Г) Практические занятия
Раздел дисциплины | № темы | Содержание темы занятия | Трудоем-кость, часов |
I | Аристотель о трагедии: ее сущности и элементах («Поэтика») «Царь Эдип» Софокла: структура драмы, действие, перепитии, диалог. Современное прочтение «Царя Эдипа» Б. Костелянцем («Драма и действие») Жизнеутверждающий пафос комедий Шекспира (на примере анализа «Двенадцатой ночи»). Шекспировская трагедия как торжество и кризис гуманистической мысли Возрождения (на примере анализа «Короля Лира»). Сценическое прочтение Эфросом «Отелло» в «Театре на Малой Бронной». | ||
II | Драматургия Мольера и правила классицизма. Жанровое смешение в «Дон Жуане» и «чистота» жанра «Мещанине во дворянстве». Традиции Шекспира в «Школе злословия» Шеридана. Традиции «высокой комедии» в «Женитьбе Фигаро» Бомарше. | ||
III | «Новая драма» как вызов романтическим и мелодраматическим театральным традициям (Гюго, Дюма-сын, Скриб). Тяготение к эстетике натурализма в связи с установкой на жизнеподобие происходящего на сцене. Образ Норы и проблема полноты, полноценности личностного бытия. («Кукольный дом» Ибсена). Драматургия Ибсена и пьесы Шоу 90-х годов - актуализация английским драматургом социально-критического аспекта ибсеновской драматургии. Переосмысление-перестройка традиционной структуры комедии, превращение ее в «пьесу-дискуссию». Театрально-музыкальная версия «Пигмалиона» - «Моя прекрасная леди» Ф. Лоу. | ||
IV | «Эпический театр» Брехта и традиции Просвещения. Основные положения «неаристотелевского» театра Брехта. Прием парадокса в «Матушке Кураж». Сценическая версия «Кавказского мелового круга» в режиссуре Стуруа. Традиции «драмы идей» во французской экзистенциалиской драме. Интеллектуализация сценической речи. Использование античного мифа Сартром в качестве «самого экономного способа» решения проблемы «узнавания». («Мухи») Театр абсурда «на фоне» экзистенциалистской драмы. Замена последовательности развития действия развертыванием поэтического образа. Изменение функции языка. Обращение к ритуалу – рефрен в диалогах, «ситуативный» рефрен. Традиции мима и клоунады. (На примере анализа «Лысой певицы», «Стульев» Ионеско и «Последней ленты Краппа» Беккета – постановка «Крикет – театр», Нью-Йорк). Концепция «пластического театра» Уильямса согласно авторским ремаркам к «Стеклянному зверинцу», создание в спектакле «дымки воспоминаний». Приверженность драматурга к театру зрелищному, воздействующему на все органы чувств (на примере анализа пьес «Трамвай «Желание» и «Кошка на раскаленной крыше»). Метафизический подтекст драматургии Уайлдера. Мотив «чуда обыкновенного» и его места в мотивной организации диалогов и действия в пьесе «Наш городок». |
Д) Самостоятельное изучение разделов и тем дисциплины
№ раздела | № темы | Форма самостоятельной работы | Трудоемкость, часов |
I | Самостоятельное изучение книги Ф.Ницше «Рождение трагедии, или Эллинство и пессимизм». Реферат на тему «Роль музыки в происхождении в античной трагедии» (7-8стр). Софокл «Царь Эдип» - работа с текстом. | ||
Подготовка к коллоквиуму на тему: «Гегель о роли индивидуального в характерах Шекспира». (Б.Костелянец «Драма и действие», гл. 18. А.Лосев «Общий итог эстетики Возрождения» // А.Лосев «Эстетика Возрождения») | |||
II | «Критика «Школы жен» Мольера. «Дон Жуан», «Мещанин во дворянстве» - работа с текстом. Самостоятельный анализ «Предисловия» к «Женитьбе Фигаро» Бомарше на предмет ее жанрового сходства и различия с «высокой комедией» Мольера. Работа с текстом пьесы. Самостоятельная работа над IV и V главами «Драмы и действия» Б.Костелянца, определиться в понимании категорий «пафос» и «патетическое». | ||
III | Самостоятельная «проработка» теоретического труда Б.Шоу «Квинтэссенция и ибсенизма». (В том числе и как предварительная подготовка к очередной теме, посвященной драматургии Б.Шоу) Работа с текстом пьесы Ибсена «Кукольный дом» Работа с критическим материалом по драматургии Шоу 90-х годов. Пьеса Шоу «Пигмалион» - работа с текстом. Знакомство с фильмом «Моя прекрасная леди». | ||
IV | Самостоятельная работа с обширной публикацией А.Федорова «Бертольт Брехт и современный театр». Написание реферата. Самостоятельное ознакомление с «Мифом о Сизифе. Эссе об абсурде» А.Камю и эссе Ж.-П. Сартра «Экзистенциализм – это гуманизм». Работа с текстом пьесы «Мухи». Самостоятельное прочтение статей Ионеско «О театре» и «Театр абсурда будет всегда». Эссе-анализ одной из них. Работа с текстами пьес Ионеско и Беккета. Работа с текстами пьес Уильямса и Уалдера. Написание эссе-анализа по пьесе Уильямса или Уайлдера. |
Методические указания по написанию реферата
Реферат является одной из важных форм самостоятельной работы, поскольку позволяет структурировать знания обучаемых.
Рефера́т– письменный доклад или выступление по определённой теме с обобщением информации из одного или нескольких источников. Реферат предполагает осмысленное изложение содержания главного и наиболее важного (с точки зрения автора) в научной литературе по определенной проблеме в письменной или устной форме.