Повтор (звуков, слов, значений слов)

Пора, пора! Рога трубят (А.С. Пушкин)

Карету мне, карету! (А.С. Грибоедов)

Инверсия –необычный порядок слов.

Свободен тот, в ком сила есть от всех желаний отказаться, чтобы в одно себя вложить (М. Горький)

Антитеза – резкое противопоставлений понятий, образов.

Нет ничего глупея желания всегда быть умнее других.(Ларушфуко)

Умолчание – подчеркнутый обрыв высказывания.

Я волком бы выгрыз бюрократизм. К мандатам почтения нету. К любым чертям с матерями катись любая бумажка. Но эту…(В.В. Маяковский)

Градация –синтаксическая конструкция, в которой каждое последующее слово или группа слов усиливает или ослабляет смысловое и эмоциональное значение предыдущих.

Восходящая градация:

Не жалею, не зову, не плачу. (С.А. Есенин)

Нисходящая градация:

Ему обещает полмира,

А Францию только себе (М.Ю. Лермонтов)

Риторический вопрос –вопрос, не предполагающий в ответе новой информации; утверждение в форме вопроса.

Быть или не быть?

Вот в чем вопрос? (У. Шекспир)

Риторическое восклицание –одно или несколько восклицательных предложений, предназначенных для эмоционального воздействия.

Как беден наш язык! (Ф.И. Тютчев)

Риторическое обращение – обращение, которое носит условный характер и придает речи нужную авторскую интонацию.

Татьяна, милая Татьяна!

С тобой теперь я слёзы лью. (А.С. Пушкин)

О, вопль женщин всех времен:

Мой милый, что тебе я сделала?! (М. Цветаева)

Интонационные средства выразительности:

Интонация –основное выразительное средство звучания речи, позволяющее передать отношение говорящего к предмету речи.

Ритм – периодическое повторение каких-либо элементов текста через определенные промежутки.

Мелодика – повышение или понижение голоса.

Тембр – окраска голоса.

Тон – передача эмоций.

Логическое ударение – выделение голосом ключевого слова.

Богатство речи – неповторяемость в речи одних и тех же знаков и цепочек знаков.

Виды богатства:

1.Лексическое

2.Синтаксическое

3.Словообразовательное

4.Интанационное

5.Организации и динамики речи

6.Информационное

Лексическое богатство:

1. Многозначность –способность одного слова иметь несколько значений.

2. Синонимия – наличие в языке слов, близких или тождественных по значению:

Закручинился Иван Царевич, запечалился.

3. Антонимия – наличие в языке слов одной части речи с противоположным лексическим значением.

Ты румян, как маков цвет,

Я, как смерть, и тощ, и бледен

(А.С. Пушкин)

4. Омонимия –наличие в языке слов с одинаковым звучанием, написанием, но разным значением:

Когда я стаю,

Станет речка голубей.

Потечет, качая стаю

Отраженных голубей.

5.Паронимия – наличие в языке однокоренных слов, схожих по звучанию и написанию и различающихся лексическим значением:

Нет, не вспоминал, он помнил о ней.

Синтаксическое богатство речи –многообразие синтаксических конструкций (простые, сложные, полные, неполные предложения, обособления, риторические фигуры)

Словообразовательное богатство –это использование аффиксов для передачи оттенков значений:

Она сидела в своей комнатке, как мышонок в норке…(И.С. Тургенев)

Употребление уменьшительно-ласкательных суффиксов в данном случае подчеркивает незаметность героини Фенечки.

Посмотришь, вечерком он чувствует себя здесь маленьким князьком (М.Ю. Лермонтов)

Уменьшительно ласкательные суффиксы в данном случае выражают саркастическое отношение автора к герою.

Интонационное богатство – передача с помощью тона голоса различных чувств, эмоций (восхищение, удивление, угроза, равнодушие, обещание, звательная интонация, надежда, радость, печаль, грусть и др.)

Богатство организации речи – связь языковых элементов в речи, их следование, размещение.

Богатство динамики речи – развертывание речи в соответствии с движением сознания автора.

