Основные менеджерские характеристики. Управленческие особенности
Менеджер культуры выполняет следующие управленческие действия:
-планирует деятельность организации по поиску и отбору неординарных произведений, разработке идеи творческих проектов и самих проектов;
-осуществляет отбор творческих коллективов, талантливых исполнителей («звезд», коллективов, театров) для осуществления существующих или разработки и реализации нового творческого проекта;
-организует творческое развитие, репетиционную и концертную деятельность творческих коллективов, отдельной «звезды»;
-производит набор штатных единиц, решающих творческие, организационные и финансово-экономические задачи;
-координирует деятельность способов организации, включая все рабочие службы, задействованные в разработке и реализации творческого проекта (создание сценического имиджа «звезды», проведение маркетинговых исследований, рекламных кампаний, различных форм связей с обществом;
-осуществляет надзор за производством сценических аксессуаров, пошивом сценических костюмов, закупкой или производством музыкальных инструментов, светового, звукового, технического оборудования;
-осуществляет надзор за изобретением, распространением и продажей рекламно-печатной продукции, книг, журналов, музыкальных аудио- и –видеоклипов, билетов, афиш, листовок и т.п.
-осуществляет деятельность по разработке и организации гастрольных турне (формирование целей турне и определение маршрута, выявление его экономической и творческой целесообразности, условий для проведения творческих концертов, встреч, наличия транспорта и комфортных условий быта гастрольной труппы;
-стимулирует мотивацию сотрудников на эффективное выполнение поставленных задач (разработка системы поощрения, продвижение по службе и т.п.), а зрителей – на активное посещение реализованных творческих проектов (система скидок при посещении концертов, подарки, система качественных услуг);
-осуществляет поэтапный контроль за деятельностью персонала, занятого в реализации поставленных задач на каждой фазе, и деятельностью каждого сотрудника и всех служб, включенных в осуществление проекта. [20, 137-142]
Нагурский, Д. считает, что на основании многолетней практики менеджеры этой сферы уже выработали своеобразные этические нормы и правила, которые получили статус законов, правда, неписанных. В них вошли нормы отношений между самими менеджерами, менеджерами и артистами, менеджерами и подчиненными. Выработаны и применяются особые процедуры разрешения споров и конфликтов.
В силу своего служебного статуса и положения менеджер всегда несет ответственность за людей, с которыми он работает. Взаимодействие менеджера с исполнителем (артистом, художником, профессиональным или самодеятельным коллективом) всегда имеет утонченные этические формы, хрупкую структуру, способные в любой момент разрушиться под малейшим воздействием внешних и внутренних факторов. Исполнители всегда ищут хороших менеджеров, которые могли бы их профессионально и достойно представлять на внутреннем и зарубежном рынке исполнительского искусства.
Профессию менеджера социокультурной деятельности, можно определить как род деятельности, источником мотивации которой является искусство побуждения людей к достижению желаемых целей, получению намеченных результатов. [19, 24 – 31]
М.И. Станкин в своем труде говорит, что распределение заданий, поручений сотрудникам составляет суть управления, другими словами, управление можно определить – как умение выполнять свою работу через других людей.
Умение поручать дела подчиненным создает определенные преимущества руководителю:
-перемещает внимание с того, что может сделать сам, на то, что должен контролировать;
-освобождает время для более важной работы;
-развивает инициативу, обогащает опыт, знания, компетентность подчиненных;
-фиксирует уровни, на которых принимаются решения. [23, 319]
Профессиональное назначение менеджера социально-культурной деятельности заключается в осуществлении следующих функционально-должностных видов деятельности: менеджера отделов и комитетов культуры, менеджера-администратора всех уровней, менеджера клубных учреждений, парков культуры и отдыха, кинотеатров, центов досуга, народного творчества, туристических и молодежных центров, центров физической культуры и спорта, ночных клубов, казино, государственных, коммерческих, частных и других учреждений социокультурного типа.
Современные менеджеры обязаны следовать бесценному опыту наследию великих подвижников культуры. Разумеется, уровень профессионализма, профессиональная управленческая культура, профессиональная компетентность менеджеров социально-культурной деятельности далеко не однозначны и могут быть условно разделены на четыре типа. [24, c.44-56]
Чижиков В.В. выделяет: Первый тип. Менеджер социально-культурной деятельности обладает высоким профессиональным уровнем и оптимально мотивирован к работе в своей сфере. Его профессиональные качества, целеустремленность в работе гарантирует высокую эффективность деятельности.
Второй тип. Менеджер положительно мотивирован к работе в социокультурной сфере, но имеет низкий профессиональный уровень. Его положительная мотивация, стремление «выложиться» на работе приносит мало пользы, а иногда может «наломать дров» из-за своего низкого профессионализма.
Третий тип. Менеджер с низким профессиональным уровнем и недостаточной мотивацией в работе социокультурных учреждений. Такой тип относится к балласту управленческой системы, который тормозит развитие, отрицательно воздействует на коллег и структуры управления.
Четвертый тип. Менеджер обладает высоким профессиональным уровнем, но слабо или вообще не имеет мотивации к работе в учреждениях социокультурной сферы. Он пассивен, безразличен к целям и задачам учреждения культуры, качеству и эффективности работы и всегда может уйти с работы на более выгодное для него место.
Его высокий профессионализм и низкая мотивация в работе отрицательно сказываются на других сотрудников, «расхолаживают» коллектив и тем самым наносят вред общему делу. [24, c.53-54]
Н.Б.Бочарова в своих трудах рассматривает компетенции менеджера Социально-культурной деятельности. Долгое время культура рассматривалась как сфера, затрагивающаяся с экономической точки зрения. Сегодня культура стала рассматриваться как ресурс и инструмент для достижения внешних по отношению к ней социально-экономических целей, то есть перестала быть замкнутой на себя. В контексте современных тенденций она начинает восприниматься как ресурс новой экономики. Теперь успех деятельности учреждения культуры зависит от возврата вложенных средств через реализацию продукции, то есть товаров и услуг, что в немалой степени зависит от способности руководителя учреждения культуры и от тех компетенций, которыми он будет владеть.
Поэтому, чтобы добиться успеха и сделать учреждение культуры конкурентоспособным, прежде всего, на наш взгляд, необходимо превратить штатного руководителя в современного менеджера.
Эффективность деятельности современного учреждения культуры разными документами определяется как:
-целесообразным расходованием бюджетных средств;
-вклад организации в достижение цели министерства;
-постепенное внедрение новых решений с целью увеличения объема полученных денежных средств, закрепления и улучшения положения на рынке;
-вклад в формирование качественной городской среды, становление экономики, социальной стабильности;
-прибыльность деятельности учреждения культуры;
-степенью востребованности и признания обществом