Почему это происходит?
Психолого–педагогические требования и рекомендации при создании мультимедийного сопровождения
Аудиовизуальные пособия – это технические средства и наглядные пособия, в которых совмещенные звук и изображение помогают передать информацию.
Для использования слайдов на занятии необходимо тщательно продумать их количество и что конкретно необходимо представить на них. Определите и выпишите те этапы лекции, которые выиграют от применения слайдов. Так, зрительная наглядность хорошо подходит для представления названия новой темы, иногда она уместна во вводной части (план занятия), для объяснения основных положений и подкрепления их наглядными иллюстрациями, а также для обобщения и выводов. Для выделения главного и закрепления его в памяти целесообразно подкрепить важное положение иллюстрацией на экране, то есть – давать одну и тоже информацию еще через один канал – через зрение.
Д.К. Ушинский говорил: «Чем больше органов наших чувств принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления или группы впечатлений, тем прочнее ложатся эти впечатления в нашу механическую, нервную память, вернее сохраняются ею». Действительно, мы лучше понимаем какой-то новый материал, когда содержание можно выразить иначе, другим способом.
В памяти человека фиксируется не только информация, но и носитель ее голос преподавателя, иллюстрации, звуковые сопровождение, а также условия, в котором эта информация приобреталась. Через зафиксировавшийся в памяти носитель и условия приобретения легко восстанавливается и сама информация.
Таким образом, необходимо искать пути наиболее эффективного воздействия, как на органы слуха, так и на органы зрения.
Также, при использовании текста на слайдах, подключается зрительная память. Ведь часто учащиеся, чтобы успеть записать все, что говорит педагог, механически записывают услышанное. А при «списывании» того же материала работает и зрительная память.
Существует формула (ЮНЕСКО), выражающая закономерность осознания (под осознанием понимают получение представлений, или установление соответствия между словом и образом, которое это слово вызывает): 15+25=>65
Исследования показали, что при восприятии информации на слух без использования наглядности коэффициента усвоение будет равен примерно 15%; при зрительной подаче – до 25%. Но если задействовать оба канала восприятия, то уровень усвояемости будет не 40, а 65%!
Если при изучении незнакомой темы появления новых для ученика слов не сопровождается получением соответствующих образов, то в результате у учащегося могут возникнуть искаженные представления.
Итак, слово и образ должны быть едины.
Но важно помнить, что в числе особенностей восприятия существенную роль играет утомление. При зрительном утомлении отчетливо снижаются сенсорные функции. При длительной работе учащихся целесообразно чередовать периоды зрительной нагрузки с периодами, когда работает главным образом слуховое восприятие. Это важно и при использовании TV в обучении. Утомление влияет на все, в том числе на более высокие уровни восприятия.
Использование зрительной наглядности
Сопоставляя правильность узнавания сложных зрительных образов и аналогичной вербальной (воспринимаемой на слух) информации, было обнаружено значительное преимущество зрительной памяти. Если лекция проводится только при помощи слов, люди в среднем запоминают около 10% информации, в то время как эффективное использование зрительной наглядности увеличивает эту цифру до 50%. Это подтверждает правильность дидактического принципа наглядности.
Почему это происходит?
В человеческом мозгу 30% занимают нейроны, отвечающие за зрение и зрительное восприятие, и только 3% отвечают за слух. Помните фразу: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать»? Ученые нашли ей обоснование.
При коммуникации (общении) зрительные, а также звуковые сигналы намного больше влияют на людей, нежели слова. Картины и звуки помогают зрителям понять материал и принять его, чего не могут в полной мере обеспечить словесные (вербальные) формы выражения. Аудитория лучше воспринимает информацию, когда им сопутствует слуховая и особенно зрительная наглядность. Кроме того, такие лекции более убедительны. С помощью запоминающихся образов происходит облегчение процесса восприятия информации.
Но не стоит забывать, что аудиовизуальные средства никогда не заменят педагога.
Наглядность (слайды, например) применяются, чтобы способствовать успешной передаче сообщения. Таким образом, их основные задачи:
§ пояснить идеи или данные, которые трудно понять из одних только словесных объяснений;
§ выделить наиболее важное;
§ подкрепить устное сообщение, чтобы увеличить объем запоминаемой информации.
