Ценности и убеждения—Зачем? Почему?

Ценности—это то, что важно для вас.

Ценности-средства обеспечивают ценности-цели, которые очень сильны, и мотивируют вас чего-то достигать.

Ценностями и убеждениями определяется то, зачем вы что-то делаете. Они определяют ваши цели и служат основой ваших способностей. Ценности—это то, что важно для вас, и есть два типа ценностей—ценности-средства и ценности-цели. Для меня важно регулярно физически упражняться (ценность-средство), потому что я ценю свое здоровье (ценность-цель). Ваши ценности-цели в профессиональном контексте—это те причины, по которым вы делаете то, что делаете—удовлетворение от своей работы. Когда вы не получаете удовлетворения от работы, то вы не поддерживаете свои ценности и можете испытывать стресс. Ценности-средства обеспечивают ценности-цели, которые очень сильны, и мотивируют вас чего-то достигать. Например:

· Мне нравится возиться с мелочами в учебных материалах для моих курсов, потому что с помощью этого будет обеспечено качество.

· Я требую высокого качества от себя и своей команды, потому что с помощью этого наше подразделение будет иметь профессиональный имидж.

· Важно сохранять профессиональный имидж, потому что с помощью этого мы получим более сложные и престижные ответственные задачи, испытания наших сил.

· С помощью все больших испытаний наших сил, для меня и моей команды будут создаваться возможности развития.

ЦЕННОСТЬ-ЦЕЛЬ = развитие

Рикардо Семлер, 3 владелец “Семко С/A”, Бразильской производственной компании, ввел у себя радикально новые процессы бизнеса, сократил иерархию до трех уровней и начал доверять работникам в принятии правильных решений, без обсуждения с руководством. В традиционных терминах в компании мало контроля и почти нет дисциплины. Во время периода изменений некоторые менеджеры среднего звена ушли из компании, потому что они не смогли отождествиться с новыми ролями, которые их просили исполнять. Ведь сначала их взяли на работу для принятия решений, решения проблем и управления людьми, а эти роли уже не предназначались только для “менеджеров” по новым порядкам в “Семко”.

Ценности могут меняться с изменением жизненной ситуации. Если неожиданно нужно больше денег, чтобы поддерживать свой уровень жизни, то деньги могут стать более высокой ценностью. Если усложнились отношения с близкими, мы можем направить внимание и энергию на восстановление гармонии в семье. В большинстве случаев связанные с работой ценности становятся менее важными, когда есть сильная неудовлетворенность на более базовых уровнях человеческих потребностей, например в признании и принадлежности. Убеждения поддерживают и укрепляют наши ценности,—они, как клей, скрепляют их. Наши убеждения имеют мало общего с какой-то реальностью, кроме нашей собственной, и наши чувства очень эффективно отсеивают информацию, которая может противоречить убеждениям, и находят информацию, которая может поддерживать убеждения.

Убеждения поддерживают и укрепляют наши ценности,—они, как клей, скрепляют их. Наши убеждения имеют мало общего с какой-то реальностью, кроме нашей собственной.

Убеждения—это скорее мнения, чем факты. Вот популярный сценарий, демонстрирующий силу убеждений:

Как вы считаете, есть ли жизнь на других планетах, обладающая технологией для посещения Земли?

Некоторые люди верят в эту теорию, некоторые нет. Интересно отметить, что если собрать на вершине холма группу “неверящих” и группу “верящих”, чтобы они наблюдали в небе нечто похожее на НЛО, то по описаниям “неверящих” это будет земной аппарат или какая-то иллюзия, а “верящие” охотнее обратят внимание на возможность того, что это действительно НЛО. Убеждения каждой из этих групп по-разному влияют на их обработку информации и поддерживают их ценности. В НЛП дается такой принцип: в чем бы вы ни были убеждены, для вас это правда.

В чем бы вы ни были убеждены, для вас это правда.

В книге Роберта Дилтса “Изменение убеждений с помощью НЛП” есть забавная история, подчеркивающая силу убеждений. В ней рассказывается о пациенте психиатрической больницы, который считал себя трупом. Он ничего не ел и не пил. Психиатр некоторое время пытался убедить его в том, что он жив. Однажды психиатр спросил: “А у трупов течет кровь?” “Конечно, нет”—ответил пациент, после чего психиатр уколол палец пациента и пустил кровь. Заметив, что из пальца капает кровь, пациент сказал: “Черт побери! У трупов все-таки течет кровь!”

Мои клиенты часто просят меня, как специалиста по развитию, развить уверенность, и это теперь стало постоянной частью моих курсов по личностному развитию. Решающие элементы для развития уверенности—убеждения и идентичность. Разрешите мне сослаться на один пример этого в области проведения совещаний.

Решающие элементы для развития уверенности—убеждения и идентичность.

Когда вы встречаетесь с необходимостью провести совещание директоров, и группы главных специалистов, или быть председателем на таком совещании, ограничивающее убеждение насчет своей способности общаться с этими людьми может мешать вам проявить себя, и следовательно помешать вам получить хорошие результаты. Если такое ограничивающее убеждение достаточно сильно, участники совещания могут заметить сигналы неуверенности в вашем языке тела и интонации голоса. Это в свою очередь может повлиять на то, как они будут общаться с вами. В таком случае ваше ограничивающее убеждение может сделать бесполезными любые ваши знания или навыки в проведении совещаний.

