые ими модели бизнеса становятся все более изощренными.
В конце 2000 г. тот же журнал привел любопытные рассуждения признанного гуру в области корпоративной стратегии Гэри Хэймела: он утверждал, что в период, когда между нациями отсутствовал информационный обмен, объем мирового валового продукта оставался практически на одном уровне в течение нескольких столетий. Появление в ХIХ в. телеграфа, а в ХХ в. — телефона (вкупе с развитием таких средств транспорта, как железная дорога, автомобиль и самолет) способствовало интенсивному распространению информации по всему земному шару и обмену ею между различными странами, что, в свою очередь, стало основой беспрецедентного экономического роста и накопления общественного богатства. Наступление же «эры Интернета», по мнению Хэймела, вызовет «сходный с танцем дервиша» прорыв в развитии экономики и интеллекта.
Использование Интернет-технологий в бизнесе не только приводит к увеличению скорости обмена деловой информацией, но и способствует повышению точности сведений. Рыночная экономика, сколь бы развитой она ни была, предполагает наличие значительных информационных асимметрий и, следовательно, рисков. Соединяя «всех и вся» в единую глобальную сеть, Интернет обеспечивает доступ к первоисточникам требуемых данных и тем самым устраняет их искажение, а в результате вероятность принятия адекватных бизнес-решений заметно повышается.
Наконец, перевод бизнес-процессов в Сеть способствует заметному удешевлению информационного обмена. Снижение стоимости получения и пересылки любых сведений позволяет реорганизовать системы корпоративного снабжения и сбыта продукции и минимизировать непроизводственные расходы. В конечном счете удешевление доступа к достоверной деловой информации приводит к повышению конкурентоспособности фирм и их продукции на рынке.
Типичные формы инфопосредников в B2B
Компании-инфопосредники обеспечивают в сфере B2B выполнение именно тех требований к информационному обмену, которые предъявляются участниками рынка в настоящее время, а именно быстроты, достоверности и относительной дешевизны нахождения и получения необходимых для развития бизнеса данных.
За короткий период существования сегмента межфирменной электронной коммерции появилось немало разнообразных организационных форм инфопосредничества. Наиболее типичными являются информационные узлы, виртуальные аукционы и онлайн-биржи*. Каждый из этих посредников использует несколько различных механизмов обмена информацией и моделей ведения бизнеса.
Информационные узлы (их еще называют агрегаторами) — «чисто информационные» посредники. Простейший пример — сайт, на котором размещаются каталоги предлагаемых производителями товаров/услуг. Другим популярным механизмом считается так называемая «контекстная» торговля. Речь идет о размещении предложений поставщиков или заявок потребителей (либо тех и других) на одном сайте в формате типичного виртуального магазина. Такие B2B-магазины носят, как правило, специализированный характер и ориентированы на потребителей определенного региона. По сути дела, подобные «узлы» выступают в качестве своеобразной виртуальной «доски объявлений». Они существуют за счет взимания платы за каждое помещенное на доску объявление.
Виртуальные биржи — гораздо более сложная форма посредничества, поскольку помимо собственно информационного обмена биржи обеспечивают возможность заключения сделок и предоставляют участникам гарантии реализации таких сделок. В настоящее время существуют как отраслевые, так и межотраслевые виртуальные биржи. Американская компания eMarketer, ссылаясь на различные оценки, указывает на существование 500–1000 виртуальных торговых площадок к середине 2000 г. Экономическая основа их функционирования — плата за каждую сделку (трансакцию). В зависимости от суммы сделки и отраслевой принадлежности контрагентов размеры взимаемой комиссии колеблются от 1 до 10%. Некоторые биржи действуют иначе — устанавливают плату за сделку в абсолютном выражении.
В специализированной литературе принято подразделять онлайновые торговые площадки в зависимости от характера собственности. По этому критерию виртуальные биржи делятся на торговые площадки, организованные «третьими лицами» (иными словами, независимые); биржи, принадлежащие отраслевым консорциумам; «частные» биржи, контролируемые одной крупной компанией (см. таблицу).
