Microsoft Project 2003
Практическая работа
«Управление проектами (на примере Microsoft Project)»
1. Цель работы
2. Microsoft Project 2003
Основные термины и понятия
Треугольник проекта
Создание проекта
График проекта
Ввод задач проекта
Ввод ресурсов проекта
Редактирование сведений о ресурсе
Назначение ресурсов задачам
Сортировка, фильтрация и группировка данных в таблицах
Отслеживание
Использование ресурсов в разных проектах
Совместная работа
Экспорт проекта
3. Задание
Цель работы
Целью работы является изучение программного продукта Microsoft Project, а также создание плана предложенного в задании проекта.
Microsoft Project – программный продукт компании Microsoft, призванный помочь менеджерам и руководителям в планированнии и управлении проектами.
При планировании проекта нужно составить список задач, требующих решения, и список ресурсов, которые могут в этом помочь, а затем назначить ресурсы задачам. На этапе осуществления проекта необходимо следить за ходом работы, сроками и затраченными средствами. Microsoft Project автоматизирует эти процессы – процессы планирования и управления проектами.
Microsoft Project 2003
Основные термины и понятия
Проект подразумевает выполнение ряда связанных между собой задач. Для выполнения проекта можно выделить строго определенные ресурсы (человеко-часы, материалы). У проектов существуют даты начала и окончания, а также другие различные ограничения (например, графики работы).
Так как проект разрабатывается для достижения некоторых результатов за определенный срок и за определенную стоимость, то удобно составить план, какие нужно провести работы, кем, в какое время и какие средства могут понадобиться для этого.
Все проекты содержат три основных элемента – задачи, ресурсы и назначения.
Задача – это некоторая работа, осуществляемая в рамках проекта для достижения определенного результата. Задачи можно объединить в фазы.
Фаза проекта включает в себя одну или несколько задач, при выполнении которых достигается один из основных результатов проекта. Например, при подготовке журнального номера фазой проекта является верстка.
Проект должен быть разбит на задачи как можно более детально. Это позволит лучше им управлять. Целесообразность деления задачи на подзадачи зависит от ее длительности. Как правило, если длительность составляет больше трех дней, то ее можно разделить на более мелкие задачи.
Не всегда задачи в проекте выполняются последовательно одна за другой. Иногда выполнение следующей задачи можно начать раньше, чем закончится предыдущая. Такое планирование называется быстрым путем.
Например, для выпуска журнала нужны статьи (материалы) и обложка. Обычно не обязательно выполнять фазы создания статей и обложки последовательно. Microsoft Project учитывает, заняты ли работники выполнением какой-либо задачи или свободны и могут выполнять новую.
Однако существуют задачи, которые следует обязательно завершить, прежде чем перейти к следующим. Например, нельзя составить оглавление, пока окончательно не решено, какие именно материалы войдут в номер. Такие задачи называются завершающими.
Длительность – это период рабочего времени, который необходим для выполнения задачи. При планировании Microsoft Project не учитывает выходные дни. Например, если длительность выполнения задачи составляет три дня, а выполнение начинается в пятницу, и при этом используется стандартный график, то окончание выполнения задачи будет запланировано на вторник, а не на воскресенье. При этом длительность все равно будет равна трем дням, а не пяти.
Вехи – это наиболее важные задачи в проекте. Например, окончание подготовки всех статей для журнала может быть вехой.
Ресурсы в Microsoft Project – это сотрудники и оборудование. Каждый сотрудник, участвующий в проекте, выполняет определенную функцию. Один сотрудник может быть, например, фотографом в одной задаче и дизайнером в другой.
В Project используются два типа стоимости ресурсов: повременная ставка и стоимость за использование. В случае повременной ставки стоимость участия ресурса в проекте рассчитывается в зависимости от времени, которые было затрачено при работе ресурса над задачей (ставка умножается на количество часов). В случае стоимости за использование затраты вычисляются умножением стоимости использования на количество задач, в которых задействован ресурс. Для каждого ресурса можно указать как повременную ставку, так и стоимость за использование.
