Уровень пятый – совершенствование среды обитания и окружающей действительности

«Управление государством»

«Управление государством» – в данном случае метафора организации семейной жизни. Распределение обязанностей внутри семьи, поддержка начинаний друг друга, направленных на улучшение качества жизни. С другой стороны, «управление государством» – метафора сотворчества мужчины и женщины в их совместной работе, профессиональной самореализации.

К сожалению, о том, как царь с царицею, король с королевою управляют страной историй чрезвычайно мало. Нет таких сказок, нет таких мифов и легенд. Есть притчи, жизнеописания монархов, исторические хроники. Вероятно, так обстоят дела оттого, что в патриархальной культуре управлению государства обучали принцев, но не принцесс. Примером воспитания будущего монарха служит труд Султан-Саба Орбелиани «Мудрость вымысла».

«Жил некогда царь, деяний которого никто даже вообразить не в силах; он скопил в сердце своем добротой и благотворением столько милосердия, что и сам не мог его измерить. Пылкость и жестокость своего гневливого сердца он умерял благостным дуновением богобоязненности, щедростью утолял жар лучше, чем облака, несущие влагу; обильнее дождя, падающего с небес, были дары, которыми он награждал людей. Страх и трепет перед ним охватили все страны мира, страшнее грома казался он людям, но милость его и ласка были пленительнее и сладостнее, чем сосцы матери для младенца. Имя этого великого и прославленного царя было Финез. Был у него визирь, мудрость которого достигала небес, разумом своим он измерил вдоль и поперек земную твердь, ученостью проник в морские бездны, воздушные явления и звездные пути начертал на скрижалях своего сердца. Кротостью речей он укрощал диких зверей, уподобляя их людям. По слову его скалы таяли, как воск. птицы говорили человечьими голосами. Имя этому визирю было Седрак.[28]28
Султан-Саба Орбелиани «Мудрость вымысла»: Издательство Союза писателей Грузии «заря Востока», Тбилиси, 1959


javascript:ShowPopupNote(\'idm1462704\')

Когда у царя Финеза родился сын, прекрасный принц Джумбер, Седрак впервые взяв его на руки, он произнес такие слова: «О, царь! Да сохранит ему бог жизнь! Да будет сын твой счастлив и благословен отныне и во веки веков! Да будет дарованы ему смышленость осла, верность собаки и сила муравья!» Царедворцы, услыхав такие речи, возмутились: «Как ты мог проклясть царского сына!?» На что визирь им ответил: «Я вовсе не проклинал царевича. Если угодно, то вы и сами в этом скоро убедитесь. Проведите осла через лужу так, чтобы он увяз в грязи, а затем велите осушить лужу. Если вам удастся заставить осла второй раз пройти этой дорогой, то осел глуп. Возьмите у бедняка его голодную тощую собаку. Отдайте ее богачу. Пускай тот откормит ее досыта. А затем, пусть оба покличут ее. Если собака покинет того, у кого она голодала, и пойдет к тому, кто ее откормил, тогда собака – неверная тварь. Изловите муравья, держите его в склянке голодным, затем выпустите. И если он не поднимет тяжесть, четырежды большую, чем собственный вес, то муравей слаб, и я судил ложно, а если же нет, зачем же вы меня порицаете?» Дальше случилось следующее. Привели осла и собаку, принесли муравья и исполнили все в точности так, как велел Седрак. И все совершилось по его слову. Поэтому опытные наставники развивали достоинства Джумбера: смышленость, верность и силу. Эти качества необходимы для управления государством».

В патриархальных сказках дается указание на то, какими качествами должна обладать женщина (считайте – будущая королева). Прежде всего, трудолюбием, покорностью, кротостью, добротою. Некоторые героини отличаются хитростью, премудростью. Но достаточно ли этого для управления государством?

В патриархальной культуре не предусматривалось партнерство с женщиной в управлении государством. В матриархальной культуре аналогичная ситуация была в отношении мужчин. Поэтому ни сказки, ни мифы не дают нам модели сотворчества мужчины и женщины как равных взаимодополняющих друг друга партнеров, способных «управлять государством», управлять семьей.

На пятом уровне отношений перед парой стоят социальные задачи. Семья должна укрепить свое положение в обществе. Это связано с выживанием, накоплением материальных ресурсов, воспитанием детей, профессиональной самореализацией супругов. Здесь важны краткосрочные и долгосрочные цели, а также совместная стратегия их реализации. На пятом уровне активно «включаются» архетипы Монарха и Королевы.