Аукционы являются еще одним типичным примером организации электронного посредничества в сегменте B2B. Так же как и биржи, онлайновые аукционы выступают не только в качестве информационных посредников, но и способствуют заключению сделок. Виртуальные аукционы в состоянии обеспечить согласование цен между поставщиками и заказчиками продукции в режиме реального времени. Одновременно они могут выступать и гарантами сделок, отслеживая оформление и выполнение заказов. Однако, как показывает практика, Интернет-аукционы (равно как и их «физические» аналоги) обладают одним существенным недостатком: аукционная форма посредничества неприменима в целом ряде отраслей и используется преимущественно на вертикальных рынках. С точки зрения экономической основы функционирования аукционы, как правило, используют комиссионные сборы за совершенные трансакции.
Эволюция инфопосредников в B2B
На первом этапе своего существования информационные посредники стремятся достичь некоего «критического уровня» спроса на их услуги. Чем больше контрагентов смогут «встретиться» на сайте виртуального посредника, тем больше сделок будет заключено и соответственно тем больше доходов получит инфопосредник. Рост числа пользователей, прибегающих к услугам электронного посредника, приводит к своеобразному «эффекту мультипликатора»: компания начинает попадать в поле зрения все большего числа заказчиков и поставщиков. Привлечение «критической массы» пользователей аналитики считают наиболее затратным периодом существования посредника, однако, как ни странно, не самым сложным.
Как и любая компания — независимо от того, является ли она «физической» или виртуальной, — после успешного завершения периода «первоначального накопления» потребителей информационный посредник сталкивается с проблемой стратегического выбора. Для того чтобы успешно продолжать свою деятельность, компания должна: а) обеспечить устойчивость связей с клиентами; б) диверсифицировать свои услуги за счет проникновения на новые отраслевые рынки.
Многие электронные посредники — те, которые ориентированы на удовлетворение запросов поставщиков и потребителей конкретной отрасли и контролируются либо одной компанией, либо отраслевым консорциумом — ограничиваются выполнением первой задачи. Для таких посредников наиболее целесообразным направлением развития является укрепление связей с уже существующими заказчиками и поставщиками путем расширения набора функций и предоставления услуг, выходящих за рамки информационного обмена и ориентированных на индивидуальные запросы клиентов.
Альтернативным направлением развития бизнеса для компаний-инфопосредников является распространение деятельности на новые отраслевые рынки и, не исключено, в другой сегмент рынка электронной коммерции, то есть в сферу B2C. Впрочем, стратегия, нацеленная на построение «виртуального информационного конгломерата», также имеет свои ограничения, поскольку бизнес становится все более аморфным и управлять им все сложнее.
Высказанные соображения о возможных направлениях эволюции посредничества в сегменте межфирменных онлайн-отношений отнюдь не являются сугубо теоретическими. В последние полтора-два года на рынке электронной коммерции (и главным образом, в сегменте B2B) начинается формирование так называемых «бизнес-узлов». Компании-инфопосредники либо сами образуют такие узлы, либо входят в состав аналогичных структур, формируемых поставщиками или заказчиками товаров и услуг.
Информационное посредничество в «бизнес-узлах»
«Бизнес-узел» определяется как сеть стабильных взаимосвязей между производителями (поставщиками), посредниками и потребителями (заказчиками) товаров и услуг, содействующая эффективному ведению бизнеса и созданию стоимости на основе использования Интернет-технологий. Основные отличия «бизнес-узлов» от инфопосредников заключаются в следующем.
Во-первых, это устойчивые отношения между ограниченным (фиксированным) числом участников сети, включающие в себя регулярный обмен деловой информацией. Ограниченное число участников означает наличие высоких «входных барьеров», или, иными словами, специфические требования (с точки зрения цен и технологий) к тем компаниям, которые изъявляют желание войти в «бизнес-узел». В результате формирования такой сети снижается уровень конкуренции между компаниями-«ячейками».
