При фиксированном количестве повторений распределенные во времени повторения оказываются более эффективными, чем одновременные

Позиционный эффект

  • U-образная зависимость вероятности правильного воспроизведения от порядкового номера элемента последовательности, предъявленной для запоминания.
  • Начальный участок нисходящей ветви кривой называется эффектом первичности: хорошо запоминаются первые элементы последовательности.
  • Конечный участок восходящей ветви называется эффектом недавности: лучше всего запоминаются последние элементы.
  • Средний участок кривой, соответствующий

наихудшему запоминанию, обусловлен действием

ретро- и проактивного торможения.

  • Ретроактивное торможение - негативное влияние деятельности, которая следовала сразу за заучиванием, на последующее воспроизведение заученной информации.
  • Проактивное торможение - затормаживание запоминания под влиянием предшествующей деятельности.

Эффект фон Ресторф

  • «Эффект фон Ресторф» состоит в том, что в ряду предложенных к запоминанию стимулов лучше запоминается тот, который чем-то выделяется на фоне остальных.
  • Независимо от характера материала, если в заучиваемом ряду разнородные элементы перемежаются с большим количеством однородных, то эти разнородные элементы сохраняются в памяти лучше, чем однородные.
  • Испытуемые запоминали ряды, состоящие из разнообразного материала (слоги, фигуры, числа, буквы, цвета и т.д.). Оказалось, что для однородных пар уровень запоминания составлял 33%, а для разнородных— 74%.

Схемы Ф. Бартлетта

  • Ф. Бартлетта интересовало запоминание в той форме, как оно происходит в реальной жизни.
  • Методики повторной и сериальной репродукции.
  • Бартлетт выяснил, что при повторяющемся воспроизведении материал становится все более стандартным, подходящим к тому, что он обозначил термином «схема».
  • Схема -это способ организации воспринимаемой информации, который основывается на прошлом опыте субъекта.

Вся поступающая информация соотносится с теми схемами познания, которые имеются в наличии у человека и преобразуется в соответствии с ними

Эффект Б.В. Зейгарник



  • Эффективность запоминания материала зависит от степени и формы завершения действия. А именно, лучше запоминается та информация, которая связана с оставшимся незаконченным действием. Это получило следующее объяснение: доступ к следам памяти облегчается при сохранении той напряженности, которая, возникая в начале действия, не разряжается при незаконченном действии.
  • В исследованиях Б. В. Зейгарник было установлено,

что испытуемые склонны запоминать прерванные

задания лучше (и чаще),чем они запоминали

завершенные задания.

Верчение «на кончике языка»

Термин описывает состояние, когда мы чувствуем, что знаем нужное слово, однако не можем

вспомнить его. Исследования показали, что в таких случаях человек может мгновенно вспомнить нужное

слово, как только видит его в ряду других слов.

Повторное заучивание

  • Ребёнку читают текст на незнакомом языке ежедневно с 15 до 36 месяцев.
  • В возрасте 8 лет просят воспроизвести. Не может. Читают несколько отрывков на этом же языке. Отрывок из детства не опознаётся.
  • Просят выучить цитату из этого текста. Выучивает на 25% быстрее, чем подобные по сложности на этом незнакомом языке.
  • Это метод лучше всего оценивает память.

Ложные воспоминания

  • Память можно «подправить» с помощью дезинформации.
  • Эксперименты Ф. Лофтус со симуляцией автомобильной аварии.

Половина испытуемых получала недостоверную информацию об этой аварии, в то время как другая половина не подвергалась дезинформации.

В конце все испытуемые пытались вспомнить обстоятельства происшествия.

Те, кто выслушивал недостоверную информацию, пытались подстроить под нее свои воспоминания. При этом воспоминания тех, кто не получал ложных сведений, были гораздо более точными.

Причины забывания

  • Интерференция – новая информация способствует забыванию старой.
  • Отсутствие напоминающих стимулов.
  • Вытеснение и подавление.
  • Неупотребление (в ряде случаев, но не всегда).