К сожалению, в дошедших до нас источниках, мы встречаем описание великих дел кого-то одного из монархов, либо мужчины, либо женщины. На пятом же уровне важно именно СОВМЕСТНОЕ ПРАВЛЕНИЕ. Но такие модели до нас не дошли.

Возможно, они и были в далекой древности, а их отголоски запечатлелись в таких описаниях: «Жили-были король с королевой. Они очень любили друг друга. Они умели слушать друг друга и потому правили государством мудро и рассудительно. Они подмечали в подданных их лучшие качества и распределяли между ними обязанности в соответствии с этим. Когда они видели, что у кого-то из приближенных что-то не получалось, они старались своевременно дать ему в помощь опытного наставника. Король был правил разумом, а королева – чувствами, интуицией. А потому все важные государственные решения принимали они совместно. Разные времена были в государстве, но мудрое правление позволяло пережить их, и прийти к процветанию».

История Древнего Египта сохранила упоминание об Аменхотепе третьем и его жене царице Тии, бывшей его советницей и вдохновительницей. А также об Аменхотепе четвертом (Эхнатоне) и его супруге Нефертити, в союзе с которой он произвел немало реформ. Однако этих, и других близких к ним фактов недостаточно, чтобы иметь представление о модели сотворчества и соуправления мужчины и женщины.

Пятый уровень отношений имеет близость к первому. А потому ловушка пятого уровня – конкуренция между супругами. Муж и жена начинают делить между собой власть в семье, бороться за внимание и влияние на детей, разделять власть в совместном бизнесе, если он существует. Эти поединки гораздо серьезнее тех, что происходят на первом уровне отношений. Здесь делят власть, недвижимость, детей, деньги, сферы влияния. Для отношений это путь ведущий в никуда – вибрация Любви теряется.

Преодолеть эту ловушку можно, только вспомнив о Любви. Дело в том, что на этом уровне отношений она немного отходит на второй, или даже третий план. Потому что у пары появляются другие, социальные интересы и приоритеты. Любовь поможет уступать друг другу, сохранять взаимное уважение. А также грамотно распределять обязанности и сферы влияния, в зависимости от того, что лучше получается у одного супруга, а что лучше получается у другого.

Основные трудности, испытания пятого уровня отношений: организация быта, выживание, изменение качества социальной жизни. Из этого вытекает вторая ловушка – ролевой конфликт,[29]29
О ролевом конфликте можно почитать в пятой книге серии «Ценность каждого дня». Она написана в соавторстве с Дмитрием Фроловым и называется «Мало пользы от силы там, где нужна мудрость, или Как научиться в ссоре не терять истину»: СПБ «Речь», 2006. Стр.62–83.


javascript:ShowPopupNote(\'idp161376\') или конфликт ожиданий.Здесь становится важным то, что Король ожидает от Королевы, а Королева ожидает от Короля.

Когда ожидания не оправдываются, приходит разочарование. А это – темница для Любви. Король ожидает, что королева будет ему подчиняться, или хотя бы уступать. А королева не привыкла к этому, считает себя более компетентной и требует уступок или более активных действий от короля. Начинаются упреки, обвинения, приходят раздоры и опустошение.

На пятом уровне отношений велика опасность того, что поединок перерастет в войну. А на войне, против врага все средства хороши, вплоть до полного уничтожения. Очень страшно, когда муж или жена кидают друг другу фразу: «Я тебя уничтожу!». На этом уровне у каждого из них гораздо больше силы и знаний друг о друге, чем на четырех предыдущих. Им есть, что терять и за что бороться. Беда в том, что в этой борьбе рождается ненависть, замещающая собою Любовь.

Предупредить эти ловушки отчасти помогает брачный контракт. Но в нашей традиции предложение его заключить нередко воспринимается супругами как акт недоверия друг другу.

Принцип взаимодействия на пятом уровне – служение друг другу в реализации совместно задуманного. В этом отношении моделью отношений является сказка про репку. Дедка за репку, бабка за дедку, внучка за бабку, и так далее. Только взаимопомощь, поддержка, грамотное распределение обязанностей поможет избежать ловушек и удержать вибрацию Любви. Таким образом, благополучные пары смогут прожить, а потом и описать свою историю, передав потомкам модель взаимоотношений на пятом уровне.

Наши рекомендации