Использование наглядных средств

Введение

Публичное выступление является одной из важной разновидностью общения. Общение и коммуникация играют важную роль в жизни каждого человека. Например, общение способствует удовлетворению потребностей людей, выполнению социальных обязательств. В процессе общения человек узнаёт, чем он являются, какие качества в нём хорошие, а какие плохие, что нужно менять, а что оставить неизменным. Также посредством общения человек воздействует на других, побуждая совершать или не совершать какие-либо поступки.

Публичное общение тоже выполняет ряд функций. Выступающий, планируя своё выступление, ставит перед собой определённые цели: информативную (донести до слушателей какую-либо информацию), объяснительную (объяснение важных явлений), убеждающую (убедить аудиторию в правильности своей точки зрения на ту или иную тему).

Однако не каждый может достичь поставленных целей. Потому что для выполнения этих целей нужно уметь правильно воздействовать на аудиторию посредством различных средств коммуникации. Выступающий должен знать структуру публичного выступления и обладать коммуникативной компетентностью. Для этого требует большая работа над собой.

Публичное выступление

Цели коммуникатора

Публичное выступление обязательно требует тщательного продумывания. Непродуманное выступление без наличия соответствующих навыков, способствующих успешному выступлению-экспромту, в большинстве случаев потерпит крах, особенно, если это выступление продолжительное по времени.

Планируя своё выступление, сначала нужно поставить определённую цель. А для этого требуется определить тему, которой будет посвящено выступление. Тема должна соответствовать интересам выступающего, иначе ему самому будет неинтересно о ней рассказывать, а аудитории – неинтересно слушать. Выбрав тему, нужно оценить аудиторию, перед которой придётся выступать. Сюда входят такие параметры, как пол, возраст, национальность, профессия, интересы и т. д. От этих параметров зависит, насколько интересна будет им тема выступления. Если аудитория неоднородна, то надо сильно постараться, чтобы привлечь внимание каждого. Также нужно учитывать мотивы и цели, с которой пришли люди. Например, они пришли, чтобы узнать что-то новое по интересующей их теме, обсудить какие-то детали, или просто пришли в целях развлечения, или же оказались в аудитории, потому что их заставили туда прийти.

Выполнив предыдущие шаги, можно сформулировать цель, причём, цель может быть общей, например, донести до людей какую-то важную информацию или убедить их в чём-то, и конкретной. Конкретная цель – это то, какую именно реакцию выступающий хочет добиться от аудитории.

Оказывается, формулировка конкретный цели – это навык, требующий отработки. Рудольф Вердербер описал процедуру формирования этого навыка. По его мнению, сначала нужно сформулировать цель речи в черновом варианте. Затем он предлагает внимательно прочитать эту формулировку и добавить в неё слова, помогающие добиться определённой реакции от аудитории. Р. Вердербер обращает внимание на то, что цель должна выражать только одну идею, так как наличие нескольких идей может запутать слушателей. Чем отчётливее цель, тем эффективнее речь. Чтобы убедиться, что формулировка цели правильна, можно написать несколько вариантов постановки цели и выбрать самую подходящую из них.

Таким образом, мы видимо, что такая часть выступления, как постановка цели, требует целого навыка.

Структура выступления

Для того чтобы добиться поставленных целей, нужно, в первую очередь, грамотно подать материал для слушателей. Для этого требуется определить структуру своего выступления. Даже если тема выступления не очень сложная, например, рассказ о себе, всё равно необходимо структурировать и подать его правильно.

Структура выступления должна состоять из трёх частей: введение (10%), основная часть (70%) и заключение (10%), а также вопросы аудитории (10%). Р. Вердербер считает, что планирование речи лучше начинать с основной части. Для составления основной части требуется сначала изложить основные положения. Но перед этим необходимо сформулировать тезис, отражающий цель выступления.

Формулировка тезиса также требует навыка. Процедура формулировки включает в себя, во-первых, перечисление элементов, составляющих цель выступления, и во-вторых, соединение этих элементов в целую фразу. Это и будет тезисом.

