Как с первого раза отобрать наиболее подходящего кандидата на должность?

Д. Купер, А. Робертсон

Психология

В ОТБОРЕ ПЕРСОНАЛА

EjgntiTEP*

Москва • Санкт-Петербург • Нижний Новгород • Воронеж

Ростов-на-Дону ■ Екатеринбург ■ Самара

Киев ■ Харьков ■ Минск

ББК 88.49 УДК 159.98 К92

К92 Психология в отборе персонала/ Д. Купер, А. Робертсон. — СПб.: Питер, 2003. — 240 с: ил. — (Серия «Практическая психо­логия»).

ISBN 5-94723-407-6

Данная книга посвящена вопросам отбора квалифицированного персонала и про­гнозирования ею дальнейшего развития и карьерного роста. Она написана на основе но­вейших научно-практических достижений и включает самые современные мегодики отбо­ра персонала, равно как и техники, позволяющие оценить оффектпвпость лих методик.

Издание рассчитано на широкий круг читателей, интересующихся проблемами менеджмента, по наибольшую пользу оно принесет специалистам по кадрам, консультан­там и студешам, изучающим кадровый менеджмент п психологию профессиональной деятельности.

ББК 88.49 УДК 159.98

© Dominic Cooper and Ivan T. Robertson

© Перевод на русский язык

ЗАО Издательский дом «Питер», 2003

ISBN 1-86152-612-1 (англ.) © Издание на русском языке, оформление

ISBN 5-94723-407-6 ЗАО Издательский дом «Питер», 2003

Оглавление

Основы психологии бизнеса ............................................................................. 9

Глава 1. Управление отбором персонала для достижения

«тотального качества».................................................................................. 10

Введение................................................................................................................ 10

Психология и отбор персонала...................................................................... 12

Менеджмент тотального качества и отбор персонала........................... 15

Краткое содержание.......................................................................................... 21

Глава 2. Различиямежду людьми............................................................... 23

Индивидуальные различия.............................................................................. 25

Когнитивные способности .............................................................................. 26

Практический интеллект.................................................................................. 28

Тесты интеллекта............................................................................................... 28

Люди, ситуации и поведение........................................................................... 30

Личность............................................................................................................... 33

Личная компетентность.................................................................................... . 36

Общая компетентность .................................................................................... 37

Краткое содержание......................................................................................... . 40

Глава 3. Определение потребностей заказчика и установление

соответствующих стандартов...................................................................... 41

Определение потребностей клиента путем анализа

профессиональной деятельности.................................................................. 43

Различные подходы к анализу профессиональной

деятельности ....................................................................................................... 45

Опросники для анализа профессиональной деятельности 48

Критерии оценки деятельности ..................................................................... 51

Краткое содержание......................................................................................... 60

Глава 4. Оценочные стандарты для методов отбора персонала.. 62

Надежность.......................................................................................................... 64

Типы надежности............................................................................................... 65

Валидность.......................................................................................................... 68

Типы валидности................................................................................................ 69

Интерпретируемость......................................................................................... 74

Критериальные системы оценивания........................................................... 75

Нормативные системы оценивания.............................................................. 76

Практичность ..................................................................................................... 78

Создание тестов.................................................................................................. 79

6 И Оглавление

Комплексное применение описанных методов ......................................... 82

Краткое содержание......................................................................................... 84

Глава 5, Установка стандартов для проведения

отбора персонала............................................................................................... 86

Вычисление прибыли на вложенный капитал........................................... 87

Базовая модель полезности ........................................................................... .. 88

Количество........................................................................................................... .. 89

Качество .............................................................................................................. .. 90

Затраты................................................................................................................. .. 91

Применение.......................................................................................................... .. 92

Оптимизация разработки процедур отбора............................................... .. 92

11азпачение процедур отбора....................................................................... .. 93

Модель зтапа проектирования ............................................................................ 94

Оценочные стандарты .................................................................................... .. 97

Окончательный вариант проекта.................................................................. .. 99

Краткое содержание....................................................................................... 100

Глава 6. Методы отбора: собеседование................................................. 101

Выбор между традиционными и структурированными

собеседованиями ............................................................................................. 102

Структурированные собеседования........................................................... 103

Разработка структурированных собеседований .................................. 107

Оценочные стандарты ................................................................................... 109