Усвоение и забывание в зависимости от состояния

При фиксированном количестве повторений распределенные во времени повторения оказываются более эффективными, чем одновременные - student2.ru

Реминисценция

  • Реминисценция - более полное и точное

воспроизведение сохраненного в памяти материала по

сравнению с первоначально запечатленным (заученным).

  • Воспроизведение (спустя некое время после запоминания)

того, что при непосредственном восприятии было как бы

недоступно.

  • Особенно часто проявляется при работе с большим объемом

логически или предметно связанного

материала, оказывающего на человека эмоциональное

воздействие.

Нарушения памяти

• Антероградная амнезия – трудности с запоминанием информации, полученной после травмы.

• Ретроградная амнезия – трудности с припоминанием информации, полученной до травмы.

Речь

  • Речь – это исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определенных правил.
  • Речь – это язык, функционирующий в контексте индивидуального сознания.
  • Речь – это форма существования сознания (мыслей, чувств, переживаний) для другого человека, служащая средством общения с ним, а также форма обобщенного отражения действительности и существования мышления.
  • Речь, слово являются специфическим единством чувственного и смыслового содержания.
  • Всякое слово имеет смысловое (семантическое) содержание, которое составляет его значение. Слово обозначает предмет (его качества, действия и т.д.)
  • Обобщенное отражение предметного содержания составляет значение слова.

Виды речи

  • речь жестов и звуковая речь,
  • письменная речь и устная речь,
  • внешняя речь и речь внутренняя,
  • продуктивная речь и рецептивная речь.

Внутренняя речь

  • Внутренняя речь отличается от других видов речи внешним признаком, она не сопровождается громкими звуками, это "речь минус звук".
  • Внутренняя речь не предназначена для другого. Она допускает "короткие замыкания"; в ней пропускается то, что для пользующегося ею представляется само собой разумеющимся.
  • Иногда внутренняя речь строится по типу конспекта или оглавления, когда намечается тематика мысли (то, о чем идет речь) и опускается как известное то, что должно быть сказано.

Внешняя речь

  • Устная речь – внешняя, громко произносимая и воспринимаемая на слух.
  • Письменная речь - словесное высказывание обозначается (кодируется) с помощью графических символов (графем).
  • Продуктивная речь – активное говорение (речепроизнесение).
  • Рецептивная речь – слушание, чтение.

Автономная речь

  • Автономная речь- один из ранних этапов развития речи ребенка.
  • Характеризуется тем, что слова или слоги, воспроизводимые детьми по образцу речи взрослых, искажаются (например, за счёт повторения). Она не связана с понятиями.
  • Может сохраняться достаточно долго и служить тормозом умственного развития.

Эгоцентрическая речь

Эгоцентрическая речь– переходная форма от внешней речи к внутренней. Эгоцентрическая речь ребенка является внутренней речью по психологической функции (это – речь для себя) и внешней по форме.

Формирование понятий

  • Синкреты
  • Комплексы
  • Понятия
  • Синкрет (синкретическое объединение) заключается в группировке предметов на основе случайного признака (объективного или субъективного). Так, совпадение предметов во времени и/или пространстве может стать основанием (особенно для ребенка) к применению единого названия.
  • Комплекс (комплексное обобщение). Главным принципом, по которому обобщаются предметы и явления в комплекс, является непостоянство основания (критерия), его неустойчивость и несущественность. Слово «кря» может означать в детской речи (и мышлении):
    • утку («крякает»),
    • плавающих птиц других видов («плавают, как утка»),
    • любые жидкости (сходство с поверхностью воды, по которой плавает утка),
    • большую блестящую пуговицу (похожа на озеро, где плавала утка, — круглая и блестящая) и т.д.
  • В понятиях дифференцируются видовые и родовые признаки, т.е. фиксируются логические отношения между классом объектов и его представителем.
  • Понятия легко поддаются словесным определениям и являются осознанными.
  • Признак понятия является:

устойчивым (должен присутствовать во всех объектах),

абстрактным,

существенным.

Гипотеза лингвистической относительности

Гипотеза лингвистической относительности (Э. Сепир и Б. Уорф):

Наши рекомендации