Затем можно перейти к формулировке основных положений. Основные положения – это те основные идеи, которые содержатся в тезисе и должны быть донесены до слушателей. Они должны быть, во-первых, ясно изложены. Это означает, что какой бы человек ни услышал эти формулировки, у этих людей должны возникнуть в голове одинаковые образы. Во-вторых, у всех основных положений должна быть похожая синтаксическая структура. Например, они должны начинаться с одинаковых вводных слов. В-третьих, эти положения должны быть содержательны, то есть нести в себе значимую информацию. В противном случае, у аудитории пропадёт желание слушать. И в-четвёртых, количество основных положений – не больше пяти. Если их больше, то это может означать, что выступающий говорит слишком обобщённо.

После формулирования основных положений, согласно выше изложенным правилам, нужно выстроить их в правильный тематический порядок. «Тематический» означает, что основные положения должны быть выстроены по содержанию. Очень важно соблюдать логическую последовательность. Тогда слушателям будет легко воспринимать материал, и их можно будет убедить в своей позиции. Также для убеждения людей можно включить доказательные факты, доказывающие идеи, статистические показатели, привести противоположные точки зрения, с помощью которых можно будет усилить правильность своей позиции.

Нельзя забывать, что в речи должны соблюдаться переходы между фразами, предложениями. Эти переходы включают в себя определённые слова, фразы и предложения.

После продумывания основной части можно перейти к вступлению. Цель вступления – привлечение внимание слушателей и заинтересовать их. От вступления также зависит то, какое отношение будет у аудитории к выступающему на всё протяжении. Выступающий должен, в первую очередь, внушить доверие к своему материалу, показать, что ему можно верить. Необходимо показать своё дружелюбное и позитивное отношение к слушателям. Для этого существуют несколько приёмов. Например, неожиданное заявление. Неожиданное заявление – это такое необычное заявление, которое способно вытеснить все посторонние мысли и сконцентрировать внимание на теме выступления. Второй приём – риторический вопрос. Риторический вопрос, как правило, заставляет людей задуматься, сконцентрироваться на том, что выражал этот вопрос. Третий приём – это какая-то интересная история, касающаяся темы выступления. Четвёртый приём – апелляция к личному отношению. То есть когда выступающий интересуется, как относятся слушатели к той или иной проблематике. Пятый приём – цитата, содержащая смысл, привлекающий слушателей. Все эти приёмы в равной мере эффективно использовать во вступлении для привлечения внимания и создания благоприятного отношения к своей персоне.

Следующий этап – планирование заключения. Заключение должно обобщить основные мысли рассказчика и напомнить основную суть. Варианты заключения могут быть разными. Во-первых, заключение-резюме – это краткое подведение итогов. Это помогает напомнить слушателям, о чём шла речь, а также заставляет их задуматься. Во-вторых, заключение в форме истории или анекдота. Здесь могут быть данные из личного опыта, которые помогают обобщить сказанное. В-третьих, заключение в форме призыва к действию. В таком варианте заключение описывается желаемое поведение для слушателей. И в-четвёртых, заключение в форме эмоционального воздействия.

Также надо отметить способы изложения материала. Желательно, не читать с листа или какого-либо технического устройства, потому людям не очень понравится смотреть на человека, который просто читает с листа. С аудиторией нужно поддерживать визуальный контакт. Очень эффективно использовать конспекты, в которые всегда можно подсмотреть, карточек. Если выступление на простую тему (рассказ о себе), то здесь уместно рассказывать по памяти.

Использование наглядных средств.

Чтобы добиться поставленных целей, необходимо помимо произнесения речей использовать различные наглядные средства, чтобы воздействовать на зрительную модальность. Ведь человек большую часть информации о внешнем мире получает с помощью зрения.

Поэтому очень уместно использовать презентации с картинками, доску, на которой можно что-то написать. Очень хорошее средство – видеоматериалы. Они одновременно воздействуют на зрение и слух.

Можно использовать предметы, чтобы продемонстрировать некоторые манипуляции с ними. Увидев это, слушателю самому захочется взять этот предмет и повторить действия выступающего.

