Практическое занятие №1
РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ
Учебно-методический комплекс. Рабочая программа
для студентов направления «Психолого-педагогическое образование»
Пояснительная записка
1.1. Цели и задачи дисциплины:повысить уровень практического владения современным русским языком в разных сферах его функционирования.
Задачи:
1) дать представление о языковых единицах и уровнях;
2) повышение общей культуры речи;
3) изложение теоретических основ дисциплины, ознакомление с ее основными понятиями и категориями, а также нормативными свойствами фонетических, лексико-фразеологических и морфолого-синтаксических средств языка, принципами речевой организации стилей, закономерностями функционирования языковых средств в речи;
4) формирование системного представления о нормах современного русского литературного языка;
5) формирование навыков и умений правильного употребления языковых средств в речи в соответствии с конкретным содержанием высказывания, целями, которые ставит перед собой говорящий (пишущий), ситуацией и сферой общения; повышение общей культуры речи;
6) формировать умение составлять устные и письменные профессионально значимые высказывания разных типов в соответствии с основными нормами современного русского литературного языка;
7) способствовать развитию творчески активной личности, умеющей применять полученные знания и сформированные умения в новых меняющихся условиях проявления той или иной коммуникативной ситуации, способной к поиску и нахождению собственного решения профессиональных задач.
Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина «Русский язык и культура речи» входит в гуманитарный, социальный и экономический цикл и является обязательной для изучения.
Содержание учебно-методического пособия направлено на планирование и организацию практических (семинарских) занятий.
Практические занятия включают план, задания и тестовые виды контроля успеваемости. Студентам предлагаются разнообразные виды заданий, направленных на формирование языковой и коммуникативной компетенции.
Тематика практических занятий выстроена по принципу «от звука до текста» и посвящена нормативному и этическому аспекту изучения культуры речи и функциональным стилям современного русского литературного языка.
Таблица 1.
Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами
№ п/п | Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин | Темы дисциплины необходимые для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин | ||||||||
1. | Философия | + | ||||||||
2. | Культурология | + | + | + |
1.3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения данной образовательной программы.
В результате освоения ОП выпускник должен обладать следующими компетенциями:
- способен последовательно и грамотно формулировать и высказывать свои мысли, владеет русским литературным языком, навыками устной и письменной речи, способен выступать публично и работать с научными текстами (ОК-5).
1.4. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю):
– знать теоретические основы курса; нормы устной и письменной речи;
– уметь пользоваться лексикографическими источниками и извлекать из них необходимую информацию (лексикографическая компетенция); строить устную и письменную речь в соответствии с языковыми, коммуникативными и этическими нормами; производить комплексный языковой анализ текстов разных стилей;
– владеть навыками правильной устной и письменной речи; литературной правки.
2. Структура и трудоемкость дисциплины.
Семестр 2. Форма промежуточной аттестации – зачет. Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы (ЗЕТ), 72 академических часа, из них 36 часов, выделенных на контактную работу с преподавателем, 36 часов, выделенных на самостоятельную работу.
Таблица 2.
Вид учебной работы | Всего часов | Семестры |
Контактная работа: | ||
Аудиторные занятия (всего) | ||
В том числе: | ||
Лекции | ||
Практические занятия (ПЗ) | ||
Лабораторные занятия (ЛЗ) | - | - |
Самостоятельная работа (всего): | ||
Общая трудоемкость зач. ед. час | ||
Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен) | зачет | зачет |
3. Тематический план
Таблица 3.
