Горизонтальные коммуникации
Горизонтальное структурирование организации обладает ря дом важных преимуществ, делающих его основным при исполь зовании передовых информационных технологий, внедрении комплексной системы управления качеством. Построение организации вокруг нескольких основных процессов, а не заданий, значительное сокращение управленческих уровней, удовлетворение потребителей как цель и критерий оценки, самоуправляемые самообучающиеся команды как средство эффективного осу ществления целей — вот основные постулаты такого структурирования. Успех работы команды непосредственно зависит от характера коммуникаций. Известно, что коммуникации с лицами, имеющими примерно тот же статус на том же уровне в организации, обеспечивают индивидууму необходимую социальную поддержку. Людям, как правило, удобнее обратиться за поддержкой именно к тем, кто находится на том же уровне, что и они, а не к выше- или нижестоящим. Неформальный характер таких личностных обращений во много раз ускоряет распространение важной информации и принятие необходимых решений. Горизонтальные структурирования организации снимают бесполезные статусные уровни, являющиеся лишними цепочками в процессе передачи информации, открывая дорогу каскадной системе распространения информации, осуществляющей почти мгновенную ее передачу. Неформальная система является главным способом осуществления таких интерактивных коммуникаций. Переход от формальных к неформальным способам коммуникаций усиливает личностную ориентированность общения, но, как известно, личные цели могут не совпадать с целями организации, да и личные симпатии при выборе коммуникаций могут быть различными, усиливая субъективный характер общения. Поэтому, несмотря на свой положительный эффект, горизонтальные коммуникации могут приводить и к мгновенному распространению слухов, сплетен, бойкотированию того или иного сотрудника. Чтобы избежать таких негативных последствий, следует тщательно набирать персонал в бригады, команды, устанавливая не только профессиональные и личностные качества работников, но и их совместимость. И второй момент: при неформальном общении как никогда возрастает роль организационной культуры как средства регулирования таких взаимоотношений.
Появление горизонтальных, сетевых, холдинговых, виртуальных, аутсорсинговых организаций ведет к развитию и упрочнению новых горизонтальных и интерактивных коммуникаций, ба-
424
трующихся на развитии самообучающихся команд. Такие команды рождают собственную организационную культуру, с одной стороны, имеющую сходство с бригадной клановой культурой с ее высочайшей степенью доверия, преданности, сплоченности, а с другой стороны, ставящую и решающую цели лдхократии по продвижению к новым ресурсам, предоставлению новых продуктов и услуг, новаторству и изобретательности.