Техника «силы намерения»

Для начинающих сновидцев больше всего подходит тибетская техника, именуемая как «постижение с помощью силы намерения». Она заключается в «решимости поддерживать непрерывный поток сознания» как в состоянии бодрствования, так н во время сна. В нее входит дневная и ночная практики.

1. Дневная практика.

В течение дня «в любых условиях» непрерывно думайте о том, что «все окружающее суть элементы сна» (то есть что ваши ощущения – плод вашего воображения), и намеревайтесь понять их истинную природу.

2. Ночная практика.

Вечером, перед сном, примите «твердое решение» постичь состояние сна, то есть понять, что это не реальность, а сон. (Дополнительное упражнение: попросите своего гуру помочь вам уловить состояние сна. Если у вас нет гуру, но вы верующий, то помолитесь как обычно. Можете также использовать символ, который у вас ассоциируется с осознанным сновидением. Если же у вас нет гуру и вы не верующий, то либо пропустите эту инструкцию, либо придумайте что-нибудь свое).

Комментарий Поскольку людям обычно снится то, с чем они имели дело не так давно, то велика вероятность, что, проводя достаточно времени с мыслью, что все вокруг есть элементы сна, вы в конце концов столкнетесь с этой же мыслью и во сне. (Заимствовано из Эвонс-Венца6)

ИСТОРИЯ ОДНОГО СЛУЧАЯ

Двадцать лет назад мне довелось посетить семинар по тибетскому буддизму в Эсаленском институте в Биг-Суре (Калифорния), который проводил Тартанг Тулку. Ринпоче («драгоценный алмаз»), как называли учителя, был вынужден в то время покинуть Тибет, оккупированный китайцами. В Штаты он прибыл из Индии и очень плохо говорил по-английски. Его и без того не слишком гладкая речь часто прерывалась смехом. Я ждал эзотерических толкований сложной теории, но то, что я получил, оказалось несравненно более ценным.

Ринпоче обвел пространство вокруг нас небрежным жестом н торжественно объявил: «Это… сон!» Потом он еще немного посмеялся и, с таинственным видом указывая на меня, на других людей и на предметы, несколько раз повторил: «Это сон!», заливаясь при этом смехом. Ринлоче удалось внушить нам (как именно, не знаю; не исключаю возможности телепатии), что мы должны пытаться смотреть на окружающий нас мир, как на сон, и поддерживать поток сознания непрерывным при переходе от бодрствования ко сну и обратно. Не думаю, что я справился с этим заданием очень хорошо, иона. обратном пути в Сан-Франциско я – вдруг почувствовал, что мир мой расширился.

Через несколько ночей я пережил осознанное сновидение, первое после серии приключенческих снов, которая у меня была в пятилетнем возрасте. Вот что я увидел.

Шел небольшой снег. Я в одиночестве поднимался на горную вершину КЗ. Двигаясь вверх сквозь вертикально падающий снег, я вдруг заметил, что мои руки голые: я был одет в рубашку с коротким рукавом – не самую подходящую одежду для штурма второй по высоте вершины мира. И тут я понял, что все это объясняется тем, что я сплю. Я был так восхищен, что спрыгнул с горы и полетел прочь, однако сон растаял, и я проснулся.

Я истолковал эта сновидение как указание на то, что я еще не готов к освоению тибетской йоги сна. Но оно явилось для меня и точкой отсчета, начиная с которой я стал время от времени видеть осознанные сны.

Так прошло восемь лет, пока я не занялся этим вопросом всерьез. Следует заметить, что мое импульсивное поведение при столкновении с осознанными сновидениями типично для начинающих. Сейчас, оказавшись во сне в аналогичной ситуации, я бы полетел не от горы, а на ее вершину.

ТЕХНИКИ НАМЕРЕНИЯ ДЛЯ ЗАПАДА

На Западе мало кто знаком с восточным понятием «гуру», но понятие «намерение» должно быть достаточно известным. И хотя о случайных, спонтанных осознанных сновидениях сообщает множество людей, они редко случаются без намерения увидеть их. Следовательно, если мы хотим видеть осознанные сны чаще, то должны формировать у себя умение распознавать момент, когда мы спим, а когда бодрствуем.

Если первые попытки не увенчаются успехом, надо набраться терпения: в тибетских учениях сказано, что потребуется как минимум двадцать одна попытка каждое утро для того, чтобы «постичь природу состояния сна».

С различными видами древней тибетской техники осознанного сновидения с помощью «силы намерения» много экспериментировал Поль Толи. Вот мое переложение его техники7.

ТЕХНИКА НАМЕРЕНИЯ

1. Примите решение осознать, что вы спите.

В ранние утренние часы или во время пробуждения четко и уверенно выразите свое намерение помнить о том, что вы должны осознать состояние сна.

2. Представьте себя осознающим сон.

Представьте себе как можно отчетливее, что вы воске в ситуации, в которой обычно возникает у вас чувство, будто вы спите.

Используйте для визуализации семь наиболее характерных или приятных вам признаков сна.

3. Вообразите себя совершающим во сне запланированное действие.

Помимо мысленного повторения процесса осознания сновидения, примите решение выполнить в сновидении какое-нибудь конкрет ное действие. Лучше всего выбрать действие, которое уже само по себе я валете я признаком сна. Вообразите, например, как вы во сне взлетели и после этого поняли, что спите. Важно здесь именно твердо решить, что следующим шагом будет осознание того, что вы спите.

Комментарий Запланировать какое-нибудь конкретное действие стоит потому, что иногда люди, забывая о необходимости осознания себя во сне, помнят, какое действие они должны в нем совершить. В этом случае выполнение задуманного действия дает человеку дополнительный толчок: «Это именно то, что я хотел сделать во сне? Значит, я сплю!» Планируемое действие должно быть признаком сна, так как в этом случае вы с большей вероятностью осознаете, что спите.

Наши рекомендации