Реципиент (получатель, коммуникатор, адресат)
· Реципиентом (получателем и т.д.) могут быть отдельные индивиды, группы людей, общественные организации, социальные институты, государство или общество в целом. Если в роли получателя выступает более чем одно лицо, то получателя называют аудиторией коммуникации.
· Важными характеристиками индивидуального получателя являются компетентность, жизненный опыт и социологические доминанты коммуникации (социальный статус, роль, принадлежность к той или иной группе, общая культура, ценностные ориентации, социальные стереотипы и др.
· Аудитория как коллективный получатель делится на массовую и специализированную. Термином “массовая аудитория”обычнообозначаются: а) все потребители информации, распространяемой через СМИ – читатели, телезрители, слушатели и т.д.; б) случайные объединения людей, не имеющих общих профессиональных, возрастных, политических, экономических, культурных и иных признаков и интересов (толпа зевак, собравшихся послушать уличного оратора, музыканта).
Выделяется еще и специализированная аудитория. Это, как правило, достаточно определенное и устойчивое целое, с более или менее очерченными границами, включающее множество индивидов, объединенных общими интересами, целями, ценностями, стилем жизни и некоторыми другими общими социальными и профессиональными признаками.
Обратная связь
· Под обратной связью понимают ответную реакцию получателя на сообщение источника.При ее наличии коммуникация становится двусторонним процессом, позволяя обеим сторонам корректировать свои цели и поведение по отношению друг к другу. Проявлений, форм обратной связи – великое множество.
· Обратная связь в ходе социальной коммуникации отличается от аналогичных процессов в технических, автоматических системах тем, что не может быть предсказана со 100%-ной точностью и тем, что проходит через специфические фильтры, барьеры социального характера.
· Обратная связь очевидна в ситуации межличностной коммуникации.
В массовой коммуникации обратная связь обнаруживается не так явно, особенно тогда, когда коммуникатор (например, рекламодатель) не прилагает усилий по ее налаживанию. Но даже помимо желания заниматься этим рекламодатель невольно обнаружит эту обратную связь в изменении статистики продаж, в динамике финансовых показателей. Таким образом, даже в массовой коммуникации обнаруживается естественное наличие обратной связи, какой бы длинной она не была. В любом случае устойчивая обратная связь – необходимое условие результативной коммуникации.