№ | Тема | недели семестра | Виды учебной работы и самостоятельная работа, в час. | Итого часов по теме | Из них в интерак тивной форме, в часах | Итого количес тво баллов | |||
Лекции | Семинарские (практические) занятия | Лабораторные занятия | Самостоятельная работа | ||||||
Модуль 1 | |||||||||
1.1 | Русский язык и культура речи как наука. Предмет, задачи, основные методы исследования языка | ||||||||
1.2 | Язык как важнейшее средство человеческого общения | ||||||||
1.3 | Понятие системы и структуры языка | ||||||||
Всего | 0-30 | ||||||||
Модуль 2 | |||||||||
2.1 | Фонема как звуковая единица | ||||||||
2.2 | Слово как центральная языковая единица | ||||||||
2.3 | Лексикография как наука | ||||||||
Всего | 0-30 | ||||||||
Модуль 3 | |||||||||
3.1 | Слово и фразеологизм | ||||||||
3.2 | Морфема как языковая единица | ||||||||
3.3 | Основные единицы синтаксиса: словосочетание, предложение, текст | ||||||||
Всего | 0-40 | ||||||||
Итого (часов, баллов): | 0-100 | ||||||||
Курсовая работа | |||||||||
Из них в интеракт. форме |
4. Виды и формы оценочных средств в период текущего контроля
Таблица 4.
№ Темы | Устный опрос | Письменные работы | Технические формы контроля | Информации онные системы и технологии | Итого количество баллов | ||||||||
коллоквиумы | собеседование | ответ на семинаре | практическое задание | контрольная работа | тест | реферат | эссе | программы компьютерного тестирования | комплексные ситуационные задания | электронные практикумы | другие формы | ||
1 семестр | |||||||||||||
Модуль 1 | |||||||||||||
1.1 | - | - | 0-5 | 0-5 | - | - | - | - | - | - | - | - | 0-10 |
1.2 | - | - | 0-5 | 0-5 | - | - | - | - | - | - | - | - | 0-10 |
1.3 | - | - | 0-5 | 0-5 | - | - | - | - | - | - | - | - | 0-10 |
Всего | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | 0-30 | ||
Модуль 2 | |||||||||||||
2.1 | - | - | 0-5 | 0-5 | - | - | - | - | - | - | - | - | 0-10 |
2.2 | - | - | 0-5 | 0-5 | - | - | - | - | - | - | - | - | 0-10 |
2.3 | - | - | 0-5 | 0-5 | - | - | - | - | - | - | - | - | 0-10 |
Всего | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | 0-30 | ||
Модуль 3 | |||||||||||||
3.1 | - | - | 0-5 | 0-5 | - | - | - | - | - | - | - | - | 0-10 |
3.2 | - | - | 0-5 | 0-10 | - | - | - | - | - | - | - | - | 0-15 |
3.3 | - | - | 0-5 | - | - | - | - | - | - | - | - | 0-15 | |
Всего | - | - | - | - | - | - | - | - | - | 0-40 | |||
Итого | - | - | - | - | - | - | - | 0-100 |
5. Содержание дисциплины.
№ раздела | Наименование раздела | Содержание раздела |
Орфоэпическая норма | Норма: понятие, признаки и типы (диспозитивные и императивные). Фонетика и орфоэпия. Орфоэпическая норма. Правила произношения гласных звуков в современном русском языке. Произношение гласных звуков в иноязычных словах. Правила произношения согласных звуков. Основная тенденция движения нормы произношения согласных перед Е в заимствованных словах. Произношение орфографического сочетания -чн-. Непроизносимые согласные. Вариативность произносительных норм. Орфоэпические словари. | |
Акцентологическая норма | Акцентология русского языка. Нормы ударений современного русского литературного языка. Основные тенденции в развитии русского ударения. Акцентологические варианты. | |
Лексические и фразеологические нормы | Лексикология и лексическая норма. Ошибки, связанные с неправильным употреблением слов. Фразеология и фразеологическая норма. Ошибки, связанные со смешением двух фразеологических единиц и с искажением грамматической формы фразеологизма. Ортологические словари. | |
Грамматическая норма | Морфология и морфологическая норма. Виды морфологических ошибок. Синтаксис и синтаксическая норма. Словарь-справочник Д. Э. Розенталя «Управление в русском языке». Виды синтаксических ошибок. |
6. Планы семинарских занятий.
2 семестр
Практическое занятие №1
Русский язык и культура речи как наука. Предмет, задачи, основные методы исследования языка
1. Сианхронный и диахронный аспекты изучения культуры речи.
2. Разделы культуры речи.
3. Связь культуры речи с другими науками, ее место в системе других наук.