Бюджет – это оценочные затраты на проект, заданные в плане.
Область охвата – это комбинация всех целей и задач проекта, а также работ, необходимых для их выполнения.
Назначения – это связи между ресурсами и задачами. Для выполнения одной задачи может быть назначено несколько ресурсов.
Треугольник проекта
Многие проекты имеют строго определенные дату окончания, доступный бюджет и область охвата. Это сочетание данных о времени, стоимости и области охвата называют треугольником проекта (рисунок 1).
Рисунок 1 - Треугольник проекта
Изменение одного из этих трех элементов обязательно повлияет на два других. Несмотря на то что важны все три элемента, чаще всего наиболее критичным является только один из них. Например, если необходимо изменить план проекта так, чтобы приблизить дату окончания, то возможно увеличение затрат (в этом случае следует задействовать дополнительных сотрудников) или сокращение области охвата (удаление из проекта каких-либо второстепенных задач).
Не всегда сокращение времени выполнения проекта увеличивает затраты. В некоторых случаях, напротив, сокращение времени выполнения уменьшает и затраты, необходимые для реализации проекта.
Создание проекта
Новый проект можно создать с помощью пункта меню File > New (Файл > Создать). Как правило, при запуске Microsoft Project эта команда выполняется автоматически.
Проще всего при создании проекта воспользоваться консультантом. Окно консультанта открывается в левой части экрана (рисунок 2) при запуске Microsoft Project. Если этого окна на экране нет, то открыть его можно, нажав кнопку Tasks (Задачи) на панели инструментов консультанта.
Рисунок 2 – Окно Tasks (Задачи) консультанта
Для создания нового проекта нужно щелкнуть на надписи Define the project (Определение проекта) в окне консультанта. После этого можно будет вводить сведения о проекте. Все сведения будут запрашиваться автоматически, поэтому не придется запоминать, что еще нужно ввести для полного и правильного определения нового проекта.
В первую очередь следует ввести дату начала проекта и щелкнуть мышью на надписи Save and go to Step 2 (Сохранить и перейти к шагу 2) в нижней части окна консультанта (рисунок 3).
Рисунок 3 – Ввод даты начала проекта
Для задания и при необходимости изменения основных параметров проекта можно также воспользоваться командой Project > Project Information (Проект > Сведения о проекте). В результате откроется одноименное окно (рисунок 4).
В нем нужно указать дату начала проекта в поле Start date (Дата начала) или дату окончания проекта в поле Finish date (Дата окончания). Указывать следует только одну дату из двух, так как в Microsoft Project проекты можно планировать двумя способами: от даты начала или от даты окончания. Первый способ применяется, если у проекта нет жесткой даты окончания. В этом случае дата завершения проекта определяется во время планирования. Метод планирования следует указать в списке Schedule from (Планирование от).
Следующим шагом будет определение того, планируется ли совместная работа над проектом или нет. Если предполагается работать над небольшим проектом и планировать все самостоятельно, то следует выбрать вариант No (Нет). Если же необходимо публиковать проект на сервере, чтобы он был доступен другим сотрудникам, то следует выбрать Yes (Да) и щелкнуть на надписи Set connection information for the Project Server (Ввести данные для подключения к серверу Microsoft Project Server), после чего заполнить все поля. Что именно указывать в этих полях, необходимо узнать у администратора сети организации.
Рисунок 4 – Окно Project Information (Сведения о проекте)
Эту же операцию можно выполнить, воспользовавшись командой Tools > Options (Сервис > Параметры). В открывшемся окне на вкладке Collaborate (Совместная работа) указывают параметры совместной работы.
Третьим шагом будет сохранение проекта на диск. Для этого нужно выбрать в меню File > Save (Файл > Сохранить), задать имя проекта и нажать кнопку Save (Сохранить). К примеру, назовем проект Журнал. После сохранения следует щелкнуть на надписи Save and Finish (Сохранить и закончить работу) в нижней части окна и перейти к этапу Define general working times (Определение рабочего времени проекта).