Слайды целесообразно применять также для того, чтобы:
§ заинтересовать слушателей в чем - либо, привлечь внимание к главному;
§ вызвать улыбку, снять напряжение, утомление;
§ изменять темп лекции;
§ аудитории;
§ показать разные толкование фактов;
§ графически, более выразительно отобразить соотношение данных или понятий;
§ помочь сделать обзор пройденного материала и перейти к следующему.
Основные моменты
1) Чтобы выделить главное, нецелесообразно иллюстрировать одну мысльмногочисленными иллюстрациями. Лучше использовать одну - тщательно отобранную. Но если показ наглядного материала нужен для того, чтобы научить узнавать, распознавать в изображении тот или иной объект, то используются несколько иллюстраций этого объекта.
Цель использования аудиовизуальных средств – дополнять процесс коммуникации, а не заменить его.
При помещении какой-то информации (текст, график, схема, таблица, иллюстрация) необходимо учитывать то, что человек не просто видит, а он рассматривает объект, а для этого нужно время. Время, необходимое для рассматривания, и то, что останется в памяти, зависит от того, что представляется важным рассматривающему. Педагог, показывая что-то на экране, полагает, что все учащиеся видят одно и то же. Но это всегда так. Так, регистрация движений глаз позволяет зафиксировать процесс рассматривания: просматривание идет в соответствии с тем, что представляется существенным человеку. Так же идет просмотр учебного материала. Если перед показом учебного рисунка внимание учащегося не привлечено к тому, что на этом рисунке существенно, учащийся может просматривать изображение так, что увидит и запомнит не то, ради чего этот рисунок был показан.
Таким образом, когда в аудитории что-то показывается, необходимо словесно комментировать.
Важно учесть и то, что время, необходимое для осознания показываемого материала зависит от ряда факторов. Чем более неожиданным является показываемое человеку изображение, тем труднее оно опознается, тем больше времени нужно дать на его рассматривание. Это необходимо учитывать в условиях, в которых есть помехи для рассматривания: недостаточно четкое, недостаточно яркое, недостаточно контрастное, недостаточно крупное изображение, наличие посторонних помех и т.д.
2) При создании слайдов, не нужно помещать на них всю информацию, содержащуюся в лекции учителя, только самое важное, то, что необходимо выделить, подчеркнуть.
3) Чтобы слайды принесли ожидаемый эффект (привлекли внимание аудитории, способствовали лучшему запоминанию материала и т.д.) А самая эффективная наглядность – та, которая живописна, красочна, оригинальна.
Живописные наглядные пособия делают сообщение более запоминающимся. У многих людей, по их словам, хорошая память на лице, но трудности с запоминанием имен. Живописная наглядность – это «лицо» лекции. Часто люди запоминают дорогу, подмечая по пути ориентиры. Живописные наглядные пособия подобны «ориентирам» на лекции. Многие безошибочно описывают сцену из кинофильма, даже если видели его много лет назад, но не помнят при этом слов актеров. Показывая нечто наглядное, мы демонстрируем зрителям «сцены» и помогаем им запомнить материал.
Внимание людей всегда приковано к тому, что оригинально: к нестандартному, с выдумкой сделанному интересному наглядному пособию. Оригинальность в аудиовизуальных пособиях тем более необходима:
§ Чем дольше длится лекция и объяснение нового материала.
§ Чем серьезнее или «утомительнее» предмет.
§ Чем больше необходимости убедить людей в чем-либо.
Сделанный с выдумкой наглядные пособия всегда красочны и живописны; информация представлена на них неожиданным образом.
Если есть необходимость, используйте многослойные наглядные пособия или такие, которые можно показывать постепенно, по частям. Когда идея, которую надо проиллюстрировать, включает несколько подпунктов, ее можно подчеркнуть и изложить более понятно, показывая иллюстрацию по частям. Например, докладчик использует несколько слайдов. Говоря о первом пункте, он показывает только первый слайд. Остальные пункты не невидны, пока докладчик не дойдет до них. Подобным образом диаграммы или схемы на слайдах можно демонстрировать поэтапно. Один слайд показывает первую часть, второй – следующую и так далее. Этот прием позволяет привлечь внимание аудитории к отдельному пункту выступления и подогревать интерес к тому, что будет дальше.
