Г) Практические занятия

Раздел дисциплины № темы Содержание темы занятия Трудоем-кость, часов
I     Аристотель о трагедии: ее сущности и элементах («Поэтика») «Царь Эдип» Софокла: структура драмы, действие, перепитии, диалог. Современное прочтение «Царя Эдипа» Б. Костелянцем («Драма и действие»)   Жизнеутверждающий пафос комедий Шекспира (на примере анализа «Двенадцатой ночи»). Шекспировская трагедия как торжество и кризис гуманистической мысли Возрождения (на примере анализа «Короля Лира»). Сценическое прочтение Эфросом «Отелло» в «Театре на Малой Бронной».        
II Драматургия Мольера и правила классицизма. Жанровое смешение в «Дон Жуане» и «чистота» жанра «Мещанине во дворянстве». Традиции Шекспира в «Школе злословия» Шеридана. Традиции «высокой комедии» в «Женитьбе Фигаро» Бомарше.    
III     «Новая драма» как вызов романтическим и мелодраматическим театральным традициям (Гюго, Дюма-сын, Скриб). Тяготение к эстетике натурализма в связи с установкой на жизнеподобие происходящего на сцене. Образ Норы и проблема полноты, полноценности личностного бытия. («Кукольный дом» Ибсена).   Драматургия Ибсена и пьесы Шоу 90-х годов - актуализация английским драматургом социально-критического аспекта ибсеновской драматургии. Переосмысление-перестройка традиционной структуры комедии, превращение ее в «пьесу-дискуссию». Театрально-музыкальная версия «Пигмалиона» - «Моя прекрасная леди» Ф. Лоу.        
IV       «Эпический театр» Брехта и традиции Просвещения. Основные положения «неаристотелевского» театра Брехта. Прием парадокса в «Матушке Кураж». Сценическая версия «Кавказского мелового круга» в режиссуре Стуруа. Традиции «драмы идей» во французской экзистенциалиской драме. Интеллектуализация сценической речи. Использование античного мифа Сартром в качестве «самого экономного способа» решения проблемы «узнавания». («Мухи»)   Театр абсурда «на фоне» экзистенциалистской драмы. Замена последовательности развития действия развертыванием поэтического образа. Изменение функции языка. Обращение к ритуалу – рефрен в диалогах, «ситуативный» рефрен. Традиции мима и клоунады. (На примере анализа «Лысой певицы», «Стульев» Ионеско и «Последней ленты Краппа» Беккета – постановка «Крикет – театр», Нью-Йорк).   Концепция «пластического театра» Уильямса согласно авторским ремаркам к «Стеклянному зверинцу», создание в спектакле «дымки воспоминаний». Приверженность драматурга к театру зрелищному, воздействующему на все органы чувств (на примере анализа пьес «Трамвай «Желание» и «Кошка на раскаленной крыше»). Метафизический подтекст драматургии Уайлдера. Мотив «чуда обыкновенного» и его места в мотивной организации диалогов и действия в пьесе «Наш городок».            


Д) Самостоятельное изучение разделов и тем дисциплины

№ раздела № темы Форма самостоятельной работы Трудоемкость, часов
I   Самостоятельное изучение книги Ф.Ницше «Рождение трагедии, или Эллинство и пессимизм». Реферат на тему «Роль музыки в происхождении в античной трагедии» (7-8стр). Софокл «Царь Эдип» - работа с текстом.      
Подготовка к коллоквиуму на тему: «Гегель о роли индивидуального в характерах Шекспира». (Б.Костелянец «Драма и действие», гл. 18. А.Лосев «Общий итог эстетики Возрождения» // А.Лосев «Эстетика Возрождения»)    
II   «Критика «Школы жен» Мольера. «Дон Жуан», «Мещанин во дворянстве» - работа с текстом.   Самостоятельный анализ «Предисловия» к «Женитьбе Фигаро» Бомарше на предмет ее жанрового сходства и различия с «высокой комедией» Мольера. Работа с текстом пьесы.   Самостоятельная работа над IV и V главами «Драмы и действия» Б.Костелянца, определиться в понимании категорий «пафос» и «патетическое».      
III   Самостоятельная «проработка» теоретического труда Б.Шоу «Квинтэссенция и ибсенизма». (В том числе и как предварительная подготовка к очередной теме, посвященной драматургии Б.Шоу) Работа с текстом пьесы Ибсена «Кукольный дом»   Работа с критическим материалом по драматургии Шоу 90-х годов. Пьеса Шоу «Пигмалион» - работа с текстом. Знакомство с фильмом «Моя прекрасная леди».      
IV       Самостоятельная работа с обширной публикацией А.Федорова «Бертольт Брехт и современный театр». Написание реферата. Самостоятельное ознакомление с «Мифом о Сизифе. Эссе об абсурде» А.Камю и эссе Ж.-П. Сартра «Экзистенциализм – это гуманизм». Работа с текстом пьесы «Мухи».   Самостоятельное прочтение статей Ионеско «О театре» и «Театр абсурда будет всегда». Эссе-анализ одной из них. Работа с текстами пьес Ионеско и Беккета.   Работа с текстами пьес Уильямса и Уалдера. Написание эссе-анализа по пьесе Уильямса или Уайлдера.            

Методические указания по написанию реферата

Реферат является одной из важных форм самостоятельной работы, поскольку позволяет структурировать знания обучаемых.

Рефера́т– письменный доклад или выступление по определённой теме с обобщением информации из одного или нескольких источников. Реферат предполагает осмысленное изложение содержания главного и наиболее важного (с точки зрения автора) в научной литературе по определенной проблеме в письменной или устной форме.

Наши рекомендации