График проекта
Прежде чем приступить к планированию рабочего времени, следует сказать несколько слов о том, что такое календари (применительно к Microsoft Project).
Календари определяют порядок планирования ресурсов, назначаемых задачам, и, соответственно, порядок планирования самих задач.
Основным является базовый календарь. Его используют календари проекта, ресурса и задачи, но у каждого ресурса может быть собственный календарь, отличающийся от остальных. Например, если большинство сотрудников работают по календарю со стандартным рабочим временем, то некоторые сотрудники могут работать по особому графику, поэтому для них нужен отдельный календарь.
Календари создаются для трудовых ресурсов (сотрудников), но не для материальных, то есть считается, что, например, копировальный аппарат доступен всегда, а сотрудник, работающий с этим аппаратом, имеет свой рабочий график.
Не следует путать календарь в качестве рабочего графика (календарь проекта, календарь ресурса, календарь задачи) и представление Calendar (Календарь). Во втором случае это просто один из вариантов отображения информации.
Существует возможность создать календарь с помощью шаблонов, которые содержит Microsoft Project. Можно также использовать другие шаблоны, например используемые в вашей организации.
После создания проекта следует перейти к этапу Define general working times (Определение рабочего времени проекта) (рисунок 5).
Рисунок 5 – Определение рабочего времени проекта
Сначала нужно выбрать шаблон календаря: Standard (Стандартный), 24 Hours (24 часа) или Night shift (Ночная смена). Для проекта Журнал, который взят в качестве примера, выберем шаблон Standard (Стандартный).
Затем следует щелкнуть на надписи Save and go to Step2 (Сохранить и перейти к шагу 2). На этом шаге будет предложено определить рабочие дни и рабочие часы проекта (рисунок 6). Это позволит настроить календарь на основе стандартного шаблона так, как требуется в каждом конкретном случае.
Рисунок 6 – Настройка рабочих дней и часов
На календаре, представленном в правой части экрана, рабочее время выделено темным цветом.
Чтобы настроить рабочие дни, следует установить соответствующие флажки. Для проекта Журнал флажки установлены по умолчанию, то есть рабочие дни – с понедельника по пятницу, а выходные – суббота и воскресенье.
Рабочие часы можно оставить стандартные (которые отображены в правой части экрана). В этом случае нужно оставить без изменения переключатель I'll use the hours shown in the preview on the right (Использовать рабочие часы, показанные в области просмотра справа).
Для изменения рабочих часов нужно установить переключатель в положение I want to adjust the working hours shown for one or more days of the week (Изменить рабочие часы для одного или нескольких дней недели). При этом в окне консультанта появятся дополнительные элементы (рисунок 7).
Рисунок 7 – Изменение рабочих часов
В поле Hours for (День) выбирают день, для которого нужно настроить рабочее время. В полях From (С) и То (До) указывают рабочие часы.
Четыре поля предназначены для того, чтобы можно было указать рабочее время до йбеденного перерыва и после него. Например, для проекта Журнал заданы рабочие часы с 10 до 14 и с 15 до 19.
Как правило, во все дни недели рабочие часы одинаковые, поэтому указывать одни и те же часы для каждого дня необязательно. В Microsoft Project можно указать рабочее время для одного из дней и нажать кнопку Apply to All Days (Применить для всех дней).
Если не хватает двух смен, то следует щелкнуть на надписи Specify additional shifts (Указать дополнительные смены), тогда можно будет создавать до пяти смен в сутки.
Следующим шагом задают дополнительные праздничные и выходные дни. Для этого следует щелкнуть на надписи Change Working Time (Изменить рабочее время). В результате откроется окно Change Working Time (Изменение рабочего времени) (рисунок 8), в котором можно установить для каждого дня переключатель в одно из следующих положений: Use default (Стандартное время), Nonworking time (Нерабочее время) или Nondefault working time (Нестандартное рабочее время).