Собеседование как социальное взаимодействие.................................... . 112

Факторы, влияющие на принятие решений по результатам

собеседования................................................................................................... 115

Подготовка сотрудников для проведения собеседований .... 116

Краткое содержание................... ,.................................................................. 118

Глава 7. Методы отбора: выполнение образца работы....................... 119

Тесты на выполнение образца работы...................................................... 120

Тесты профессиональных знаний............................................................... 122

Тесты на обучаемость . ............................................................................... 124

Разработка тестов на обучаемость............................................................. 125

Преимущества и недостатки тестов

на выполнение образца работы................................................................... 126

Ассессмент-центр............................................................................................. 127

Упражнения на анализ документов............................................................ 130

Обсуждения в группах.................................................................................... 131

Разработка ассессмент-центра.................................................................... 133

Оглавление ■ 7

Оценочные стандарты .................................................................................... 134

Краткое содержание........................................................................................ .. 138

Глава 8. Методы отбора: психометрия................................................... 139

Психологическое тестирование................................................................... .. 141

Когнитивные гесты........................................................................................... .. 142

Личностные опросники.................................................................................... 145

Специализированные- личностные тесты................................................. .. 149

Фальсификация данных.................................................................................. .. 152

Биографические данные ................................................................................ 153

Выбор вариантов.............................................................................................. .. 154

Разработка опросников для получения биографических

данных................................................................................................................. 157

Оценочные стандарты .................................................................................. 158

Проверка честности......................................................................................... .. 160

Оценочные стандарты ................................................................................... 162

Краткое содержание........................................................................................ 163

Глава 9. Методы отбора: альтернативные способы?........................ 164

Оценка коллег.................................................................................................... 166

Самооцениванпе............................................................................................... 168

Графология......................................................................................................... 170

Астрология......................................................................................................... 174

Рекомендации.................................................................................................... .. 176

Образовательные достижения...................................................................... .. 180

Краткое содержание........................................................................................ 183

Глава 10. Стандарты принятия решений но отбору персонала184

Принятие решений .............................................................................................. 187

Множественные показатели минимально допустимого

уровня и множественные барьеры.............................................................. .. 196

Иллюзии и ошибки в принятии кадровых решений ............................... .. 197

Краткое содержание....................................................................................... 199

Глава 11. Непрерывное совершенствование....................................... 200

Кандидаты и организации............................................................................. 200

Последствия, которые отбор и оценивание персонала

имеют для личности ....................................................................................... 202

Технические факторы..................................................................................... .. 206

Потребности развития предприятия........................................................... 210

Краткое содержание....................................................................................... .. 213

8 ■ Оглавление

Приложение А. Системы сравнения с нормой..................................... . 214

Позиционные системы оценки ..................................................................... . 214

Приложение Б. Анализ полезности.......................................................... . 219

Подсчет соотношения размеров выгоды

и затрат................................................................................................................ 219

Доля отобранных кандидатов ..................................................................... 220

Критериальная валидность........................................................................... 222

Ценность в денежном выражении ............................................................... 223

Формулы полезности....................................................................................... 224

Литература........................................................................................................227

Основы психологии бизнеса

Как с первого раза отобрать наиболее подходящего кандидата на должность?

Иногда процедура отбора кандидатов на должность мало чем от­личается от розыгрыша лотереи. Психология отбора персонала, опи­раясь па новейшие научные достижения, предлагает общую схему де­ятельности, которая поможет специалистам по персоналу в их непро­стой работе. Рассматриваются такие темы, как:

• определение потребностей заказчика;

• оптимизация разработки процедур отбора и их окупаемость;

• установление стандартов для принятия решений;

• разработка возможностей постоянного совершенствования.

Приводимая в книге общая схема деятельности позволяет специа­листу но персоналу много точнее определить перспективы профессио­нальных достижений кандидатов, помогая компании справиться с трудностями, достичь благополучия и развиваться.

Доминик Купер возглавляет компанию «Эплайд Бихейвиорал Сайенсис Лимитед, Hull» (прикладной бихевиоризм).

Айвсн Т. Робертсон является профессором психологии профессио­нальной деятельности и руководителем Школы менеджмента в Ман­честере (Manchester School of management, UMIST).

Глава 1

Наши рекомендации