4)Аудиовизуальные пособия должны быть понятными, хорошо продуманными: здесь важны также точность и краткость.
Понятная наглядность – это наглядность, с пониманием которой у зрителей возникает трудностей. Текст должен быть разборчиво напечатан достаточно крупным шрифтом, чтобы он легко читался из любой точки зала. Звук также должен быть понятным: без шумов и помех, достаточно громкий, чтобы было слышно, но не оглушающий.
Все, что изображено в наглядном пособии, идет ли речь о чертежах, рисунках, диаграммах или цветах, должно точно соответствовать информации и идеям, которые это пособие призвано иллюстрировать. Важное значение имеет последовательность: соответствие того, что говориться, тому, что написано. Например, если лектор называет числовые данные в процентах, числа на пособии должны быть также в процентах. Применяя наглядность, надо соблюдать меру. Если показывать подряд слишком много пособий, это собьет людей с толку, а не привлечет их внимание. Излишек наглядности совершенно вытеснит докладчика, вместо того чтобы служить ему подспорьем.
Некоторые рекомендуют применять не более одного пособия (слайда) на каждую минуту лекции; другие предлагают не более одного в 2-3 минуты. Если вы уверены, помогает ли наглядное пособие понять сообщение, не используйте его все должно быть в меру.
Избыток информации, которую зритель должен сразу же «проглотить», вредит наглядности. Чрезмерное количество текста или данных в одном и том же пособии скорее собьет с толку, чем внесет ясность. Принцип краткости также относится и ко времени, которое лектор тратит на каждое пособие. Чем меньше, тем лучше. Демонстрация одного и того же пособия в течение слишком долгого времени замедлить темп лекции и заставить скучать.
Ошибки другого рода появляются, когда образов достаточно, а подходящих, необходимых слов у педагога не находится – происходит злоупотребление наглядностью ради наглядности (например, применение реальной, но сложной наглядности, имеющей отвлекающие детали, часто приводит к тому, что образ, складывающийся сознании ученика, получается недостаточно четким, многовариантным. Представим себе урок физики, на котором учитель рассказывает о вращательном движении. Движется танк, вращаются звездочки, направляющие ролики, что-то блестит, что-то скрежещет, отвлекая внимание. Ученики прослушали объяснение, увидели иллюстрацию, но для ясности осознания им не хватило вспомогательного схематического образа: нарисованной на доске окружности с обозначенной точкой, то есть абстрактной наглядности).
Зрительное восприятие
При использовании какой бы то ни было наглядности важно знать некоторые особенности зрительного восприятия:
Существуют рисунки, которые вызывают исключительно неприятные ощущения. Они могут быть довольно простыми, состоящими обычно из повторяющихся линий (расходящиеся лучами или параллельные линии приводят к тому, что зрительная схема выходит из-за перенасыщенности подобных структур). Такой же эффект возникает при мелькающем свете, нарушая работу зрительной системы.
Также существуют некоторые ошибки (иллюзии) восприятия, которые необходимо учитывать преподавателю. Если демонстрируются рисунок или схема, на которую нужно сравнить две площади, то нецелесообразно изображать одну из них темном на светлом фоне, а другую – светлой на темном фоне. Это явление светлой иррадиации. Правильное изображение может быть воспринято неправильно.
Нужно учитывать, что существуют оптические иллюзии (иллюзии Мюллера – Лайера): если два равных по длине отрезка заканчиваются по-разному направленными «усами», то создаются иллюзии различия длины этих отрезков. Таким образом, если показывать какую то схему, на которой важны длины отрезков, то важно позаботится о том, чтобы схема была правильной, а равные отрезки были бы действительно равны, и о том, чтобы окружение этих отрезков не создавало иллюзий.
Цвет.Цветная наглядность будет способствовать успеху презентации намного больше, нежели невзрачные черно, белые пособия. Люди ожидают, что изображение будет цветным. Они привыкли к этому. При современном уровне развития технологии сравнительно легко и не дорого подготовить цветные наглядные пособия. Применение цвета в смысле наглядности дает несколько преимуществ. Он превышает интерес и делает сообщение более запоминающимся. Было обнаружено, что цвет в рекламе увеличивает число тех, кто ее читает, и объем запоминаемого материала на 80%. Тоже самое будет верным и для зрительной наглядности. Цвет влияет на настроение аудитории. Он может сделать лекцию более убедительной. Цвет вносит в сообщение дополнительный смысл. Умелое использование цвета усиливает воздействие наглядного пособия, так как цвета ассоциируются с определенными качествами, условиями и событиями.