Параметры поведения

Одним из самых важных моментов в публичном выступлении являются речь, невербальное поведение, паравербалика. Речь должна быть ясная, чёткая, выразительная громкая.

Большое значение имеет лексическое разнообразие в речи. Для того чтобы разнообразить речь и придать ей некоторый окрас и эмоциональность можно использовать различные художественные приёмы. Например, сравнения, метафоры. Они придают речи яркость и обязательно заставляют слушателей обращать внимание на сказанное. Категорически недопустимо использование слов-паразитов, жаргонных и вульгарных выражений.

Чтобы выразить смысл, который слушатели должны извлечь, можно определите слова, которые помогут наилучшим образом выразить намеченные идеи. При произнесении этих слов необходимо повысить тон или громкость своего голоса.

Очень важно интонационное разнообразие и то, чтобы речь была не монотонная, а разнообразная, живая. Монотонность — звучание голоса, при котором высота, громкость и темп остаются постоянными, так что слова, идеи или фразы не отличаются заметным образом друг от друга. Поэтому необходимо соблюдать определённый темп речи. Если темп слишком быстрый (нет пауз), то слушатели могут не уловить сути сообщения. Если же наоборот медленный (слишком большие паузы между словами), то аудитория может заснуть. Поэтому надо найти оптимальный вариант темпа голоса, при котором можно будет понять смысл высказанных идей и при этом не заскучать.

Помимо речи стоит обратить внимание и на невербальное поведение. Чтобы произвести приятное впечатление, должна быть прямая осанка, а не сгорбленная спина. Ровная осанка и расправленные плечи внушают чувство уверенности. Позы должны быть открытыми, изредка меняться. Недопустимы скрещенные перед грудью руки, скрещенные ноги, поза «руки в карманах».

Чтобы сделать своё невербальное поведение более динамичным, нужно использовать жесты. Это могут быть жесты-аккомпанементы, указательные жесты. Но нельзя забывать, что слишком активные жесты с большой амплитудой движений могут отвлекать от речи и вызвать неприятные ощущения у слушателей. Существуют аутокоммуникативные жесты, которые служат для того, чтобы справиться с эмоциональной перегрузкой во время говорения. Также они проявляются, когда человек думает. Такие жесты, как правило, неосознанные. Поправление причёски относится к аутокоммуникативным жестам, но человек должен понимать, что постоянное поправление причёски создаёт негативное впечатление. Поэтому такой жест нужно контролировать.

Важную роль играет мимика. Аудитория, как правило, негативно воспринимает «каменное» выражение лица, сердитость, суровость. Мимика человека должна быть разнообразность, выражать дружелюбие, жизнерадостность, заинтересованность в теме своего сообщения. Иногда нужно улыбаться. Улыбка и смех, если они уместны в контексте сообщения, положительно влияют на восприятие слушателями выступающего.

Чтобы слушатели были заинтересованы, выступающему нужно показать, что он сам воодушевлён темой своего выступления и готов разговаривать о ней с аудиторией. Для этого выступающий может использовать невербальные и паравербальные параметры своего поведения. Р. Вердербер считает, что это требует выработки навыка, и он предлагает следующее: сначала убедиться, что тема действительно волнует самого выступающего; потом во время выступления попытаться воссоздать своё первоначальное чувство воодушевления; и наконец, постараться разделить это чувство с аудиторией.

Стоит обратить внимание и на установление зрительного контакта с аудитории. Зрительный контакт — направление своего взгляда на разные группы людей во всех частях аудитории на протяжении всего выступления. У слушателей должно возникнуть чувство взаимодействия. Если же оратор не будет смотреть на аудиторию, будет возникать ощущение, что он разговаривает сам с собой.

Установление зрительного контакта помогает сосредоточить внимание аудитории на речи выступающего, усилить доверие аудитории к оратору. Поэтому этот фактор очень важен для публичного выступления. Он требует осознанного контроля. Сначала нужно сознательно смотреть на лица людей в аудитории во время произнесения речи. Если же взгляд направляется в сторону, необходимо постараться снова направить взгляд на слушателей.

Наши рекомендации