Во-вторых, многосторонний обмен данными в рамках «бизнес-узла» обеспечивают участвующие в нем инфопосредники. Поскольку именно инфопотоки становятся основой, связывающей различные компании в единый «бизнес-узел», роль посредников в качестве регулятора информационного обмена оказывается чрезвычайно важной.
В-третьих, инфопосредники в «бизнес-узле» могут использовать различные модели и формы посредничества в соответствии с предпочтениями производителей и потребителей. Например, в составе одного и того же узла компании-посредники способны обеспечивать как двусторонние сделки в режиме реального времени, так и организацию многосторонних аукционов и торговых площадок.
В-четвертых, усиливающаяся со временем интеграция участников «бизнес-узла» вызывает модификацию самой экономической основы функционирования посредников. Если доходы самостоятельного инфопосредника зависят прежде всего от числа пользователей, прибегающих к его услугам, количества и объема совершаемых через него сделок, то в рамках «бизнес-узла» экономическая эффективность его работы определяется результатами взаимодействия компаний-поставщиков и потребителей товаров/услуг. Поэтому и оплачиваться деятельность посредников в сети может не в зависимости от числа или объема осуществленных с их помощью трансакций, а по итогам работы узла в целом.
Интернет-посредники повышают эффективность функционирования электронного рынка за счет облегчения взаимодействия между продавцами и покупателями.
Можно выделить основные категории Интернет-посредников:
- поисковые системы, каталоги и порталы - служат инструментами поиска ресурсов и информации в Интернет;
- рекламные посредники, представленные баннерными сетями - позволяют проводить рекламные кампании в Интернет на большом числе сайтов;
- торговые площадки – место, где заключаются сделки и осуществляется проведение финансово-торговых транзакций (объединяют большое количество продавцов и покупателей, что позволяет повысить эффективность торговли и снизить издержки);
- электронные брокеры – предоставляют услуги через Интернет и являются неотъемлемым звеном для оказания услуг на финансовых рынках.
Основные выводы
По мере развития рынка электронной коммерции на нем возникают новые формы посредничества, связанные с управлением информационными потоками между продавцами и потребителями товаров и услуг. В сегменте B2C такую функцию выполняют, главным образом, поисковые порталы. В сегменте В2В организационные формы посредничества и используемые экономические модели гораздо более разнообразны, что обусловлено резким возрастанием роли и места информации в предпринимательстве: она превращается из товара в основу деятельности компаний, использующих Интернет-технологии для достижения своих бизнес-целей. Таким образом, в настоящее время не только существуют специализированные инфопосредники (информационные «узлы», биржи, аукционы), но и начинается интеграция некоторых из них в так называемые «бизнес-узлы». Последние объединяют как производителей и потребителей товаров и услуг, так и компании, обеспечивающие многосторонний информационный обмен между участниками.
25 Системы электронных биржевых торгов
Системы электронных торгов представляют собой программные и технологические решения, предназначенные для автоматизации процедур подготовки и проведения электронных аукционов и других видов конкурентных закупок. Самой распространенной, простой и удобной формой применения систем электронной торговли являются электронные торговые площадки.
Системы электронных торгов получили свое развитие как в коммерческом (B2B), так и в государственном (B2G) секторах. Серьезную роль в развитии электронных торговых площадок сыграло формирование законодательной базы государственных закупок. Поскольку открытые аукционы в электронной форме (электронные торги) были законодательно определены как один из видов размещения государственных заказов еще в 2005 году, это повлекло за собой стремительный рост решений и технологий в сегменте B2G.
Не смотря на то, что коммерческие закупки не подчиняются законодательным регламентам, технологическая база электронных торгов B2G и B2B сегментов отличается не сильно. Кроме того, рынок программного обеспечения для проведения электронных аукционов в коммерческом и государственном секторах формируют практически одни и те же поставщики и разработчики решений.