Но, используя цвет, следует учитывать следующие особенности:
Темный предмет кажется меньше, чем светлый того же размера. Черное, как представитель темноты, оставляет глаз в покое, белое, как заместитель света, повергает его в деятельность. Покоящаяся сетчатка сокращена и занимает меньше пространства, чем в деятельном состоянии, в которые она повергается под влиянием светового раздражения. Глаз человека требует смены своих состояний, проще всего осуществляется в переходе от темного к светлому и наоборот.
Желтый – производит теплое и приятное впечатление. Яркий, «светящийся» оттенок желтого – цвет, производящий возбуждающий эффект. Желтый несет в себе доверие, уважение и оптимизм.
Синий –энергия, вызывает чувство холода. Это цвет одновременно и успокаивающий, и сильный.
Красный – производит впечатление серьезности и достоинства. Стимулирующий цвет. В избытке красный цвет может восприниматься как подавляющий или угрожающий. Красный может вызывать и неприятные чувства, напоминая людям о сделанных красными чернилами и исправлениях в школьных тетрадях.
Зеленый – в нем глаз находит действительное удовлетворение. Это цвет надежды и процветания. Он ассоциируется с ростом, юностью.
Лиловый- Само название темного оттенка лилового – «королевский пурпурный» - свидетельствует о том, что он ассоциируется с величественностью.
Оранжевый –теплый цвет. Темно оранжевый означает действие, агрессивность или доблесть. Коричневатые оттенки оранжевого, которые обычно описывают как «цвета земли», ассоциируются с дружбой и урожаем. (К оранжевому цвету, человеческий глаз не привыкает).
Черный –в зависимости от контекста черный цвет – либо шокирующий, либо мрачный. Он наводит на мысли о власти, верности, силе и таинственности. Черный также обычно ассоциируется со смертью.
Белый – по традиции белый означает чистоту, добродетель и святость.
Сочетание цветов
Белый и особенно черный цвет так хорошо сочетаются с большинством других. Отсутствие у них компонентов тона и насыщенности позволяет сознанию зрителя считать их яркой или темной модификацией того цвета, с которым они в данный момент соседствуют, применяя к ним вариант двух общих и одного противоположного параметра – то есть почти оптимальное сочетание начал единства и контраста.
Белый, черный, красный. Самый яркий и самый темный из всех возможных цветов создают ощущение тесного единства и максимального контраста, а если вам нужен третий цвет – пожалуйста: красный великолепно сочетается и с черным, и с белым.
Сочетаются дополнительные цвета:
красный – зеленый,
желтый – фиолетовый
оранжевый – синий.
Когда элементы наглядного пособия изображены в дополнительных цветах, они не сливаются, так как эти цвета контрастируют друг с другом. Однако не следует помещать красный рядом с зеленым, так как каждый десятый человек не может четко их различать.
Желтый и синий – скудное сочетание, но ближе всего стоит к зеленому, а значит, к реальному удовлетворению.
Можно выполнять слайды в одной цветовой гамме: например, с темными оттенками основного цвета для фона, более светлыми - для текста и более насыщенными – для декоративных элементов. Лучше пользоваться минимумом цветов, но сами цвета при этом подбирать по возможности более контрастные.
Необходимую долю разнообразия такому цветовому ландшафту может придать более насыщенный или контрастный по тону цвет ссылок. Вообще, для эффективного опознавания ссылки обязан иметь более заметный цвет, чем основной текст. Посещенные (visited) ссылки должны сигнализировать о своей «отработанности» цветом менее насыщенно или просто более близким к цвету основного текста. Принятая в графических браузерах раскладка ссылок по умолчанию – синий цвет для «свежих» ссылок и фиолетовый для «использованных» - достигает нужного результата и без каких бы то ни было вариаций насыщенности, «нечистоты» и потому «не изначальности».