Рисунок 8 – Окно Change Working Time (Изменение рабочего времени)
При установке переключателя в положение Use default (Стандартное время) задают рабочее время в соответствии с календарем (те часы, которые были выбраны на предыдущем шаге). При установке переключателя в положение Nondefault working time (Нестандартное рабочее время) день считается полностью нерабочим (выходным). С его помощью можно также установить сокращенный рабочий день.
Чтобы задать рабочее время для нескольких определенных рабочих дней, следует выделить их мышью, удерживая клавишу Ctrl. Тогда изменения будут касаться всех выделенных дней и распространяться на другие месяцы. Кроме того, можно не только изменять рабочее время обычных дней, но и делать выходные дни рабочими.
Для создания нового календаря следует выполнить команду Tools > Change Working Time (Сервис > Изменить рабочее время). При нажатии кнопки New (Создать) появится окно Create Base Calendar (Создание базового календаря). В нем следует установить переключатель Create new base calendar (Создать новый базовый календарь), задать имя нового календаря и нажать ОК. Созданный календарь можно изменять так же, как стандартные календари.
На четвертом шаге определяют такие параметры, как количество часов в рабочем дне, количество рабочих часов в неделе и количество рабочих дней в месяце. При этом нужно иметь в виду график, который был указан на предыдущих шагах. Эти параметры будут использоваться для вычисления, сколько часов требуется для выполнения задачи, если длительность задана, например, в днях. Microsoft Project при планировании изменяет все единицы времени на часы.
После задания этих параметров переходим к пятому шагу – сохранению и завершению установки рабочего времени проекта.
Ввод задач проекта
Следующим шагом в создании проекта и следующей строкой в окне консультанта является List the tasks in the project (Ввод задач проекта). Эту операцию уже нужно выполнять в таблице в представлении Gantt Chart (Диаграмма Ганта) (рисунок 9).
Рисунок 9 – Ввод задач в представлении Gantt Chart (Диаграмма Ганта)
В Microsoft Project существует иерархия задач. Задачи можно делать подзадачами (перемещаясь на уровень ниже, задача становится вложенной по отношению к другой задаче, а перемещаясь на уровень выше – перестает быть вложенной). Допускается несколько уровней вложенности.
Чтобы ввести задачу, следует установить табличный курсор на первую Строку таблицы Gantt Chart (Диаграмма Ганта) и ввести с клавиатуры название задачи, затем необходимо нажать Enter или перейти к другой ячейке таблицы с помощью мыши или клавиш управления курсором.
После ввода новой задачи ее длительность принимается равной одному рабочему дню. Чтобы изменить длительность, следует подвести указатель мыши к правому краю отрезка в представлении Gantt Chart (Диаграмма Ганта) так, чтобы он принял вид стрелки, направленной вправо. Затем нужно нажать левую кнопку мыши и двигать мышь вправо или влево, чтобы увеличить или уменьшить длительность выполнения задачи. При перемещении появляется всплывающее окно, в котором отображается время окончания задачи и ее длительность. Выходные дни не учитываются (когда вы перемещаете мышь на диаграмме над выходным днем, длительность задачи не увеличивается).
Длительность можно также задать в окне Task Information (Сведения о задаче) (рисунок 10). Это окно вызывается, если щелкнуть на задаче правой кнопкой мыши и в меню выбрать пункт Task Information (Сведения о задаче).
Рисунок 10 – Окно Task Information (Сведения о задаче)
На вкладке General (Общие) сведений о задаче расположены поля Name (Название) и Duration (Длительность).
Флажок Estimated (Предварительная оценка) говорит о том, что длительность установлена приблизительно или вообще не установлена (по умолчанию этот флажок установлен). Если вручную изменить длительность задачи, то флажок автоматически снимается.
В поле Percent complete (Процент завершения) показано, какая часть задачи выполнена на текущий момент.
В поле Priority (Приоритет) можно изменять приоритет задачи. Этот параметр используется при выравнивании ресурсов.