Богатство информационной насыщенности – содержательность текста, его насыщенность фактической, эмоциональной и другой информацией.

Уместность речи – организация языковых средств, наиболее подходящая для ситуации высказывания, отвечающая целям и задачам общения и способствующая установлению контакта между коммуникантами.

Виды уместности:

1) стилевая;

2) ситуативная;

3) лично-психологическая.

Чистота речи – отсутствие в речи излишних, засоряющих элементов.

Речь могут засорять:

1) иностранные слова

Идентичное решение было принято учащимися параллельного класса

2) диалектные слова

Все вечера сидят ребята у огончикови пекут опалихи

3) профессионализмы

Редис осеннего сбора закладывают на хранение способом пескования

4)индивидуальные неологизмы

Книгоединица, недоотдых

5) канцеляризмы и штампы

Охватить всех сотрудников кружками и семинарами

6) слова-паразиты

Э-э-э, так сказать, короче, вот…

Тема: Речевой этикет

Основные понятия: этикет, речевой этикет, этикетные ситуации. Вежливость, вежливость-искренность, вежливость-маска, формулы вежливости, речевое поведение, социальные роли, тактичность (деликатность, выдержка), пунктуальность, обязательность, скромность, достоинство, эмоции.

Речевой этикет – это правила должного речевого поведения, основанные на нормах морали, национально-культурных традициях.

Основная функция: осуществление бесконфликтного общения.

Этикет по происхождению французское слово (etiguette). Первоначально оно обозначало товарную бирку, ярлык (ср. этикетка), а затем так стали называть придворный церемониал. Именно в этом значении, особенно после принятия французского церемониала при венском дворе, слово этикет получило распространение в немецком, польском, русском и других языках. Наряду с этим словом для обозначения совокупности принятых правил, определяющих порядок какой-либо деятельности, используется слово регламентация и словосочетание дипломатический протокол. Все большее распространение в деловых кругах, особенно в последнее время, получает деловой этикет,отражающий опыт, нравственные представления и вкусы определенных социальных групп.

По тому, как человек знает этикет, соблюдает его, судят о нем самом, его воспитании, общей культуре, деловых качествах.

Владение речевым этикетом способствует приобретению авторитета, порождает доверие и уважение. Знание правил речевого этикета, их соблюдение позволяет человеку чувствовать себя уверенно и непринужденно, не испытывать неловкости из-за промашек и неправильных действий, избежать насмешек со стороны окружающих.

Неукоснительное следование правилам речевого этикета членами коллектива того или иного учебного заведения, предприятия, производства, офиса оставляет у клиентов, соучредителей, партнеров благоприятное впечатление, поддерживает положительную репутациювсей организации.

Факторы, определяющие формирование речевого этикета и его использование:

- Речевой этикет строится с учетом особенностей партнеров, вступающих в деловые отношения, ведущих деловой разговор: социального статуса субъекта и адресата общения, их места в служебной иерархии, их профессии, национальности, вероисповедания, возраста, пола, характера.

- Речевой этикет определяется ситуацией, в которой происходит общение. Это может быть юбилей университета, выпускной вечер, посвящение в профессию, презентация, научная конференция, совещание, прием на работу и увольнение, деловые переговоры и др.

В речевом этикете передается социальная информация о говорящем и его адресате, о том, знакомы они или нет, об отношениях равенства/неравенства по возрасту, служебному положению, об их личных отношениях (если они знакомы), о том, в какой обстановке (официальной или неофициальной) происходит общение, и т.д.

Вежливость – проявление уважения к адресу речи.

Правила слушающего:

ž Выслушивайте терпеливо, внимательно и доброжелательно;

ž Не прерывайте без необходимости, не делайте колких и обидных замечаний;

ž Подчёркивайте интерес к произносимому;

ž Не превращайте слушание в собственное говорение;

ž Обеспечивайте этический и эмоциональный контакт с собеседником невербальными средствами общения, междометиями и др.;

ž Регулируйте речь, адресованную вам, а не другим собеседникам.

Наши рекомендации