Горизонтальные коммуникации

Горизонтальное структурирование организации обладает ря дом важных преимуществ, делающих его основным при исполь зовании передовых информационных технологий, внедрении ком­плексной системы управления качеством. Построение органи­зации вокруг нескольких основных процессов, а не заданий, значительное сокращение управленческих уровней, удовлетво­рение потребителей как цель и критерий оценки, самоуправля­емые самообучающиеся команды как средство эффективного осу ществления целей — вот основные постулаты такого структури­рования. Успех работы команды непосредственно зависит от характера коммуникаций. Известно, что коммуникации с лица­ми, имеющими примерно тот же статус на том же уровне в орга­низации, обеспечивают индивидууму необходимую социальную поддержку. Людям, как правило, удобнее обратиться за поддер­жкой именно к тем, кто находится на том же уровне, что и они, а не к выше- или нижестоящим. Неформальный характер таких личностных обращений во много раз ускоряет распространение важной информации и принятие необходимых решений. Гори­зонтальные структурирования организации снимают бесполез­ные статусные уровни, являющиеся лишними цепочками в про­цессе передачи информации, открывая дорогу каскадной систе­ме распространения информации, осуществляющей почти мгновенную ее передачу. Неформальная система является глав­ным способом осуществления таких интерактивных коммуника­ций. Переход от формальных к неформальным способам комму­никаций усиливает личностную ориентированность общения, но, как известно, личные цели могут не совпадать с целями орга­низации, да и личные симпатии при выборе коммуникаций мо­гут быть различными, усиливая субъективный характер общения. Поэтому, несмотря на свой положительный эффект, горизонталь­ные коммуникации могут приводить и к мгновенному распрос­транению слухов, сплетен, бойкотированию того или иного со­трудника. Чтобы избежать таких негативных последствий, следует тщательно набирать персонал в бригады, команды, устанавливая не только профессиональные и личностные качества работников, но и их совместимость. И второй момент: при неформальном об­щении как никогда возрастает роль организационной культуры как средства регулирования таких взаимоотношений.

Появление горизонтальных, сетевых, холдинговых, виртуаль­ных, аутсорсинговых организаций ведет к развитию и упрочне­нию новых горизонтальных и интерактивных коммуникаций, ба-

424

Горизонтальные коммуникации - student2.ru Горизонтальные коммуникации - student2.ru Горизонтальные коммуникации - student2.ru трующихся на развитии самообучающихся команд. Такие ко­манды рождают собственную организационную культуру, с од­ной стороны, имеющую сходство с бригадной клановой культу­рой с ее высочайшей степенью доверия, преданности, сплочен­ности, а с другой стороны, ставящую и решающую цели лдхократии по продвижению к новым ресурсам, предоставлению новых продуктов и услуг, новаторству и изобретательности.

Наши рекомендации