Убеждения могут меняться с опытом. Если вы успешно проведете это совещание, такой опыт поможет вам свести на нет любое ваше ограничивающее убеждение насчет вашей способности эффективно общаться с такими группами людей. К сожалению, сбор такого опыта у многих людей занимает долгое время, и некоторые люди так никогда и не реализуют свой настоящий потенциал. Ограничивающие убеждения создают нересурсные * состояния ума и тела. Если вам не хватает уверенности, вы не в лучшем “состоянии” для того, чтобы справиться с ситуацией.

Нересурсные состояния требуют затрат энергии,—энергии, которую нужно направить на внешнюю проблему, а не на внутреннее противоречие в вашей нейрологии! *

Уверенность играет важную роль в приобретении навыков, и ее можно начать развивать, используя соответствующие названия идентичностей и слова убеждений. В этом и состоит наука об обучении. Когда эти составные части вашей нейрологии согласованы, вы в более ресурсном состоянии для того, чтобы учиться и развивать новые способности.

На одном семинаре я занялся моим другом, который работает независимым консультантом. Целью этого семинара было исследовать динамику некоторых составных частей личности и проанализировать, как они построены. Мой друг составил такую свою характеристику:

Идентичность

Сочетание “матери Терезы” и “Христофора Колумба” (честная и целостная помощь другим, и желание вести других по новым путям обучения и приключений.)

Ценности-цели

· Быть признанным наставником других людей

· Быть на переднем крае личностного развития

· Совершенствовать свои способности

· Поддерживать определенный уровень жизни для своей семьи

Ценности-средства

· Анализировать и понимать проблемы других

· Лучше узнавать себя

· Быть очень активным во многих группах

· Заводить много новых друзей

· Быть честным и экологичным с собой и с другими

· Находить новые техники и идеи развития

· Поддерживать достойный уровень дохода

Убеждения

· Каждому нужен наставник

· Наставники должны вкладывать время в собственное развитие

· Устранять ограничения легко

· Я нравлюсь людям, потому что я слушаю их

· Есть части моей нейрологии, которые я еще не понимаю

· Продвижение вперед достигается с помощью обучения и личностного развития

Этот мой друг—очень знающий и успешный консультант по личностному развитию. Люди хвалят его способности, сочувствие, понимание и дружелюбие. Он достиг успеха в своем деле. Его идентичность, ценности и убеждения дополняют друг друга, и его поведение полностью конгруэнтно * (согласовано) со всеми уровнями его нейрологии. Если вы хотите стать успешным консультантом по личностному развитию, я очень советую вам взять как образец эти черты идентичности, ценностей и убеждений.

На протяжении всей книги у вас будут возможности практиковать доступ к ресурсным * состояниям для различных ситуаций, и испробовать разнообразные ценности и убеждения для поддержания и развития своей идентичности. К тому же вы можете, если захотите, изменить названия своих идентичностей по мере изучения книги. Еще вы познакомитесь с несколькими прекрасными техниками для того, чтобы изменения на любом уровне происходили быстро.

УПРАЖНЕНИЕ 2

Ценности и убеждения

Вот упражнение для того, чтобы вы задумались о своих ценностях и убеждениях. Полезнее записывать свои ответы, как только они приходят к вам в голову, а не беспокоиться о том, это ценность-цель или ценность-средство, это ценность или убеждение.

Ответьте на каждый вопрос по очереди. Цель первого вопроса—выявить цель-средство. Цель второго вопроса—выявить ценности более высокого уровня, которые могут быть средствами или целями. Если к вам больше не приходят на ум ответы на второй вопрос, то вы скорее всего дошли до ценности-цели. Найдите по крайней мере три разных ответа на второй вопрос. Цель третьего вопроса—выявить убеждения, которые поддерживают ваши ценности. Найдите по крайней мере четыре убеждения, поддерживающие каждый ваш набор ценностей. Если вы не уверены, что это,—убеждение, ценность-средство или ценность-цель, хорошо,—просто запишите свои мысли.

Как можно быстрее набросайте первоначальный вариант, а затем пересмотрите написанное и обдумайте потенциал каждой ценности и каждого убеждения.

Вопрос 1 Что именно вы цените в своей работе настолько, что если бы его не было, вы были бы гораздо меньше довольны своей работой?

Ответ ____________________

Вопрос 2 И что эта ценность вам дает?

Ответ ____________________

Ответ ____________________

Ответ ____________________

Вопрос 3 В чем вы убеждены, раз вы цените эти вещи?

Ответ ____________________

Ответ ____________________

Ответ ____________________

Ответ ____________________

Ответ ____________________

Какие у вас успехи в этом упражнении? Возможно, вы впервые задали себе вопрос о мотивах и целях своих действий. На этом этапе я намерен дать вам базовые знания о том, как вы можете развивать гибкость в поведении. Как специалист по развитию, я считаю неэтичным насильно изменять людей или манипулировать ими. Изменения происходят только тогда, когда люди сами хотят изменений.

Неэтично насильно изменять людей или манипулировать ими.

Если при изучении этой и последующих глав вы решите принять другие или новые идентичности, ценности и убеждения, предложенные здесь техники окажутся для вас очень эффективными. Вы можете довольствоваться тем, что изменять форму квадратных втулок или брать тяжелые молотки. Тем не менее я призываю вас постоянно ставить под вопрос действенность и полезность своих ценностей и убеждений. Помогают ли они вам стать самой гибкой частью вашей организационной системы?

Наши рекомендации